Установление связи между объектами закупки
Объектом закупки принято считать приобретаемые товары, услуги, работы по результатам процедуры. Для определения функциональной, технологической связи между объектами закупки общепринятых критериев и единых правил российским законодательством не предусмотрено. При этом объединение предметов закупки без наличия такой связи влечет за собой нарушение закона «О защите конкуренции» (ч. 3 ст. 17).
Поэтому для каждой конкретной закупки сначала устанавливают наличие взаимосвязи между закупаемыми товарами либо услугами (работами), чтобы понимать, будет ли ограничивать конкуренцию их объединение. К примеру, допускается объединение в один лот закупки программного обеспечения и услуг сопровождения ПО (письмо Минфина РФ от 19.09.2017 № 24-06-06/60727).
Перед тем как объединять предметы закупки, обязательно нужно установить:
- входят ли они в единый товарный рынок;
- входят в один или разные СРО;
- используются ли аналогичные лицензии.
Например, ОСАГО совместимо с прочими типами страхования, но лицензии применяются разные. Соответственно, объединение таких закупок приведет к ограничению числа участников (ч. 2 ст. 32 закона № 4015-1).
Можно ли объединить закупку ОСАГО и КАСКО в один лот по 44-ФЗ? Ответ от этот неоднозначный вопрос дал суд. Материал будет доступен после оформления пробного бесплатного доступа к системе "КонсультантПлюс".
Когда не допускается объединение взаимосвязанных товаров в единую закупку
Недопустимо объединение лотов в одну закупку (кроме приобретаемых товаров у единого поставщика, услуг и работ у одного исполнителя, подрядчика) взаимосвязанных товаров (работ, услуг) функционально, технологически в следующих ситуациях:
- Если к продукции предусмотрено ограничение (запрет), в частности, для закупки медикаментов иностранного производства, входящих в перечни № 1, 2 постановления Правительства России от 23.12.2024 № 1875. К примеру, такими товарами являются аппараты ИВЛ (тип медицинских изделий по НКМИ, коды 232870, 232890). Их нельзя объединять в процессе закупки в один лот с товарами, не входящими в указанные позиции.
- При установлении организациям инвалидов преференций. В единую закупку нельзя объединять приобретаемые товары (работы, услуги), включенные в специальный перечень № 3500-р (ч. 4 ст. 29 ФЗ № 44) с закупаемой продукцией, не входящей в этот перечень. По нему организациям инвалидов предоставляются определенные преимущества.
- При закупке медицинских препаратов с разными МНН (группировочными, химическими наименованиями), по которым начальная максимальная цена контракта (НМЦК) больше предельного значения, в т. ч. при закупке медицинских препаратов с различными МНН (группировочными, химическими наименованиями) и торговыми наименованиями. Правило не применяется к установлению поставщика, с которым подписывается контракт со встречными инвестиционными обязательствами согласно ст. 111.4 ФЗ № 44.
- В процессе закупки медицинских препаратов определенных категорий. К примеру, не допускается совместная закупка медицинских препаратов с другими, у которых по дозировке и лекарственной форме отсутствует эквивалент. Также нельзя объединять в одной закупке с другими лекарствами психотропные, наркотические и радиофармацевтические препараты. Допускается объединение таких лекарственных средств с прочими медицинскими препаратами в одном лоте исключительно тогда, когда максимальная стоимость контракта НМЦК не превышает 1 тыс. рублей (п. 2 ПП РФ № 929).
- При закупке медицинских препаратов иностранного производства из Перечня ЖНВЛП № 2406-р, к которым предъявляются ограничения. Эти лекарственные средства нельзя объединять с препаратами, которые не включены в указанный перечень. Исключением являются лекарства из Перечня стратегических значимых медикаментов № 1141-р. Запрещается их объединять с другими лекарствами, которые не входят в этот перечень (ПП РФ № 1875).
- При осуществлении закупки звукового оборудования либо музыкальных инструментов, входящих в перечень № 2 ПП РФ № 1875. Товары отдельных позиций этого перечня запрещено объединять с другими товарами, не относящимися к этой позиции.
- В случае выполнения закупок разных типов медицинских предметов — при превышении стоимости лота (НМЦК) установленного лимита, который зависит от финансовых затрат на приобретение медицинских товаров в предыдущем году. К примеру, если в прошлом году на покупку медикаментов было потрачено до 50 млн рублей, лимит на сумму закупки составит 600 тыс. рублей. Согласно ПП РФ от 19.04.2021 № 620 не применяют эти положения в следующих случаях:
- при подписании контракта на основании результатов закупки медицинской продукции, а именно контракта со встречными инвестиционными обязательствами;
- при закупке медицинских товаров с совместимыми с ними расходными материалами;
- в случаях закупки медицинских товаров по контрактам жизненного цикла, определенных российским правительством.
Когда допускается объединение в единый лот строительства с проектированием
Объединение в один лот по 44-ФЗ проектирования и строительных работ допускается в следующих случаях:
- Если вы подписываете контракт жизненного цикла в предусмотренных российским правительством ситуациях. Например, предметом контракта могут быть проектирование и строительство аэродромов либо проектировочные работы и сооружение уникальных объектов капитального строительства.
- Если вы одновременно закупаете проектировочные и строительные работы объектов капстроительства, в т. ч. их ввод в эксплуатацию. Контракты такого типа подписывают исключительно на утвержденных российским правительством основаниях, которые зафиксированы в ПП РФ от 12.05.2017 № 563. Не применяют такие основания при подписании контракта на разработку рабочей документации и возведение зданий капстроительства на основе подготовленной ранее проектной документации (письмо Минфина РФ от 02.11.2017 № 24-02-05/72371).
- Если вы одновременно закупаете работы, связанные с инженерными изысканиями и (или) разработкой проектной документации, строительные работы, реконструкцию либо работы, связанные с капремонтом объекта капстроительства — до 01.01.2026 (ч. 56 ст. 112 ФЗ № 44).
При закупке строительных работ, капремонта (реконструкции) объектов капстроительства, в т.ч. их сноса в описание предмета закупки обязательно включается проектная документация (типовая проектная документация, смета на проведение капитального ремонта объекта капстроительства). Согласно ФЗ № 44 исключениями являются следующие случаи:
- если закупка планируемых работ осуществляется на основании ФЗ № 44 (ч. 16, 16.1 ст. 34), при этом предметом подписываемого контракта в т. ч. являются работы, связанные с проектированием объекта капитального строительства;
- если согласно действующему российскому законодательству не требуется подготовка указанной документации.
Соответственно, объединение в одну закупку работ по проектированию и строительству, когда это не предусматривается законодательством, не отвечает ФЗ № 44 (п. 8 ч. 1 ст. 33) и может иметь признаки ограничения конкуренции.
Когда допускается объединение в единый лот строительства с поставкой и установкой оборудования
Объединение в единую закупку стройработ с доставкой и установкой оборудования допускается в том случае, если это оборудование имеет неразрывную взаимосвязь с выполнением строительства и его установка после завершения строительных работ невозможна без внесения изменений в конструкцию объекта строительства. Об этом говорится в письмах ФАС РФ от 10.04.2019 № АН-439/09, от 09.04.2019 № МЕ/28771/19.
Как объединить лоты в одну закупку до 01.01.2026? Заказчики, в частности, могут проводить закупки, объединяя в один контракт такие товары, услуги и работы:
- Инженерные изыскания и (или) разработка документации проекта, строительные работы, реконструкция и (или) капитальный ремонт зданий капстроительства, в т. ч. поставка необходимого оборудования для эксплуатации таких зданий (если такое оборудование предусматривается проектными документами). Но в таком случае нужно обязательно учитывать некоторые особенности, определенные ФЗ № 44 (ч. 58–63 ст. 112). К примеру, согласно российскому законодательству подобные закупки допускаются методом проведения аукционов либо конкурсов.
- Выполнение стройработ, реконструкции и (или) капремонта зданий капстроительства и поставка необходимого оборудования для эксплуатации данного объекта (если в проектной документации такое оборудование отражено). Согласно ФЗ № 44 (ч. 63.1 ст. 112) в контракте обязательно нужно указать отдельно стоимость поставки закупаемого оборудования и стоимость выполнения запланированных стройработ, реконструкции и (или) капремонта объекта капстроительства.
Также для закупки некоторых групп товаров российское правительство может устанавливать отдельные требования к формированию лотов. Например, предметом одного лота закупки могут выступать медицинские товары разного типа, приобретаемые на основании контрактов жизненного цикла (подобные случаи определены российским правительством — п. 2 ПП РФ от 19.04.2021 № 620).
ВАЖНО! Монтажные работы, наладку медицинского оборудования обязаны осуществлять исключительно специалисты, у которых имеется соответствующая лицензия на выполнение таких работ. Требование относится к установке, наладке медицинского оборудования, включенного в Перечень № 2129, для которого указанные мероприятия предусматриваются нормативными, технико-эксплуатационными документами производителя этого медицинского оборудования (ПП РФ от 30.11.2021 № 2129, п. 17 ч. 1 ст. 12 закона «О лицензировании»).
В остальных ситуациях подобные объединения закупок согласно российскому законодательству (ч. 1 ст. 33 ФЗ № 44 и ч. 3 ст. 17 ФЗ № 135) могут признаваться нарушением законодательства РФ. Поставка оборудования и строительные работы — это закупки разных рынков, у каждого из которых собственные хозяйственные субъекты. При этом по общепринятым правилам подрядчик, который будет выполнять стройработы, обязательно должен входить в СРО, а поставщику оборудования специальная правоспособность не требуется.
Итоги
Объединять в одну закупку отдельные лоты допускается, если между предлагаемыми товарами, услугами либо работами существует функциональная, технологическая связь. Недопустимо такое объединение в процессе закупки (кроме приобретаемых товаров у единого поставщика), если к продукции предусмотрено ограничение (запрет), при установлении организациям инвалидов преференций, в случае закупки медицинских препаратов с разными МНН или иностранного производства и в прочих ситуациях, определенных действующим российским законодательством (Федеральным законом № 44).