Отражение сведений о запретах, ограничениях и допусках иностранных ТРУ
Правительство РФ вправе устанавливать разные лимиты (под которыми будем понимать и запреты, и допуски, и условия, и ограничения) доступа к иностранным ТРУ, а Минфин определяет условия их допуска. Они обязательны к применению, если не предусмотрено исключение соответствующими актами Правительства РФ. Если все-таки исключение установлено, то в ЕИС (Единой информационной системе) должно быть размещено обоснование несоблюдения запретов.
Национальный режим по 44-ФЗ не применяется, если торги проводятся:
- ФСБ;
- внешней разведкой с целью обеспечения безопасности России;
- органами госохраны для осуществления ими прямых функций.
Ограничения устанавливаются в зависимости от кода ОКПД2 и наименования продукции. Неверный подбор кода приведет к установлению излишних ограничений, из-за чего на заказчика будет наложен штраф. В план-график сведения об установленных ограничениях не включаются. Они указываются в извещении, приглашении или документации в зависимости от формы проведения торгов.
По условиям допуска участникам из ЕАЭС предоставляются преимущества.
Применение запрета на допуск иностранных ТРУ
Запрет устанавливается при проведении закупок отдельных видов промтоваров и ПО. Если товар не производится в ЕАЭС, запрет разрешено не устанавливать. Условия допуска не применяются, если на товары установлен запрет и объект закупки включен в перечень к приказу № 126н. Запрет действует на все закупки, включая и поставляемые единым контрагентом.
При закупке ПО, компьютеров и компьютерной техники важно учесть не только технологические особенности, но и требования о допуске продукции, производство которой приходится на иностранные государства. Подробнее об этом можно узнать из Готового решения от "КонсультантПлюс". Материал можно изучить после оформления пробного бесплатного доступа к системе.
Он устанавливается на все товары, ОКПД2 которых включены в перечень из ПП № 616. В рамках одного лота и контракта не объединяются ТРУ, перечисленные в этом постановлении и отсутствующие в нем. Если в Минпромторге запрашивается разрешение на закупку иностранных товаров, то в его описании должны приводиться характеристики, аналогичные тем, которые были представлены в министерство.
Применение национального режима по 44-ФЗ предусматривает, что отечественная промышленная продукция должна состоять в соответствующем реестре Минпромторга или ЕАЭС. Реестровые записи должны быть действующими на всех этапах проведения закупки и исполнения контракта. Продукция даже российского производства может быть признана иностранной, если он в заявке не укажет число баллов или укажет недостоверную информацию.
Если товар соответствует условиям нацрежима, но в реестре отсутствует детальная информация о нем, это не является основанием для отклонения участника. При исполнении контракта нужно следить за предоставлением документов, в которых указана страна происхождения товара.
Национальный режим при осуществлении закупок 44-ФЗ предполагает, что запрет не распространяется на товары, если одна его единица стоит меньше 300 тысяч рублей, а общая их стоимость по контракту — не более 1 миллиона рублей. Совокупностью считают товары, относящиеся к одному 9-значному коду ОКПД2. Запрет не действует на товары:
- производство которых отсутствует на территории ЕАЭС;
- предназначенные для оказания неотложной медпомощи, ликвидации ЧС;
- необходимые для обеспечения совместимости с имеющимися у заказчика товарами при их взаимодействии.
Запрет при закупке ПО не устанавливается, если она:
- связана с гостайной;
- необходима для удовлетворения нужд заказчиков в иностранном государстве;
- ПО в ЕАЭС не создается;
- если ПО есть в реестре, но заказчик может обосновать, почему оно ему не подходит.
На ПО запреты установлены в постановлении № 1236, а условия допуска — в Перечне № 1 к приказу № 126н. Если оно отсутствует в первом, но присутствует во втором, то применяются условия допуска.
Применение ограничений на допуск иностранных товаров
Национальный режим в госзакупках по 44-ФЗ предусматривает не только запреты, но и ограничения на допуск ТРУ:
- по отношению к лекарствам — в соответствии с требованиями Постановления № 1289;
- медицинским изделиям — по постановлениям № 102, 616, 617 в частях, касающихся названных товаров;
- продуктам питания — в соответствии с постановлением № 832;
- промтоварам — по постановлению № 617;
- радиоэлектронике — по постановлению № 878.
Квотирование закупок
Под ним понимают выполнение минимальной обязательной доли закупок отечественных товаров (или происходящих из ЕАЭС) в процентах от закупок соответствующих ТРУ в текущем году. При определении НМЦК учитываются только товары, происходящие из ЕАЭС. Для расчета НМЦК запросы сначала рассылаются предприятиям и ИП, данные о которых приведены в ГИСП.
Если в этом реестре менее трех поставщиков необходимых товаров, информацию можно взять из ЕИС (реестр контрактов), поставляющих идентичные (а при отсутствии — однородные) товары, происходящие из ЕАЭС. Если коммерческие предложения не получены от контрагентов, включенных в ГИСП или их там нет, НМЦК определяется по ст. 22 закона. При описании объекта закупки в запросе целесообразно использовать информацию по отечественному товару из КТРУ.
Итоги
Правила национального режима по 44-ФЗ предусматривают установление запретов, ограничений, условий допуска по отношению к иностранной продукции и устанавливаются рядом постановлений и приказов Правительства или Минфина. Устанавливается минимальная доля продукции отечественного производства, к которой приравниваются и товары, происходящие из ЕАЭС. Важно правильно определять коды ОКПД2, поскольку неверный код приведет к неправильному определению постановления, к наложению штрафов или отмене закупки.