Кто имеет законное право стать участником закупки
Согласно действующему российскому законодательству участниками закупок могут быть:
- физические лица;
- индивидуальные предприниматели;
- юридические лица;
- самозанятые.
По закону не имеют такого права иноагенты и офшорные организации. К последним относятся юридические лица, зарегистрированные на территориях зарубежных государств, применяемых для промежуточного владения активами на территории РФ.
Единые требования к участникам закупки
При выполнении закупки у единственного поставщика товаров (услуг) и при конкурентных закупках заказчик обязан учитывать следующие единые требования к участникам закупки по 44-ФЗ:
- Участник соответствует требованиям, предъявляемым по российскому законодательству к лицам, которые предоставляют какие-либо услуги, выполняют работу, поставляют товар, то есть являются объектом закупки (требования о наличии аккредитации, лицензии, членства СРО и пр.).
- участник не находится в процессе ликвидации либо не приостановлена его деятельность в результате совершенных административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ.
- в отношении участника закупок отсутствует решение арбитражного суда о банкротстве, не открыто конкурсное производство.
- участник не должен быть офшорной компанией либо иноагентом.
- юридическое лицо, подающее заявку на участие в процедуре закупки, в течение крайних двух лет не штрафовали уполномоченные государственные органы за получение от собственного имени незаконных вознаграждений.
- для участия в закупочной процедуре участник не имеет каких-либо ограничений, установленных российским законодательством.
- участник должен обладать исключительными правами на интеллектуальную деятельность, которые заказчик покупает по контракту (данное требование не распространяется на контракты, связанные с финансированием показов либо проката национальных фильмов, созданием литературных произведений, искусства).
- Одно из ключевых требований к участникам аукциона (конкурса) по 44-ФЗ — отсутствие (погашена, снята) судимости за экономические преступления, в том числе определенные УК РФ ст. 289–291.1, участники не лишены права заниматься определенными видами деятельности (не дисквалифицированы), которые напрямую связаны с объектом закупки.
- Участник не должен иметь за предыдущий календарный год задолженностей по налоговым и прочим обязательным бюджетным платежам, общая сумма которых составляет более 25% от балансовой стоимости его активов за крайний отчетный период — согласно финансовым документам из бухгалтерии.
Также не допускаются обстоятельства, когда участниками закупок на аукционе (в конкурсе) выступают лица, напрямую связанные с заказчиком (должностные лица, их усыновители либо усыновленные дети, супруги, родные и не полнородные сестры (братья), прочие близкие родственники), которые являются:
- физическими лицами;
- индивидуальными предпринимателями;
- руководителями либо учредителями компаний;
- единоличным исполнительным органом;
- членами коллегиальных органов (структуры управления, унитарной организации либо исполнительного органа);
- выгодоприобретателями корпоративных организаций.
Если участник, подавший заявку на участие в аукционе (конкурсе) закупок, не отвечает единым требованиям российского законодательства либо подал о себе недостоверные сведения, его отстранят от процедуры. Кроме того, ему могут отказать в подписании контракта (ФЗ № 44, ч. 9 ст. 31).
Когда согласно 44-ФЗ к участникам закупок предъявляются требования по наличию аккредитации, лицензии, прав интеллектуальной собственности, членства СРО
Чтобы не устанавливать излишние требования к участникам закупки по 44-ФЗ, рекомендуется проверить отношение объекта закупки к деятельности, требующей наличия лицензии, аккредитации, членства СРО либо прав интеллектуальной собственности. Например:
- для проведения технического осмотра транспортных средств обязательно требуется наличие аккредитации;
- не допускается истребование лицензии как для лицензируемых, так и для, наоборот, не подлежащих лицензированию видов деятельности, выступающих объектом закупок;
- для кадастровой либо оценочной деятельности требуется наличие у участника закупки (его сотрудников) членства в СРО;
- если контрактом предусматривается применение результатов интеллектуальной деятельности, правообладатель которых, согласно ГК РФ, установил требование о наличии его разрешения на использование интеллектуальной собственности, тогда участник закупок должен иметь такое разрешение.
ФАС России дает следующие объяснения для строительной деятельности, а именно — про необходимость наличия членства в СРО у участников закупок:
- при закупке работ, выполнение которых требует наличия членства в СРО, рекомендуется устанавливать такое требование к участникам, чтобы избежать ограничения конкуренции;
- в случае закупки работ, связанных с инженерными изысканиями, оформлением проектной документации, строительством, капитальным ремонтом либо реконструкцией, демонтажем и последующим сносом объектов капитального строительства, рекомендуется устанавливать к участникам аукциона согласно ГК РФ требование о наличии в соответствующей СРО взносов в компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств, возмещения вреда.
Если закупочным контрактом предусмотрено несколько работ, требующих разных лицензий, тогда требования по их наличию рекомендуется устанавливать непосредственно к исполнителям этих работ (подрядчикам).
Документы для подтверждения участником закупок своего соответствия требованиям, определенным положениями ФЗ № 44, п. 1 ч. 1 ст. 31
Подтвердить собственное соответствие требованиям российского законодательства согласно ФЗ № 44 участник процедуры закупки может документами, которые заказчик предусмотрел в закупочной документации. Заказчик обязуется установить полный перечень таких документов. При этом:
- Если участнику процедуры закупки заказчиком устанавливается требование о наличии соответствующей лицензии, заказчик должен точно указать, какая именно нужна лицензия.
- Некоторые документы, которые подтверждают, что участник соответствует указанным требованиям, могут быть не предусмотрены российским законодательством. В итоге в заявке нужно представлять только те подтверждающие соответствие участника бумаги, которые входят в перечень документации, определенной законом.
- Если для исполнения закупочного контракта в сфере строительства необходимо членство в СРО, то требование предоставления соответствующих подтверждающих документов не устанавливается (в таком случае проверкой данных об участниках закупки, в том числе членства в СРО и их обязательств, уровня ответственности в компенсационных фондах, занимается специальная комиссия по закупкам).
Наличие лицензии, выданной участнику закупки согласно правилам лицензирования, установленным российским законодательством, подтверждает соответствующая запись в Реестре лицензий. Заказчик согласно ФЗ-44 (ч. 8 ст. 31) обязан самостоятельно проверить в Реестре регистрацию предоставляемой лицензии. Участнику для выполнения такого требования достаточно приложить к заявке на закупку документ с данными, подтверждающими наличие и статус лицензии.
Требование об отсутствии участника в перечне РНП
Заказчик вправе предъявить по 44-ФЗ дополнительное требование к участнику: о его отсутствии в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП). В этот перечень включают индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, нарушивших условия закупок, установленные требованиями 44-ФЗ, и поставщиков, нарушающих регулярно условия заключенного договора либо отказывающихся подписывать такой документ.
Пошаговую инструкцию о том, как и на каких основаниях внести контрагента в РНП по 44-ФЗ, вы найдете в Готовом решении от "КонсультантПлюс". Она будет доступна после оформления пробного бесплатного доступа к системе.
Согласно действующему российскому законодательству требование к участникам закупки по ФЗ № 44 об отсутствии в списке РНП не является обязательным. Но для минимизации рисков неисполнения закупочных контрактов либо некачественного их выполнения это дополнительное требование рекомендуется предъявлять.
ВАЖНО! Если заказчик не предусмотрел требования ФЗ-44 (ч. 1.1 ст. 31), он обязуется предъявить требование об отсутствии в РНП сведений об участнике закупочного контракта, и лицах, которые попали в список РНП, по причине отказа выполнения контракта из-за введения иностранных экономических санкций и прочих ограничительных мер в отношении заказчика (постановление № 2571).
Такое дополнительное требование, как считают представители Минфин РФ, применимо для закупочных контрактов (электронных закупок), независимо от типа товара, предоставляемых услуг и выполняемых работ. Также его применяют при подписании договоров с единственным исполнителем, поставщиком, подрядчиком.
Требование об отсутствии участника в списке РНП можно включать в извещение или документацию, если она предусмотрена ФЗ-44. Но заказчик не имеет права требовать какие-либо подтверждающие бумаги этого факта от участника закупок, он обязан самостоятельно проверить наличие соответствующей информации в РНП. При выявлении сведений о несоответствии участника закупки данному требованию заказчик вправе отказать ему в заключении контракта.
Дополнительные требования ФЗ РФ № 44 к участникам закупочных процедур
Дополнительные требования к участникам закупки по 44-ФЗ предъявляют, когда имеет место конкурентная процедура. В заявку не вносят бумаги (сведения), подтверждающие соответствие претендента на участие в закупочном соглашении дополнительным законным требованиям, в случае проведения электронных закупочных аукционов (конкурсов, запроса котировок). Соответствующую информацию предоставляет оператор электронной площадки.
Дополнительные требования ФЗ РФ № 44
К участникам закупочных соглашений по отдельным типам услуг, товаров и работ российским законодательством предусмотрены дополнительные требования, установленные приложением постановления № 2571:
- Дополнительные требования предъявляются к закупочным объектам, предусматривающих поставку (выполнение) одного либо одновременно нескольких товаров, разных работ и услуг, прописанных в графе «Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, наименование товаров, работ, услуг, являющихся объектом отдельных видов закупок», соответствующей позиции ПП № 2571.
- Если в графе «Дополнительные требования к участникам закупки» ПП № 2571 прописано требование о наличии материальных ресурсов, в документах (извещении), предусмотренных законодательством (ФЗ-44), обязательно прописываются требования о наличии у участника такого оборудования, инструментов и прочих ресурсов для выполнения условий закупочного договора. Также в извещении указывают технические, количественные и качественные показатели данных материальных ресурсов, в каком количестве они требуются.
- Опытом выполнения закупочного соглашения является опыт исполнения соответствующего договора (контракта) на оказание одновременно нескольких услуг либо одной, предоставление установленного количества работ, поставку одного (нескольких) видов товаров из перечня графы ПП № 2571 «Дополнительные требования». Если в этой графе указано больше одного варианта опыта предоставления услуг (выполнения работ), то претендент на участие в закупках считается соответствующим предъявляемому требованию, если у него имеется даже один из перечисленных видов опыта.
- Подтвердить требования 44-ФЗ к опыту участника в ситуациях, описанных в ПП № 2571 (абз. 6 подп. «б» п. 3), можно исключительно исполненным контрактом (договором), определенным ФЗ-44 (ФЗ-223), во всех остальных ситуациях — любым закрытым договором;
- Стоимостью предоставленных услуг, работ, товаров согласно договорному соглашению, предусмотренному графой «Дополнительные требования», считается общая стоимость услуг, работ и товаров, занесенных в акт приемки выполненных работ, предоставленных услуг и товаров. Актов может быть несколько, но цены суммируются только тех, выполненные работы (услуги, товары) по которым соответствуют предмету закупки. Акт должен быть прописан в графе «Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям», согласно позиции в ПП № 2571.
- Документы, подтверждающие соответствие претендента на участие в закупочном аукционе (конкурсе) дополнительным требованиям, предусмотренным графой ПП № 2571 «Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям», отправляются непосредственно участниками закупочной процедуры и по общим правилам полным комплектом, включая все дополнительные приложения. При прохождении закрытых закупочных аукционов (конкурсов) участники могут отправлять оригиналы подтверждающих бумаг или заверенные участником ксерокопии. Если процедура осуществляется в электронном виде, подтверждающие документы оформляются и отправляются в электронном виде (также допускается такой вариант — электронные образы оригинальных бумажных документов).
- Если документы (сведения), предусмотренные вышеуказанной графой ПП № 2571, присутствуют в общедоступных открытых государственных реестрах на интернет-площадках (на официальном сайте ЕИС), то вместо подтверждающих документов участник имеет право отправлять номер записи в Реестре. Если же сведения в документах, предоставляемых участником закупки, не соответствуют данным ЕИС, крайние являются приоритетными.
Решение о соответствии дополнительным требованиям участника договора закупки нужно принимать только на основании сведений и документов, предоставляемых оператором электронной платформы. Документация (сведения), подтверждающие опыт и предоставляемые непосредственно самим участником закупок, специальная комиссия не рассматривает.
Дополнительное требование ФЗ № 44, ч. 2.1 ст. 31
Если НМЦК (при проведении совместного аукциона, конкурса по закупкам — сумма НМЦК) составляет от 20 млн рублей, заказчик вправе предусмотреть по 44-ФЗ дополнительные требования к участникам закупочных контрактов о присутствии соответствующего опыта. С учетом правопреемства условия контракта (договорного соглашения по ФЗ-223) должны быть выполнены в течение трех лет до дня подачи заявки. По закупочному контракту (договору) цена выполненных обязательств не может быть меньше 20% НМЦК.
Все требования, предъявляемые в период выполнения условий договора (контракта) об оплате штрафов, должны быть выполнены в полном объеме. Подтвердить такое требование, по мнению представителей Минфина РФ, участники закупки могут, в частности, контрактным соглашением, по которому, согласно утвержденным Правилам ПП РФ № 783, все начисленные штрафы были списаны.
Соответствие предъявленного к участнику требования 44-ФЗ об опыте подтверждается любым из перечисленных способов:
- выпиской, сделанной из Реестра контрактов, в содержании которых присутствует информация, представляющая гостайну;
- номером записи, находящейся в Реестре контрактов;
- закрытым договором, составленным согласно ФЗ-223, а также исполненным контрактом по ФЗ-44;
- актом приемки, который подтверждает общую стоимость выполненных работ, предоставленных услуг, поставленных товаров.
Присутствие сведений в Реестре о договорном соглашении (контракте), имеющем статус «Исполнение», и отсутствие здесь же требуемых документов не говорит об отсутствии необходимого опыта выполнения закупочных контрактов (договоров) у участника. Такое возможно, если вся необходимая документация, предусмотренная ПП № 2571, размещена в Реестре участников закупки, аккредитованных на электронных платформах.
Итоги
Претендентом на участие в закупках, согласно ФЗ № 44, может стать субъект, отвечающий определенным требованиям, установленным действующим российским законодательством: физическое или юридическое лицо, индивидуальный предприниматель. Закон предусматривает как единые требования к участникам закупки по 44-ФЗ, так и дополнительные — в зависимости от условий контракта, сферы деятельности и типа объекта закупки (о наличии лицензии, аккредитации, членства в СРО). Также заказчики вправе устанавливать требования к участнику по закупочным контрактам об отсутствии сведений о нем в РНП.