Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Что понимается под нормированием в сфере закупок по 44-ФЗ

Нормирование в сфере закупок позволяет предотвратить излишество в торгах. При этом накладываются ограничения на цены, характеристики ТРУ (товаров, работ, услуг), а также ограничиваются издержки по содержанию государственных органов. Властный орган на любом уровне самостоятельно осуществляет нормирование как для себя, так и для подведомственных заказчиков по правилам, устанавливаемым в соответствующих актах федеральных и местных исполнительных органов. Документы, касающиеся нормирования, размещаются в ЕИС (Единой информационной системе) и доступны для всеобщего ознакомления. Издание правил и нормирование закупок в общих требованиях определены Правительством РФ.

Сущность нормирования

Под нормированием в сфере закупок понимается ряд ограничений, накладываемых на муниципальные, казенные и государственные учреждения с целью лимитирования их затрат на закупку ТРУ и недопущения закупки излишних предметов роскоши. Последние не расшифровываются в законе, поэтому под ними подразумевают дорогие ТРУ с избыточными потребительскими свойствами. С помощью механизма нормирования властные органы определяют критерии, по которым подведомственные им заказчики устанавливают избыточность устанавливаемых характеристик.

ВАЖНО! Учреждения, перечисленные в п. 2 Постановления Правительства (ПП) РФ от 31.12.2022 № 2559, в 2024 году имеют право не руководствоваться ст. 19 закона № 44-ФЗ.

Уровни в системе нормирования

Существует три уровня системы нормирования:

  1. Общие требования для всех субъектов нормирования, разработанные Правительством РФ: издание документов в вышеназванной сфере (ПП от 18.05.2015 № 476), правила определения требований к отдельным видам ТРУ (ПП от 02.09.2015 № 926), правила расчета нормативных затрат на обеспечение государственных органов (ПП от 13.10.2014 № 1047).
  2. Ведомственные перечни и правила определения нормативных затрат. Разрабатываются для подчиненных им властных органов Правительства РФ, субъектов, муниципалитетов, учитывая документы первого уровня.
  3. Нормирование закупок на отраслевом уровне. Их утверждают главные распорядители бюджетных средств, государственные (муниципальные) органы для подведомственных заказчиков с учетом первых двух уровней.

Какие правила установлены для заказчиков по 44-ФЗ

Для Роскосмоса, Росатома, федеральных органов, самых значимых учреждений культуры, науки, здравоохранения, образования применяются следующие правила:

  • Требования к ТРУ, включая предельные цены, утверждаются по форме как ведомственные перечни. Сюда включаются ТРУ из перечня, утвержденного Правительством РФ с возможным включением других обоснованных характеристик или иных ТРУ.
  • Определение нормативных затрат производится по соответствующей методике, в которой приведены формулы расчета для разных видов затрат. В случае если затраты в этой методике отсутствуют, правила их расчета устанавливаются соответствующими органами самостоятельно.
  • Допускается не утверждать затраты при нормировании по 44-ФЗ по отношению к определенным ТРУ, которые не закупаются федеральным государственным органом, его региональными представительствами и казенными учреждениями, находящимися в его подведомственности. Затраты утверждаются для ТРУ, полномочия по закупке которых переданы подведомственным учреждениям от федерального госоргана. Руководители федеральных властных органов имеют право увеличить нормативы цен для некоторых позиций в пределах индекса потребительских цен.
  • Проекты актов, в которых утверждаются требования, и принятые нормативы затрат подлежат размещению в ЕИС с целью их доступности для общественного обсуждения в течение не менее чем пять рабочих дней со дня размещения.
  • Ведомственные перечни и утвержденные нормативы затрат размещаются на протяжении семи рабочих дней в ЕИС. В случае их неразмещения возможно наложение штрафа в соответствии с ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ, ч. 6 ст. 19 закона и п. 16 Требований из ПП РФ № 479.

Правила в сфере закупок на уровне субъекта РФ устанавливаются правительствами соответствующих регионов. Муниципальные заказчики также руководствуются правилами, утвержденными муниципалитетами.

Где найти и как пользоваться документами нормирования заказчикам

Документы нормирования расположены в открытой части ЕИС в разделе «Планирование» — «Правила нормирования в сфере закупок». Помимо этого, можно обратиться к учредителю, являющемуся ГРБС, для получения ведомственных перечней и нормативных затрат.

Порядок размещения информации в ЕИC зависит от этапа закупочной деятельности. Подробнее об этом можно узнать из Готового решения от "КонсультантПлюс". Материал можно изучить после оформления пробного бесплатного доступа к системе.

Предельные цены и характеристики, приведенные в них, нужно учитывать при составлении описания предмета закупки.

ВАЖНО! При несоблюдении требований, изложенных в документах нормирования, возможно наложение штрафа в размере до 50 тысяч рублей.

Итоги

Нормирование в сфере закупок по 44-ФЗ предусматривает несколько уровней этой системы. Общие правила нормирования в сфере закупок устанавливает Правительство РФ. Далее их детализируют на уровне регионов и отраслей. В основном нормирование нацелено на предотвращение излишних закупок, включая предметы роскоши. За несоблюдение установленных требований на заказчика может быть наложен штраф.

Добавить в закладки
Ваш вопрос
Отправить
Есть вопросы по налогам? Обсудите их с экспертами на форуме НН