Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Может ли ООО работать без главного бухгалтера

Может ли ООО работать без главного бухгалтера или это все же обязательное условие для организации? Кто принимает решение о наличии должности главного бухгалтера? Если в компании не будет такой должности, то кто будет заниматься учетом? Существует ли возможность привлекать для целей ведения учета сторонних подрядчиков? В этих и других вопросах разберемся в статье далее.
Пояснения эксперта:

Должность главного бухгалтера в компании

Ценность главного бухгалтера для организации невозможно переоценить. Этот специалист отвечает за множество важных моментов, и в первую очередь, это касается финансового состояния компании. Кроме того, в поле деятельности такого специалиста лежит контроль за соблюдением различных нормативов и законов, а также своевременная сдача отчетности. По роду деятельности главному бухгалтеру приходится вести дела с налоговой, аудиторами, банками, инвесторами, другими лицами и структурами. Главный бухгалтер — это правая рука директора.

О налогообложении ООО подробно рассказали эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа, получите его бесплатно на пробной основе.

При всей важности и значимости главного бухгалтера возникает вопрос: может ли ООО работать без главного бухгалтера? Согласно законодательству РФ, это не запрещено. Наличие или отсутствие такого работника в штате компании остается на усмотрение руководителя. Этот вопрос был также рассмотрен в письме Роструда от 26.01.2024 № ПГ/00436-6-1.

Штатное расписание, определяющее структуру труда в организации, остается внутренним документом самой организации. Законодательство не регулирует порядок составления такого документа, в котором чаще всего обозначаются структурные подразделения, количество работников, их должности и размеры заработной платы. Не существует требования об обязательном наличии в компании должности главного бухгалтера, поэтому работа может быть эффективно выстроена и без такого специалиста.

Если не бухгалтер, то кто будет вести учет?

Итак, мы выяснили, что организация может не иметь в штате должности главного бухгалтера. Но тогда возникает закономерный вопрос: кто же будет заниматься всеми финансовыми моментами? Что ж, в таких случаях вся ответственность и обязанности возлагаются непосредственно на самого директора.

Если организация не крупная, имеет небольшой оборот и численность персонала, то руководитель вполне успешно может справляться с ведением учета самостоятельно. Особенно если у него имеются соответствующие навыки (например, наличие профильного образования или пройдены бухгалтерские курсы).

Для крупных компаний и тех, которые занимаются определенными видами деятельности, ситуация несколько отличается. Так, в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ, а именно в п. 5 ст. 6 и п. 3 ст. 7, говорится, что директор обязан иметь в штате главного бухгалтера или заключить договор на оказание бухгалтерских услуг в случае, если компания является:

  • кредитной или микрофинансовой организацией;
  • страховой компанией;
  • жилищным или жилищно-строительным кооперативом;
  • организацией-иноагентом;
  • учреждением бюджетной сферы;
  • негосударственным или инвестиционным пенсионным фондом.

Это основные виды деятельности для компаний, в штате которых должна быть должность главного бухгалтера или заключенный договор на оказание бухгалтерских услуг. С более подробным списком можно ознакомится в вышеупомянутом ФЗ.

Если руководитель занимается ведением учета сам, то и вся ответственность по своевременной сдаче отчетности, налоговым отчислениям и прочим финансовым моментам ложится на него. Для принятия на себя данных обязательств достаточно издать приказ, в котором будет обозначено, что все функции главного бухгалтера возлагаются на директора. Также для директора устанавливается оклад с учетом платы за обязанности по ведению финансового учета.

Ведение учета: альтернативы

В случае если сам директор вести весь учет не может, а должность главного бухгалтера в компании вводить не планируется, какое еще может быть решение? Что ж, здесь вполне логичным будет нанять стороннюю организацию.

О плюсах и минусах бухгалтерского аутсорсинга мы рассказали здесь.

Законом не запрещено заключать договоры на оказание бухгалтерских услуг. А в некоторых случаях заключение такого договора и вовсе несет преимущества для компании:

  • персонал с большим опытом работы;
  • отсутствие необходимости покупать и обслуживать различные бухгалтерские программы;
  • экономия на зарплате штатного главного бухгалтера;
  • аутсорсинговые компании по бухучету не уходят в отпуск и не берут больничные.

Таким образом, руководитель может сам выбрать наиболее подходящий вариант ведения финансового учета для компании. Но какой бы вариант ни был применен, ответственным за организацию учета согласно общим правилам будет всё равно руководитель компании. Главный бухгалтер отвечает только за непосредственное ведение учета и предоставление всей необходимой отчетности в полном объеме и в установленные сроки.

Заключение

Закон не обязывает организации иметь в штате должность главного бухгалтера. В случае ее отсутствия всеми делами придется заниматься директору или заключать договор об оказании услуг со сторонней организацией. Какой бы способ ведения учета ни был выбран в компании, главным критерием остается правильность ведения финансовой деятельности во избежание дальнейших проблем с законом.

Добавить в закладки
Ваш вопрос
Отправить