Как покупка и продажа б/у автомобилей проходила ранее
Для того чтобы оформить сделку по купле-продаже авто, продавец и покупатель подписывали соответствующий договор. Сделать это можно было:
- от руки, без нотариального заверения;
- у нотариуса;
- в автосалоне, если б/у авто приобретается по программе trade-in.
После подписания договора покупатель должен был лично съездить в ГИБДД и поставить авто на учет на свое имя.
При этом требовалось подать следующие документы:
- копию паспорта предыдущего владельца авто;
- ПТС;
- свидетельство о регистрации автомобиля (СТС);
- договор купли-продажи авто;
- страховой полис ОСАГО;
- паспорт будущего владельца.
При этом на момент постановки на учет новый владелец не уведомляется об истории покупаемого авто. Разумеется, бдительные покупатели стараются побеспокоиться об этом заранее и самостоятельно узнают историю авто:
- на сайте ГИБДД;
- на платных сервисах.
Однако унифицированной системы проверки и уведомления покупателя не существовало. По этой причине случались отказы в постановке на учет уже купленного авто (по причине наложенного на него ареста, неуплаченных штрафов и т. д.). И если не удавалось договориться с продавцом об отмене сделки, новый владелец получал вместо радости от покупки серьезную проблему.
Эту систему изменило Министерство цифрового развития, запустив с 01.05.2021 новую опцию на портале «Госуслуги».
Как офорить имущественный вычет при продаже автомобиля, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Как оформить покупку и продажу б/у авто на портале «Госуслуги»
С 01.05.2021 у пользователей портала «Госуслуги» появилась возможность заключать и расторгать договоры купли-продажи б/у авто в личном кабинете. После подписания документа электронной подписью он автоматически направляется на регистрацию в ГИБДД.
Обратите внимание! Услуга доступна только физическим лицам и только для авто с пробегом. Юрлица и дилеры не могут выступать стороной сделки при оформлении электронного договора купли-продажи авто через портал «Госуслуги».
Для оформления сделки онлайн потребуется:
- авторизоваться в личном кабинете на портале «Госуслуги»;
- загрузить копии документов (перечень прежний);
- составить электронное заявление, на основании которого будет сформирован электронный договор купли/продажи;
- подписать его ЭЦП.
На момент формирования договора система проверит авто по нескольким базам:
- ГИБДД (на предмет неуплаченных штрафов, количества владельцев, наличия ДТП);
- базе судебных приставов (на предмет наложенных ограничений и арестов).
Если авто «чистое» в этом отношении, документы будут автоматически направлены на регистрацию в ГИБДД или МФЦ.
Что касается госномеров, то продавец до подписания договора должен выбрать:
- оставить текущие номера на продаваемом авто или
- сдать номера на хранение в ГИБДД (чтобы оформить их на свой новый автомобиль).
Разумеется, проверка портала не гарантирует стопроцентное качество авто (ведь бывают ДТП, которые не зарегистрированы в базе ГИБДД). Поэтому такая проверка не избавляет покупателей от необходимости заранее лично убедиться в его технической исправности и состоянии. Но эта процедура убережет от лишних хлопот с оформлением и хранением бумажного договора, а также делает сделку безопаснее.
Продавец автомобиля должен удостовериться, нужно ли ему платить НДФЛ с такой продажи. Сделать это можно с помощью системы «КонсультантПлюс», пробный доступ к которой предоставляется бесплатно.
Итоги
С 01.05.2021 купить и продать б/у авто физлица смогут онлайн в Личном кабинете на портале Госуслуг. Договор будет храниться в электронной форме, что защитит его от утери. Постановка авто на учет в ГИБДД будет производиться автоматически, как и предварительная проверка на наличии штрафов и обременений.
О налогообложении автомобилей вы можете узнать в нашей рубрике «Транспортный налог».