Когда требуется оформить приказ о списании дебиторской задолженности
Работа с дебиторской задолженностью (ДЗ) является важным элементом эффективного функционирования любой коммерческой структуры.
Такая работа подразумевает:
- систематическое отслеживание состояния расчетов с контрагентами;
- организацию процесса взаимодействия с ними (переписку, напоминания, претензии и др.);
- своевременное списание ДЗ в бухгалтерском и (или) налоговом учете.
Перед тем как оформить приказ на списание ДЗ, необходимо проверить наличие для этого оснований, перечисленных в следующих нормативных документах:
- Налоговом кодексе РФ (ст. 265, 266);
- Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденном приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (п. 77).
Налоговое и бухгалтерское законодательства единодушны во мнении, что списание ДЗ будет обоснованным, если:
- истек срок исковой давности;
- взыскать долг не представляется возможным по определенным обстоятельствам.
Если в результате проведенной инвентаризации выявлена задолженность, взыскание которой с контрагента по вышеуказанным основаниям невозможно, оформляется приказ на ее списание.
Как правильно списать безнадежную к взысканию дебиторскую задолженность в бухгалтерком учете, пояснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите к Готовому решению.
О правилах оформления результатов инвентаризации задолженности читайте в статье «Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности».
На нашем форуме можно получить ответ на ваш вопрос! Например, в этой ветке делимся знаниями, как провести списание дебиторской задолженности в программе 1С.
Образец приказа по списанию дебиторской задолженности
Перед тем как оформить приказ на списание ДЗ, необходимо вплотную заняться документальным обоснованием, сопровождающим процесс списания (в зависимости от основания), а именно:
- проконтролировать наличие и полноту комплекта документов по списываемой ДЗ, подтверждающих ее наличие и контрольные даты срока исковой давности (начала, прерывания, продления) — договор, счета на оплату, платежные документы, накладные, акты сверок, письменные требования о погашении ДЗ и др.;
- собрать документы, подтверждающие невозможность исполнения обязательств контрагентом (выписка из ЕГРЮЛ, подтверждающая факт и момент ликвидации дебитора и др.);
Составление приказа может осуществляться:
- только при наличии допустимых законом оснований;
- в условиях должного документального обеспечения;
- на основании результатов проведенной и оформленной инвентаризации долгов.
Приказ оформляется по общепринятой форме или по специально разработанному фирмой собственному шаблону. При этом помимо информации общего назначения (наименования фирмы, номера и даты составления приказа, подписи руководителя) необходимо отразить специфичные для данного вида документа данные:
- наименование должника;
- подлежащую списанию сумму ДЗ;
- основание списание долга;
- уточнение порядка списания ДЗ (за счет резерва или в составе расходов).
Образец приказа о списании дебиторской задолженности вы можете скачать по ссылке ниже:
О том, каким документом можно оформить создание комиссии, уполномоченной отслеживать наличие сомнительных и безнадежных долгов, читайте в материале «Приказы по основной деятельности - это какие приказы?».
Как учитывать безнадежную дебиторскую задолженность в налоговом учете, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа, оформите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Итоги
Чтобы списать долг дебитора, необходимо провести инвентаризацию, собрать пакет документов и издать соответствующий приказ.
В приказе потребуется отразить информацию по списываемой задолженности (указать контрагента и сумму), а также описать причины и уточнить порядок списания (за счет резерва или в составе расходов).