Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Особенности учета вложений в нефинансовые активы

Учет вложений в нефинансовые активы могут осуществлять как частные организации, так и учреждения бюджетной системы РФ. В чем заключаются особенности ведения различными хозяйствующими субъектами данного направления учета?

Что представляют собой вложения в нефинансовые активы

Вложения в нефинансовые активы, или НФА — это закупки (или осуществление расходов, связанных с выпуском, разработкой):

  • основных производственных фондов;
  • материальных запасов;
  • непроизводственных активов;
  • нематериальных активов.

Вложения в НФА — важнейшая часть хозяйственной деятельности организации. Соответственно, самое большое внимание руководству и ответственным сотрудникам хозяйствующего субъекта следует уделять организации учета соответствующих активов.

Указанная классификация нефинансовых активов в целом понимается одинаково и в коммерческом, и в бюджетном учете. Однако организация учета НФА в частных фирмах и учреждениях бюджетной системы на практике характеризуется рядом особенностей, обусловленных правовым статусом соответствующих организаций.

Изучим данные особенности подробнее.

Учет вложений в НФА в частных организациях: нюансы

Учет рассматриваемых вложений в частной фирме характеризуется:

1. Регистрацией хозяйственных операций с использованием проводок по плану счетов учета и инструкции, утвержденными приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.

Так, например, покупка НФА, представленных материально-производственными запасами, у сторонней организации-поставщика может отражаться проводками:

  • Дт 10 Кт 60 (регистрируется поступление МПЗ на склад организации);
  • Дт 19.3 Кт 60 (регистрируется сумма НДС по полученным материалам);
  • Дт 68 Кт 19.3 (отражается вычет по НДС);
  • Дт 60 Кт 51 (отражается оплата поставленных материалов).

Важно! С 2021 года учет МПЗ ведется в соответствии с новым ФСБУ "Запасы". Некоторые учетные правила изменились существенно. Перейти на новый порядок вам поможет Готовое решение от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

2. Возможностью использовать в качестве оправдательных, распорядительных документов, а также документов оформления любые бланки, удобные для организации (если иное прямо не предписано законодательством).

Например, оправдательным документом для регистрации проводки по поступлению МПЗ на склад может быть как унифицированная форма № ТОРГ-12 (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132), так и любая другая, в том числе разработанная самой организацией.

3. Наличием возможности осуществлять свободную переоценку (увеличение или снижение балансовой стоимости) основных фондов, материальных запасов.

О переоценке МПЗ по правилам ФСБУ 5/2019 читайте здесь.

Важно! С 2022 года утратит силу ПБУ 6/01, его заменят два новых ФСБУ: 6/2020 по основным средствам и 26/2020 по капитальным вложениям. Начать применять новые ФСБУ, можно досрочно. Подготовиться к изменениям в учете вам помогут разъяснения экспертов КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и переходите в Обзор.

Учет вложений в НФА в учреждениях бюджетной системы: нюансы

В свою очередь в учреждениях и организациях бюджетной системы операции по учету вложений в нефинансовые активы характеризуются:

1. Регистрацией хозяйственных операций с применением бюджетных счетов бухучета:

  • включенных в Единый план (утвержденный приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н;
  • включенных в специальные планы счетов для казенных, автономных и бюджетных учреждений (данные планы, однако, составлены на основе Единого плана с учетом специфики деятельности соответствующих учреждений).

Узнать больше о применении счетов бухучета учреждениями бюджетной системы вы можете в статье «Рабочий план счетов бюджетного учета на 2020 - 2021 годы».

2. Во многих случаях обязательным использованием унифицированных форм бухгалтерских документов.

Большинство из соответствующих форм введено в оборот приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н. Так, оправдательным документом для хозяйственной операции по поступлению актива будет Акт о приеме-передаче НФА (форма 0504101), утвержденный приказом Минфина № 52н. Сведения о приобретенных основных фондах будут отражаться в инвентарной карточке (форма 0504031), а о хозяйственной операции — в журнале операций (форма 0504071).

Если для тех или иных правоотношений не утверждена унифицированная форма, то организация вправе применить неунифицированную — если она будет соответствовать критериям, зафиксированным в п. 7 Инструкции, утвержденной Приказом № 157н.

3. Осуществлением переоценки всех типов НФА в соответствии с федеральными нормативными актами.

Переоценка соответствующих активов осуществляется учреждением в целях определения их стоимости по состоянию на начало текущего года (п. 28 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России № 157н). Но на практике данная процедура может быть осуществлена только в соответствии с отдельными распорядительными документами федеральных органов власти.

Фактически последняя переоценка, регламентированная компетентными органами, была проведена учреждениями в 2007 году — в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ № 25, Минфина РФ № 6н, Минимущества РФ № 14, Госкомстата РФ № 7 от 25.01.2003.

Кроме того, переоценка драгоценных металлов и камней осуществляется учреждениями в особом порядке, который регулируется положениями письма Минфина РФ от 29.09.1995 № 107.

Практика учета нефинансовых активов в казенном учреждении

Предположим, что наше учреждение покупает за счет лимита бюджетных обязательств материальные ценности — мягкий инвентарь.

Поступление соответствующих материальных ценностей на склад организации удостоверяется оправдательным документом — приходным ордером по форме 0504207 (утвержденной Приказом № 52н) и регистрируется проводкой:

  • Дт 105 35 000, Кт 302 34 000 (если инвентарь поступил в учреждение по одному договору);
  • Дт 105 35 000, Кт 106 34 000 (при поступлении инвентаря по нескольким договорам).

Во втором случае до принятия инвентаря к учету в регистрах нужно дифференцировать расходы на покупку, собственно, инвентаря и расходы, сопутствующие его приобретению (при этом оба вида расходов формируют фактическую стоимость соответствующего нефинансового актива):

  • Дт 106 34 000, Кт 302 34 000 (отражены расходы на покупку инвентаря);
  • Дт 106 34 000 Кт 302 22 000 (отражены прочие расходы — например, на доставку от продавца).

Разные варианты проводки применяются и при регистрации оплаты за инвентарь и сопутствующих расходов:

  • Дт 302 34 000, Кт 201 11 000 (оплачен инвентарь);
  • Дт 302 22 000, Кт 201 11 000 (оплачены дополнительные расходы — транспортные).

Для того чтобы оформить передачу мягкого инвентаря со склада в эксплуатацию, учреждение использует требование-накладную (по форме 0504204), а также фиксирует в регистрах бухгалтерского учета проводку: Дт 105 35 340, Кт 105 35 340.

Списать мягкий инвентарь можно будет, используя акт по форме 0504143, а зарегистрировать данную операцию — используя корреспонденцию:

  • Дт 401 20 272, Кт 109 70 272;
  • Дт 109 70 272, Кт 105 35 000.

В числе иных возможных хозяйственных операций с мягким инвентарем — внутреннее перемещение соответствующих материальных ценностей от одного материально ответственного лица к другому. При учете данной операции используется требование-накладная (форма 0504204), при отражении в регистрах бухгалтерского учета — проводка: Дт 105 35 340, Кт 105 35 340 в аналитике по подразделениям и материально ответственным лицам.

Итоги

Организация учета вложений в нефинансовые активы в частных фирмах и организациях бюджетной системы имеет особенности. Они выражаются прежде всего в необходимости применения отдельных перечней счетов бухучета, в разных подходах законодателя к регламентации использования унифицированных форм и проведения переоценки нефинансовых активов.

Узнать больше о специфике учета нефинансовых активов вы можете в статьях:

Добавить в закладки
Ваш вопрос
Отправить
Есть вопросы по налогам? Обсудите их с экспертами на форуме НН