Оприходование материалов: документы
После того как подотчетное лицо приобретет некие материалы, их следует принять, а затем оприходовать на склад. Основанием для их приемки будут служить кассовые и товарные чеки, счета, квитанции к приходным кассовым ордерам, накладные и иные документы, которыми подотчетник подтвердил свои денежные траты на их приобретение. Для того чтобы оприходовать полученные материалы на склад, составляются приходные ордера, которые передаются материально-ответственными лицами в бухгалтерию предприятия.
С 01.01.2021 учет материалов ведется в соответствии с новым ФСБУ 5/2019. Некоторые правила изменились кардинально. Получите пробный демо-доступ к системе КонсультантПлюс и проверьте, все ли изменения вы учли, составляя учетную политику организации.
Факт оприходования материалов отражается в бухучете соответствующей проводкой. Основанием для записи служит информация, содержащаяся в первичных учетных документах, способных подтвердить факт приобретения материалов и их стоимость (п. 1 ст. 9 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).
Когда материалы приобретаются подотчетником, то в качестве такого первичного документа служит авансовый отчет. Обязательным условием является наличие к отчету приложений — оправдательных документов.
Напомним, с 30.11.2020 срок сдачи подотчетным лицом авансового отчета организация может установить самостоятельно. Требование о том, что АО должен представляться не позднее 3 рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы подотчетные, или со дня выхода на работу, отменено. Исключение - командировка. В этом случае требование о представлении отчета в 3-х дневный срок сохранено. Об этом и других изменениях в подотчете с 30.11.2020 читайте здесь.
Оприходованы материалы, приобретенные подотчетным лицом (проводка)
Материалы, приобретенные благодаря усилиям подотчетника, должны быть оприходованы. Такая операция учитывается путем отражения соответствующих записей на субсчетах 10-го счета «Материалы» в корреспонденции с кредитом счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Проводки будут такие.
Операция |
Дебет |
Кредит |
Первичный документ |
Выдаются под отчет деньги для приобретения материалов |
71 |
50 |
Заявление о желании получить деньги под отчет, расходный кассовый ордер |
Принимаются к учету материалы, приобретенные подотчетником |
10 |
71 |
Авансовый отчет вкупе с документами, способными подтвердить произведенные расходы |
Принимается к вычету НДС по ТМЦ, приобретенным подотчетным лицом |
19 |
71 |
Авансовый отчет, счет-фактура, книга покупок |
Можно ли принять к вычету входной НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным подотчетным лицом, без выставленного счета-фактуры, узнайте в КонсультантПлюс, получив бесплатный пробный доступ к системе.
Аналитический учет материалов можно организовать с применением учетных цен. Для этого записи ведутся на 15-м и 16-м счетах, где следует указывать разницу между действительной стоимостью материалов и их учетной ценой.
Узнать больше о проводках по приобретению материалов вы можете из статьи «Бухгалтерские проводки по учету материалов».
Итоги
Приобретая материалы через подотчетных лиц, следует требовать от подотчетников правильного составления и своевременной сдачи авансового отчета. После его получения надо проверить оправдательные документы, а затем оприходовать и определить стоимость приобретенных активов. Если все организовать правильно, проблем с принятием материалов к бухгалтерскому учету не будет.