Правила выдачи денег под отчет
Процедура осуществления выдачи подотчетной наличности регулируется п. 6.3 указания Банка РФ «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» от 11.03.2014 № 3210-У. Она предусматривает обязательное следование следующим правилам:
- Подотчетные средства выдаются исключительно лицам, с которым у компании или предпринимателя, выдающих деньги, заключены отношения трудового или гражданско-правового характера.
- Выдача денег подотчетнику возможна только на оплату расходов, связанных с хоздеятельностью юрлица (или ИП).
- Основание для выдачи сумм — заявление работника (с 30.11.2020 в нем не обязательно указывать сумму и срок, на который выдается аванс) либо распорядительный документ руководителя (с 30.11.2020 его разрешено оформлять на несколько выдач наличных денег одному или нескольким подотчетным лицам, при этом в документе должны быть указаны Ф.И. О. получателей, суммы подотчета и сроки, на которые они выдаются).
- Передача подотчетнику наличности производится с одновременным оформлением расходного ордера формы ОКУД 0310002.
О том, как его заполнить, см. материал «Расходный кассовый ордер — бланк и образец».
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Наличие задолженности по подотчетным суммам не является ограничением для получения нового аванса (п. 1.3 указания № 4416-У).
- Сотрудник обязан отчитаться о произведенных им расходах, предоставив в бухгалтерию своего работодателя авансовый отчет и подтверждающую первичную документацию. С 30.11.2020 срок сдачи подотчетным лицом авансового отчета организация может установить самостоятельно. Требование о том, что он должен представляться не позднее 3 рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы подотчетные, или со дня выхода на работу, отменено. Исключение - командировка. Сотрудник так же должен отчитаться в 3-х дневный срок после возвращения.
О том, как отражается авансовый отчет в бухучете, см. материал «Особенности авансовых отчетов в бухгалтерском учете».
- Предоставленные отчетные документы подвергаются тщательной проверке, которую могут осуществлять главбух или бухгалтер. В случае их отсутствия на работе авансовый отчет проверяет руководитель, который и утверждает его, а также определяет сроки, в течение которых следует произвести окончательные расчеты с подотчетником.
Инструкцию по приему и проверке авансового отчета вы найдете в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный демо-доступ можно получить бесплатно.
ВАЖНО! Указание № 3210-У не устанавливает предельную сумму, которую можно выдать под отчет. Сроки, на которые выдаются средства, также указанием не регламентированы. А это значит, что данные критерии фирма может определять по своему усмотрению.
Особенности выдачи денег под отчет директору
Директор — главный человек в компании, но с точки зрения трудового законодательства он точно такой же сотрудник, как и остальные ее работники. Поэтому все изложенные выше правила выдачи денег под отчет распространяются и на руководителя.
ВАЖНО! Отношения, возникающие в результате избрания, назначения на должность или утверждения в должности, являются трудовыми. При этом факт заключения трудового договора с гендиректором значения не имеет (ст. 16–19 ТК РФ). Поэтому фирма может выдать подотчетные средства и директору — единственному учредителю.
Единственной особенностью выдачи денег под отчет директору является то, что он не может сам написать заявление на подотчет и сам его завизировать. Поэтому в данном случае следует использовать не заявление, а распорядительный документ.
Все остальные правила, приведенные в предыдущем разделе статьи, — в т. ч. обязанность составления авансового отчета, соблюдение сроков по предоставлению в бухгалтерию документации, подтверждающей произведенные расходы, — директор обязан соблюдать.
Директор берет новые суммы под отчет, не возвращая ранее полученные: что делать?
К сожалению, это довольно распространенная проблема, решить которую не всегда легко: споры с руководителем и неподчинение ему могут обернуться неприятностями для несогласных с таким положением дел работников. Однако исправлять ситуацию необходимо, и самый действенный способ в этом случае — показать руководителю, какими рисками и убытками могут обернуться его неправомерные действия для компании. Аргументов для этого множество:
- Искажение налоговой отчетности (результат — налоговая, административная и в некоторых случаях уголовная ответственность).
- Искажение финансовой отчетности, составляемой для участников компании (собственники вряд ли останутся довольны, если поймут, что им предоставили недостоверные цифры).
- Средства, изъятые директором из оборота, не позволят потратить их на что-то действительно важное, необходимое для фирмы — например, на уплату налогов или погашение долга контрагенту (результат — штрафные санкции, убытки).
- Риск переквалификации налоговиками подотчетных сумм в иные правоотношения: выплату доходов, выдачу займа и др. (результат — начисление взносов и НДФЛ).
- Прочие риски.
Противостоять злоупотреблениям директора с подотчетными суммами вам помогут рекомендации профессионалов, которые вы можете найти в КонсультантПлюс.
Например, в этой статье эксперты рассказывают о том, что в ходе проверки организации инспекторы обнаружили, что генеральный директор не сдал авансовый отчет и не вернул неиспользованные подотчетные средства в размере 26 миллионов рублей. Поскольку доказательств целевого расходования денежных средств не было, на невозвращенную сумму проверяющие доначислили... Читайте продолжение ситуации, получив пробный демо-доступ к системе К+ бесплатно.
Конечно, бухгалтерам нередко приходится выбираться из сложных финансовых ситуаций, порой проявляя изобретательность при закрытии сумм. Однако мы бы не советовали вам идти по такому пути, поскольку таким образом проблема не только не решается, но и разрастается со временем как снежный ком. Более рациональный способ — убеждение руководителя, ответственного за финансовое благополучие компании, в нерациональности и убыточности последствий его действий.
Про пять действенных способов обнулить накопленный подотчет директора читайте у нас на сайте.
Итоги
Выдача денег под отчет директору в целом производится по тем же правилам, что и выдача средств остальным сотрудникам фирмы. И правила подтверждения подотчетных расходов для него такие же, как для рядовых работников.
1) Когда Вы получите авансовый от помощника руководителя Вы сделаете проводку дт 50.3 кт 71.
2) Затем передадите билеты командированному сотруднику дт 71 кт 50.3.
3) И затем командированный сотрудник по возвращению из командировки уже отчитается по авансовому отчёту, где билеты попадут в расходы дт 26, 44 (или какой счёт используете) кт 71.
Посмотрите этот материал, мы как раз об этом пишем.
"Распорядительный документ юридического лица, индивидуального предпринимателя допускается оформлять на несколько выдач наличных денег одному или нескольким подотчетным лицам с указанием фамилии (фамилий) и инициалов, суммы (сумм) наличных денег и срока (сроков), на который они выдаются."
На основании этого, думаю, можно.
Ошибку понял, когда стал формировать бух. отчетность за 2022 г. Являюсь законопослушным гражданином, понимаю, что теперь придется записать эти средства (не оформленные подтверждающими авансовыми отчетами) к себе в доход и заплатить подоходный налог с них (предварительно, оформив дарением, материальной помощью или простив долг. Законом это не запрещено, я так понимаю). Самый главный вопрос для меня сейчас- как эти суммы (описанные мной траты за товары/ услуги, а так же снятие наличных прямо с карты предприятия) оформить правильными проводками. К51 Д71 сразу не получится? Какой операцией их отобразить правильно? Если можно, пожалуйста пошагово с названием операции и проводкой. Заранее спасибо.
Дт 26,44,23,25 и т.д Кт 71 поступление материалоа или расходы
Если есть документы от поставшика, т осначала Дт 76 Кт 71, потом Дт 20,26 и т.д. Кт 76
Здравствуйте, можно обратиться с вопросом?
Суть: Директор ООО на УСН Д-Р (Учредитель, ед.работник) в прошлом году купил на свои средства товар для своего офиса, авансовый оформил во "Входящих документах", а снятие по банку не оформил. Возможно ли это сделать этим годом, переоформив авансовый январем, например?
И самое главное, возможно ли закрывать подотчет, накопленный ранее за прошлый год, авансовыми отчетами этого года ( в т.ч. а/о по командировкам)? Решение ООО о возможности закрытия таких сумм минимум раз в год имеется (срок по Решению истекает в июне).
Если будет проверка, то как бы Вам налоговая не доначислила НДФЛ и взносы на накопленные суммы в прошлом году. А вообще ситуация довольно спорная. Вы также можете уточнить мнение специалистов нашего форума - что они думают по поводу закрытия прошлогодних подотчетов.
Суть: ООО УСН, основной зарегистрированный вид деятельности - строительство, в числе доп. видов есть 43.99.7, 43.34.). Однако, в прошлом году из-за отсутствия работ по основному виду пришлось заняться поставками небольших партий листового стекла и физ. лицам и юр. лицам для строительных целей, а так же установкой стеклянных перегородок. Собираюсь внести этот вид деятельности (связанный с листовым стеклом) в дополнительные, код ОКВЭД 46.73.5. Правильно ли это? Или нужны еще оквэды, связанные с этим видом? Спасибо.
47.52.3
Торговля розничная стеклом в специализированных магазинах