Субсидии и их виды
Субсидии — это средства, выделяемые бюджетному учреждению для определенной цели. На основании ст. 78.1, 78.2 БК РФ бюджетное учреждение имеет право на получение субсидий. Основные виды целевых средств:
- на выполнение государственного (муниципального) задания;
- на иные цели;
- на капитальные вложения.
Чтобы получить субсидию, учреждение должно предоставить расчет-обоснование.
Документ играет ключевую роль, поскольку на его основании принимается решение о предоставлении учреждению субсидий или об отказе на выделение средств из бюджета.
В расчете необходимо указать:
- цель получения средств в виде субсидии;
- сумму;
- результаты, которые должны быть достигнуты на выделенные средства.
Подробно о бухгалтерском и налоговом учете субсидий в бюджетном учреждении мы рассказали в материале.
Также указываются условия, на которых осуществляется возврат субсидии в бюджет.
Существует разные причины, по которым выделенные средства потребуется вернуть. Если учреждение проводит операции по возврату, на каждую из них необходимо составить проводку. Только в этом случае операции правильно отразятся в учете, а также в отчетности.
Причины возврата субсидий и проводки
Учреждение возвращает субсидии по разным причинам. В зависимости от вида субсидии, а также причины возврата учреждение должно составить проводки, задействуя счет 303.05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет», в увязке с КФО, КОСГУ, кодами бюджетной классификации.
Возврат субсидий на государственное задание
Возврат субсидии в бюджет, выделенной на выполнение госзадания, происходит по разным причинам. Чаще всего — если учреждение не выполнило государственное задание.
На основании п. 6 ст. 69.2 БК РФ можно утверждать, что государственное задание считается невыполненным, если учреждение не смогло в полном (в необходимом, допустимом) объеме реализовать нужные мероприятия, направленные на достижение установленных результатов.
В случае невыполнения госзадания учреждение должно перечислить обратно не всю субсидию, а только часть, которая так и не была освоена. Чтобы возврат отразился в бюджетном учете учреждения, на операции, связанные с возвратом, необходимо составить проводки.
На остатки субсидии, которую нужно перечислить в бюджет, учреждение начисляет задолженность путем составления проводки:
- Дт 4.401.4X.131* — Кт 4.303.05.731.
* Применяют соответствующий код вида синтетического счета.
В результате образуется задолженность, которую учреждение должно закрыть. Происходит перечисление остатка субсидии в бюджет, и задолженность закрывается. На операцию необходимо составить проводку:
- Дт 4.303.05.831 — Кт 4.201.11.610*.
* Одновременно осуществляется запись по забалансовому счету 18
Возврат субсидий в бюджет может быть по причине преждевременного прекращения учреждением выполнения государственного задания. Такое часто бывает, если учреждение ликвидируется до завершения финансового года. В ст. 69.2 БК РФ можно ознакомиться с полным перечнем причин, по которым учреждение может досрочно перестать выполнять государственное задание.
В случае досрочного прекращения проводится расчет средств субсидии, подлежащих возврату в бюджет, и денежные средства перечисляются в бюджет, из которого были получены. Проводки в этом случае будут аналогичными тем, которые составляются на возврат субсидии в бюджет при невыполнении показателей.
Особенности возврата субсидий на иные цели и составление проводок
Если учреждение получило субсидии на иные цели, но не смогло освоить средства в установленный срок, учредитель потребует сделать возврат неизрасходованной части. До того как сделать возврат, учреждение начисляет задолженность перед бюджетом. Отразить ее в бухгалтерском учете необходимо путем составления проводки:
- Дт 5.401.4X.152 (162)* — Кт 5.303.05.731.
* Применяют соответствующий код вида синтетического счета.
Такая проводка будет правильной в том случае, если учреждение планирует окончательно возвращать остаток или претендует на подтверждение необходимости использования средств при наличии принятых и неисполненных обязательств.
Если учреждение планирует оставить часть средств себе для реализации целей, на которые они были выделены изначально, ему необходимо уменьшить сумму задолженности (уточнить сумму), подлежащую возврату в бюджет. В этом случае составляется бухгалтерская запись:
- Дт 5.303.05.831 — Кт 5.401.4X.152 (162)*.
* Применяется соответствующий код вида синтетического счета.
Остаток средств, в которых нет потребности, или при недостижении целевых показателей необходимо перечислить в бюджет. Операция сопровождается бухгалтерской записью:
- Дт 5.303.05.831 — Кт 5.201.11.610*.
* Одновременно производится запись по забалансовому счету 18.
Возврат субсидии в бюджет может быть инициирован самим учредителем. Дело в том, что учредитель имеет право организовать проверку, в рамках которой может быть установлено неправомерное использование субсидированных средств (нецелевка) или ненадлежащее использование средств. Если факт нарушения со стороны учреждения будет установлен в рамках проводимой проверки, то учредитель может потребовать возврата средств от учреждения, поскольку со стороны последнего были нарушены условия заключенного соглашения.
Целевая направленность расходов, как правило, контролируется на основании кодов бюджетной классификации, которые задействует учреждение в бухгалтерском учете. Принятые денежные обязательства должны полностью соответствовать содержанию расходных операций, КВР и целям, на реализацию которых изначально выделялась субсидия.
Если был выявлен факт нарушения, то осуществляется возврат субсидии по акту проверки. Чаще возврату в таком формате подлежат субсидии, которые учреждение получило и израсходовало в предыдущие финансовые года. Если в акте прописано требование о возврате, отказаться возвращать средства учреждение не имеет права даже в том случае, если средств на лицевом счете не осталось.
Также следует учитывать, что в случае нецелевого расходования средств недостающую часть бюджетное учреждение имеет право возместить из средств, полученных от приносящей доход деятельности. Основание: письмо Минфина России от 11.04.2016 № 02-04-09/20394.
Закрывать задолженность перед учредителем, образовавшуюся в результате установления факта неправомерного расходования целевых средств, за счет бюджетных денег невозможно. Возмещение возможно только за счет тех средств, которые учреждение заработало.
ВАЖНО! В случае выявления нецелевого расходования средств, кроме их возврата в бюджет, учреждение может понести дополнительное наказание в виде штрафа. Также меры административной и уголовной ответственности могут быть применены к виновным лицам, как правило, к руководителю и главному бухгалтеру.
Кроме того, что нужно будет осуществить возврат субсидии в бюджет, в случае выявленного нецелевого расходования учреждение будет вынуждено заплатить штраф — только за счет средств от приносящей доход деятельности. Лица, которые были признаны виновными в нецелевом расходовании, оплачивают штраф из собственных средств.
Чтобы отразить в бухгалтерском учете возврат субсидий, учреждение для начала должно начислить задолженность в сумме, которую содержит требование о возврате субсидии:
- Дт 5.401.10.152 (162) — Кт 5.303.05.731.
Далее задолженность необходимо закрыть путем перечисления указанной суммы в бюджет. Чтобы отразить эту операцию в учете, необходимо составить бухгалтерскую запись:
- Дт 5.303.05.831 — Кт 5.201.11.610*.
* Одновременно делается запись по забалансовому счету 18.
ВАЖНО! Если требования были предъявлены уже после того, как учреждение сформировало и отправило на проверку бухгалтерскую (финансовую) отчетность, то в этом случае корректировать отчетность не нужно. Соответствующее разрешение представлено в письме Минфина России от 04.02.2020 № 02-06-07/6939.
Возврат восстановленных остатков прошлых лет субсидии с условиями предоставления требуется в том случае, если был установлен факт приобретения за счет целевых субсидий некачественного оборудования. Если будет установлен этот факт и поставщик вернет деньги на лицевой счет бюджетного учреждения, то оно, в свою очередь, должно перечислить субсидированные средства обратно в бюджет.
Для отражения в бухгалтерском учете учреждения операций. связанных с возвратом, необходимо составить проводки (письмо Минфина России от 09.12.2021 № 02-07-10/100385).
Сначала начисляется задолженность за поставщиком, который должен вернуть определенную сумму на лицевой счет бюджетного учреждения:
- Дт 5.209.34.56X* — Кт 5.401.10.134.
* Применяют соответствующий код КОСГУ.
Как только денежные средства поступили от поставщика (на восстановление расходов прошлых лет), их необходимо отразить в бухгалтерском учете учреждения:
- Дт 5.201.11.510* — Кт 5.209.34.66X.
* Одновременно по забалансовому счету 17 делается запись
Теперь учреждению необходимо сформировать задолженность перед бюджетом. Для этого составляется бухгалтерская запись:
- Дт 5.401.10.152 (162) — Кт 5.303.05.731.
Затем осуществляется возврат средств субсидии в бюджет. Операция в учете отражается проводкой:
- Дт 5.303.05.831 — Кт 5.201.11.610*.
* Одновременно делается запись по забалансовому счету 18.
Подробно о том, как учреждению вернуть неиспользованные субсидии на иные цели обратно в бюджет без нарушений, рассказано в Готовом решении от "КонсультантПлюс". С материалом можно ознакомиться, получив пробный доступ к системе «КонсультантПлюс» бесплатно.
Возврат субсидии на капитальные вложения и проводки
Если учреждение получило целевые субсидии на капитальные вложения, но не достигло целевых показателей, деньги необходимо вернуть в тот бюджет, откуда они были получены изначально.
Чтобы отразить возврат в учете, для начала необходимо начислить задолженность перед бюджетом. Проводка:
- Дт 6.401.4X.162 — Кт 6.303.05.731.
Если часть средств учреждение планирует оставить для освоения в будущем, в адрес учредителя или финансового органа необходимо направить обоснование. Если будет принято решение о предоставлении средств, тогда это необходимо отразить в бухгалтерском учете учреждения. Нужно уменьшить задолженность перед бюджетом на одобренную сумму путем составления проводки:
- Дт 6.303.05.831 — Кт 6.401.4X.162.
Затем остаток необходимо перечислить в бюджет:
- Дт 6.303.05.831 — Кт 6.201.11.610*.
* Одновременно делается запись по забалансовому счету 18.
Возврат субсидии по акту проверки требуется в том случае, если проверка выявила определенные нарушения по факту использования целевых средств.
Необходимо сформировать задолженность перед бюджетом. Для этого нужно составить бухгалтерскую проводку:
- Дт 6.401.10.162 — Кт 6.303.05.731.
Далее с целью закрытия задолженности необходимо перечислить денежные средства в бюджет. Отразить операцию нужно проводкой:
- Дт 6.303.05.831 — Кт 6.201.11.610*.
* Одновременно делается запись по забалансовому счету 18.
ВАЖНО! Для того чтобы корректно отразить в бухгалтерском учете перечисление субсидии в бюджет, вне зависимости от вида субсидий и причины их возврата, после проводки на перечисление необходимо также сделать дополнительную запись по кредиту забалансового счета 18. Без записи по этому счету не получится правильно вести бухгалтерский учет в учреждении и корректно сформировать бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Итоги
Если бюджетное учреждение получает субсидии, ему необходимо освоить эти денежные средства в срок, установленный соглашением. Иногда учреждению приходится возвращать денежные средства полностью или частично. Происходит это по разным причинам: деньги не были освоены или органами финансового контроля были установлены факты нецелевого, а также неправомерного расходования целевой субсидии.
Существует определенный порядок возврата субсидии в бюджет, поэтому бюджетное учреждение должно строго придерживаться имеющихся правил. Порядок чаще всего определяется финансовым органом или правилами, на основании которых предоставлялись субсидии. В частности, денежные средства должны быть возвращены в установленный срок — не позднее 1 мая текущего финансового года. Несоблюдение сроков влечет за собой ответственность для учреждения и лиц, которые будут признаны виновными в совершении правонарушения.
Кроме того, операции, связанные с возвратом субсидии, необходимо грамотно отразить в бухгалтерском учете. С этой целью составляются проводки. Причем на возврат целевой субсидии в бюджет учредителя бухгалтерские проводки должны быть составлены не только правильно, но и своевременно. В противном случае в ведении бухгалтерского учета могут быть выявлены ошибки, которые также способствуют искажению данных в финансовой (бухгалтерской) отчетности. За такие нарушения, как и за нецелевое расходование субсидий, главный бухгалтер и руководитель учреждения могут понести наказание — по КоАП РФ и УК РФ.