Сущность бухгалтерского учета (понятие, функции, цели и задачи)
Для начала — немного теории, отражающей сущность бухучета.
В соответствии с п. 4 приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н под бухгалтерским учетом понимается система сбора, фиксации и обобщения сведений об имуществе, обязательствах хозяйствующего субъекта, а также их движении посредством регулярного документального учета осуществляемых субъектом хозяйственных операций.
Схожее определение бухучета приводится в п. 2 ст. 1 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ: бухучет — это формирование и отражение в документах систематизированных сведений об объектах учета, а также составление на основе данных сведений отчетности.
Основные объекты бухучета (ст. 5 закона № 402-ФЗ):
- факты хозяйственной жизни фирмы;
- активы и пассивы;
- источники капитала;
- доходы и расходы;
- иные объекты — в соответствии с федеральным законодательством.
Основная цель ведения бухучета — формирование совокупности сведений, позволяющих руководству фирмы, ее владельцам, акционерам и иным заинтересованным лицам дать достоверную оценку ее экономического положения. Другая значимая цель ведения бухучета — содействие работе государственных органов в части:
- мониторинга исполнения фирмой законодательства о бухучете, налогах и сборах (данную задачу решает ФНС — и является, таким образом, получателем сведений бухучета);
- сбора статистических данных о деятельности различных хозяйствующих субъектов (данную задачу решает Росстат — туда также могут направляться источники информации по бухучету).
Главные задачи бухучета:
- формирование полной и достоверной совокупности сведений о деятельности предприятия, его экономическом положении;
- своевременное представление документации, отражающей данные сведения, заинтересованным лицам;
- обеспечение соответствия процедур, выполняемых в рамках решения двух первых задач, нормам закона и локальным нормативам.
Основные функции бухучета:
- контроль над хозяйственными процессами на предприятии, порядком управления капиталами;
- информирование заинтересованных лиц о фактах хозяйственной жизни предприятия и иных сведениях, имеющих отношение к деятельности фирмы;
- проведение аналитической работы, направленной на выявление закономерностей в формировании денежных показателей по тем или иным объектам бухучета;
- предоставление руководству фирмы возможности вести мониторинг хозяйственной деятельности в различных структурных подразделениях и принимать необходимые решения по ее оптимизации;
- предотвращение ошибок менеджмента и собственников фирмы в управлении бизнесом;
- содействие выявлению менеджментом и собственниками компании резервов для развития бизнеса.
Кто вправе вести упрощенный бухгалтерский учет и как правильно это делать, подробно пояснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Основные принципы ведения бухгалтерского учета
Достижение целей бухучета, решение его задач и осуществление функций, отмеченных выше, реализуется при условии, что ответственные за ведение бухучета лица следуют принципам ведения бухгалтерского учета:
- регулярность, достоверность и полнота отражения информации в источниках бухучета;
- актуальность и своевременность формирования учетной документации;
- единство используемых подходов к денежному измерению объектов бухучета, а также формированию документации;
- корректность ведения документооборота, формируемого в рамках бухучета.
В чем заключается предмет бухгалтерского учета?
Выше мы рассмотрели определение бухучета и его объектов, приведенное в нормативных актах. В свою очередь, сущность предмета бухучета на уровне законодательства не определена.
Однако исходя из определения бухучета под предметом бухгалтерского учета следует понимать хозяйственную деятельность предприятия. К основным ее направлениям можно отнести:
- приобретение сырья, материалов, ТМЦ в целях последующего использования в производстве или решения иных задач;
- непосредственно производство — выпуск товаров, услуг, работ;
- реализацию — поставку произведенных товаров заказчикам и клиентам.
Основные элементы метода бухгалтерского учета
К элементам метода бухгалтерского учета относятся:
- двойную запись с использованием счетов бухучета;
- документирование операций и формирование отчетности по ним;
- инвентаризацию;
- формирование баланса активов и пассивов;
- оценку и калькулирование.
То, каким образом задействуются отмеченные методы бухучета, руководство предприятия определяет в учетной политике.
Итоги
Определение предмета и методов бухгалтерского учета - значимый теоретический аспект изучения бухучета. Предметом бухучета является хозяйственная деятельность субъектов. Бухгалтерский учет решает важнейшие задачи, встающие как перед самим предприятием, так и перед внешними заинтересованными лицами.
Изучить иные полезные сведения о бухгалтерском учете вы можете в нашей рубрике "Бухгалтерский учет".