Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками является одним из значимых разделов учета. Приведем основные бухгалтерские записи таких расчетов, перечислим первичные документы, которыми такие записи оформляются.

Основные правила использования счета 60

Основным счетом, применяемым для отражения операций с контрагентами, является счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Он может быть как пассивным — при отражении задолженности, так и активным — при отражении авансов выданных. Для разных операций используются отдельные субсчета. Так, например, для авансов принято указывать субсчет 2, а для кредиторки — субсчет 1. Отметим, что проводки по 60-му счету делаются на основании первичных документов. Таковыми являются:

В силу п. 4 ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ организация может как самостоятельно разработать эти документы, так и воспользоваться унифицированными формами. Так, постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 утверждена товарная накладная (форма № ТОРГ-12), применяемая при покупке-продаже ТМЦ. Единой формы документа для оформления приемки выполненных работ или услуг не существует, кроме акта о выполнении строительных работ по форме КС-2, утвержденного постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 № 100.

Чтобы узнать, какими правилами нужно руководствоваться при работе со счетом 60, читайте нашу статью «Счет 60 в бухгалтерском учете (нюансы)».

Рассмотрим на примере, как записываются в бухучете операции с поставщиками и подрядчиками.

Пример 1

Кондитерская компания ООО «Сладкий мир» оплатила поставщику аванс за 150 кг муки и 230 кг сахара — 2 250 руб. и 8 050 руб. соответственно. Через 5 дней товар был доставлен. При приемке выяснилось, что сахара пришло на 50 кг меньше. В договоре о предельных суммах потерь ничего не сказано. «Сладкий мир» выставил претензию контрагенту на сумму 50 × (8 050 / 230) = 1 750 руб. На что контрагент поставил недостачу. Вычет НДС с аванса выданного покупатель решил не заявлять.

В его бухучете эти события отразятся следующим образом.

Описание операции

Дт

Кт

Сумма, руб.

Перечислен аванс контрагенту

60.2

51

10 300

Приняты к учету 150 кг муки

10.1

60.1

2 045

Отражен НДС по муке (10%)

19

60.1

205

Приняты к учету 180 кг сахара

10.1

60.1

5 727

Отражен НДС по сахару (10%)

19

60.1

573

Выставлена претензия по недостаче 50 кг сахара

76 субсчет «Расчеты по претензиям»

60.1

1 750

Произведен зачет аванса

60.1

60.2

10 300

Произведена допоставка 50 кг муки

10.1

76 субсчет «Расчеты по претензиям»

1 591

Отражен НДС по допоставке

19

76 субсчет «Расчеты по претензиям»

159

В нашем примере компания не применяла вычет НДС с аванса, выданного продавцу. Можно ли так поступать? Ответ на этот вопрос, а также условия и порядок применения такого вычета, включая схему бухгалтерских проводок вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

Что касается расчетов с подрядчиками, то подход учета аналогичен. Рассмотрим на примере работы заказчика учет взаимодействий с подрядчиками.

Пример 2

Заказчик ООО «Подъемный кран» возводит деловой центр с помощью нескольких подрядчиков. Среди них ООО «Штукатурщик», которому был уплачен аванс в размере 237 000 руб. за отделочные работы. НДС с аванса выданного принят к вычету. Работы были выполнены в полном объеме и в надлежащем качестве на сумму 1 237 000 руб. В учете бухгалтер «Подъемного крана» сделал следующие записи.

Описание операции

Дт

Кт

Сумма, руб.

Перечислен аванс контрагенту

60.2

51

237 000

ООО «Подъемный кран» воспользовался правом поставить НДС с аванса к вычету на основании счета-фактуры

68 субсчет «НДС»

76 субсчет «НДС по выданным авансам»

39 500

Приняты к учету работы по отделке помещений

08

60.1

1 030 833,33

Отражен НДС по этим работам

19

60.1

206 166,67

Принят к вычету налог по работам

68 субсчет «НДС»

19

206 166,67

Произведен зачет аванса

60.1

60.2

237 000

Оплачена оставшаяся сумма работ

60.1

51

1 000 000

Восстановлен НДС с аванса

76 субсчет «НДС по выданным авансам»

68 субсчет «НДС»

39 500

Взаимозачет однородных требований

Стандартная операция оплаты кредиторки была рассмотрена в изложенных выше примерах. Теперь разберем еще один возможный вариант покрытия обязательств. Зачет встречного однородного требования предусмотрен ст. 410 ГК РФ. Так, если обе стороны должны друг другу, то обязательства контрагентов можно сократить на сумму меньшего долга. Есть и случаи, когда взаимозачет невозможен. Они установлены ст. 411 ГК РФ:

  • если хотя бы одним требованием является требование о возмещении вреда жизни или здоровью;
  • о содержании в течение всей жизни;
  • об алиментах;
  • при истечении срока исковой давности;
  • прочие случаи, предусмотренные законом или соглашением сторон.

Специального первичного документа для целей взаимозачета не предусмотрено. Однако он должен быть оформлен письменно.

В зависимости от обстоятельств проведения взаимозачета к операции могут применяться разные правила по НДС. Чтобы не ошибиться, получите бесплатный пробный доступ к К+ и посмотрите Готовое решение.

Пример 3

Компания ООО «Сладкий мир» закупила 340 кг орехов у ООО «Белка» по 700 руб. за кг, итого на 238 000 руб. (вкл. НДС 39 666,67 руб.). На дату покупки у ООО «Белка» была не оплачена задолженность перед «Сладким миром» на сумму 170 700 руб. за подготовку новогодних подарков сотрудникам и контрагентам. Стороны подписали соглашение о взаимозачете на эту сумму. В учете ООО «Сладкий мир» бухгалтер отразил такие записи.

Описание операции

Дт

Кт

Сумма, руб.

Отражена выручка от продажи подарков ООО «Белке»

62.1

90.1

170 700

Приняты к учету 340 кг орехов

10.1

60.1

198 333,33

Отражен НДС

19

60.1

39 666,67

Отражен зачет взаимных требований с ООО «Белка»

60.1

62.1

170 700

Оплачена оставшаяся сумма долга

60.1

51

67 300

Итоги

В большинстве организаций участок бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками является одним из самых крупных и трудозатратных. Нередки и разногласия с контрагентами, поэтому важно на регулярной основе проводить с ними сверки, оформляя их актами. Кроме того, во избежание расхождений в данных с поставщиком или подрядчиком записи в учете должны быть сделаны на основании правильно оформленных полученных от контрагентов первичных документов.

Добавить в закладки
Ваш вопрос
Отправить