Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Новый ФСБУ 4/2023 по бухгалтерской отчетности организаций

Все материалы сюжета «Бухотчетность за 2023 год»
ФСБУ 4/2023 — очередной федеральный стандарт, который придет на смену положению по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» с 1 января 2025 года. Применение ФСБУ повлечет за собой изменение отчетных форм, а также некоторых принципов по их формированию. Что нового в ФСБУ 4/2023 заложили законодатели?

Кого обяжут формировать бухгалтерскую отчетность по ФСБУ 4

ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская отчетность организаций», как мы уже отметили, вступает в силу с начала 2025 года. Впервые отчетность в соответствии с этим стандартом должна быть сформирована именно за этот год. Досрочное его применение (как это было с остальными федеральными стандартами) не предусмотрено.

Указанный нормативный акт распространяет свое действие на тех лиц, на которых возложена обязанность по составлению бухгалтерской отчетности. Однако стандарт предусматривает ряд исключений. Так, он не будет применяться:

  • бюджетными организациями;
  • Центробанком;
  • для формирования консолидированной финотчетности, принципы составления которой изложены в законе от 27.07.2010 № 208-ФЗ;
  • для формирования отчетности, которая создается в целях, отличных от тех, что предусмотрены законом № 402-ФЗ.

Поскольку индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность, они, соответственно, не применяют стандарт.

В чем разница между ФСБУ 4/2023 и ПБУ 4/99

Чтобы понять разницу между Стандартом 4/23 и Положением по бухгалтерскому учету 4/99, ранее регулировавшим порядок составления бухотчетности, следует обратиться к Информационному сообщению Минфина от 26.03.2024 № ИС-УЧЕТ-50. В нем чиновники делают обзор нововведений, которые нас ожидают после начала действия стандарта:

  1. Даны определения бухгалтерским терминам, которые существовали и ранее, но законодательство четко не раскрывало их. Например, в п. 12 можно найти определения терминам «актив баланса» и «пассив баланса», в п. 44 — термину «пояснения к бухгалтерской отчетности», в п. 69 — «достоверная бухгалтерская отчетность». Здесь приведена лишь небольшая часть примеров, фактически новых определений «старым» терминам в стандарте гораздо больше.
  2. Представлены новые формы бухотчетности. Напомним, что ранее действовали формы, утвержденные приказом Минфина от 02.07.2010 № 66н. Таким образом, ФСБУ по бухгалтерской отчетности организации заменит собой не только соответствующее положение по бухгалтерскому учету, но и указанный минфиновский приказ. В соответствии со стандартом формы отчетности будут именоваться «образцами», и каждая организация сможет настроить под специфику своей деятельности заполняемый образец. Тем не менее утверждается минимальный перечень показателей, который должен раскрываться в каждой форме. Кроме того, ряд показателей можно будет раскрыть непосредственно в отчетной форме, а ряд — в пояснениях. Выбор при этом будет оставаться за хозяйствующим субъектом. Подробнее об обновленных формах мы расскажем в одном из следующих разделов.
  3. Конкретизирован подход к признанию информации существенной в целях раскрытия ее в бухотчетности (до этого четкие формулировки в законодательстве отсутствовали). Составитель отчетности будет сам признавать ту или иную информацию существенной. А зависеть это будет от размера и характера информации, а также от того, как она повлияет на принятие экономических, финансовых решений пользователями отчетности.
  4. Утверждены правила зачета отчетных показателей. Новый стандарт, например, предусматривает зачет между прочими доходами и прочими расходами, который ранее не допускался. В свою очередь, к зачету не относится отражение показателей в нетто-оценке (за минусом регулирующих величин). Составители отчетности раскроют эти величины (амортизацию, обесценение, резервы под обесценение запасов и под обесценение финвложений и т. д.) в пояснениях.
  5. Уравнены состав и содержание промежуточной и годовой отчетности.

Далее по отдельности рассмотрим формы бухгалтерской отчетности по ФСБУ 4/2023 и общий порядок их составления.

Обновление форм бухгалтерской финансовой отчетности по ФСБУ 4/2023

Все формы представлены в приложениях к ФСБУ 4 «Бухгалтерская отчетность организации». Как мы уже отметили, все они именуются образцами.

В приложениях 1 и 2 приведены образцы заголовочной части. Это одно из новшеств стандарта, когда в контролирующие органы, такие как ФНС, Росстат, ГИР БО, и прочие органы исполнительной власти отчетность составляется с одними реквизитами (из приложения 2), а для простых пользователей с другими (из приложения 1).

О том, какие изменения нужно учитывать при подготовке и сдаче бухотчетности начиная с отчетности за 2025 год, подскажет Готовое решение от «КонсультантПлюс». Получите бесплатный демодоступ и начните изучение материала прямо сейчас.

Бухгалтерский баланс

Баланс формируют по образцу, представленному в приложении 2 к ФСБУ. Некоторые показатели были добавлены в обновленную форму, некоторые переименованы, а есть и удаленные. Теперь все наименования соответствуют действующим федеральным стандартам, чего не было ранее, как, например, с показателем «результаты исследований и разработок». Кстати, он и был удален из новой формы.

Из вновь добавленных отметим накопленную дооценку внеоборотных активов. При необходимости субъект может сам ввести показатель в баланс, например, «право пользования активом» или «обязательство по аренде». В стандартном образце их нет.

Как и полагается, баланс состоит из активов и пассивов.

Активы

Они, как и прежде, делятся на внеоборотные (ВНА) и оборотные (ОбА). Для оборотных в отчетности ФСБУ 4 введены требования, и все активы, которые не отвечают этим требованиям, относятся к ВНА. В стандартном образце выделено шесть показателей: 

Отметим, что теперь к ВНА относятся авансы, выданные в счет будущего приобретения объектов ОС, НМА и прочих ВНА. Ранее всю дебиторскую задолженность мы показывали в разделе ОбА.

При выполнении требований (достаточно одного) актив признается оборотным, если:

  • его планируется переработать меньше чем за 12 месяцев или за обычный операционный цикл, если он длительнее 12 месяцев;
  • он приобретен с целью дальнейшей перепродажи;
  • его погашение планируется в течение обычного операционного цикла или в течение 12 месяцев после отчетной даты;
  • это денежные средства или денежные эквиваленты, которыми можно пользоваться без ограничений;
  • это краткосрочная часть внеоборотных финвложений.

В стандартном образце раздел ОбА состоит из: 

Пассивы

Раздел пассивов разделен на три части:

Первая часть — «Капитал». В эту часть входят ставшие привычными показатели уставного, добавочного и резервного капитала, а также нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Переименован один из показателей — теперь он звучит как «Собственные акции, принадлежащие обществу, задолженность акционеров по оплате акций». И добавлен новый, уже упомянутый нами — «Накопленная дооценка ВНА». 

Вторая часть — «Долгосрочные обязательства» (ДСО). Здесь отражены показатели, не отвечающие критериям краткосрочных (КСО), а именно: 

Перечень же критериев КСО, образующих третью часть пассива, расширен. К таковым относят обязательства:

  • подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты;
  • связанные с обычным операционным циклом;
  • по которым у организации отсутствует безусловное право на отсрочку погашения не менее чем на 12 месяцев после отчетной даты;
  • часть ДСО, которая будет погашена меньше чем за 12 месяцев, следующих за отчетной датой;
  • обязательство, которое планировалось погасить в течение ближайших 12 месяцев после отчетной даты, но по условиям соглашения о реструктуризации долга срок погашения которого был отодвинут.

В образце эта часть выглядит следующим образом: 

Как оформить по-новому бухгалтерский баланс, рассказали эксперты справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Получите бесплатный демодоступ к системе вместе с возможностью просматривать образцы.

Отчет о финансовых результатах

Стандартный набор строк, представленный в образце ОФР (приложение 4 к ФСБУ), не сильно отличается от предшествующей формы из приказа 66н. Из новшеств отметим:

  • Название строки «Прибыль (убыток) до налогообложения» теперь звучит как «Прибыль (убыток) от продолжающейся деятельности до налогообложения».
  • Выделена строка «Прибыль (убыток) от прекращаемой деятельности (за вычетом относящегося к ней налога на прибыль организаций)».

При подготовке ОФР в составе бухгалтерской финансовой отчетности согласно ФСБУ нужно учитывать следующее:

  1. Показатели прочих доходов и расходов могут быть зачтены, если они относятся к одному или нескольким аналогичным фактам хоздеятельности, как, например, результат от выбытия объекта ОС или курсовые разницы (когда говорим о совокупности аналогичных фактов).
  2. ФСБУ определяет перечень доходов и расходов, которые с учетом уровня существенности нужно раскрыть либо в самом отчете, либо в пояснении к нему.
  3. В пояснениях следует привести перечень расходов, относимых к обычным видам деятельности.

Отчет о целевом использовании средств

За основу для составления отчета берется образец из приложения 5 к ФСБУ и корректируется с учетом имеющихся показателей. Их минимальный набор соответствует тому, что был представлен в форме из приложения 2.1 к приказу № 66н.

Отчет об изменениях капитала

Для формирования отчета об изменении капитала (ОИК) необходим образец из приложения 6 к ФСБУ. Представление информации в нем существенно отличается от того, что было в приказе 66н. Теперь мы видим:

  • результат изменения капитала за период, а не отдельно его увеличение и уменьшение;
  • все изменения в единой таблице;
  • накопленную дооценку внеоборотных активов как самостоятельную единицу в структуре капитала.

Отчет о движении денежных средств

Базой для составления ОДДС выступает образец из приложения 7 к стандарту. В целом представленные сведения соответствуют действующей в настоящее время форме. За исключением того, что поступления денежных потоков от текущих операций в виде процентов по дебиторской задолженности покупателей в образце к ФСБУ выделены отдельной строчкой.

Пояснения

Пояснения необходимо готовить на основании образца из приложения 8 к ФСБУ 4. Пункт 46 стандарта устанавливает минимум, который должен попасть в пояснения. Это информация:

  • о видах деятельности;
  • об учетной политике;
  • дополняющая показатели форм отчетности;
  • та, что не раскрывается в формах, но которая подлежит раскрытию в соответствии с федеральными стандартами, как, например, информация о событиях после отчетной даты и пр.;
  • о дате госрегистрации, если она приходится на отчетный период;
  • о вознаграждении аудиторам, которые провели проверку отчетности;
  • о долях (для ООО) и акциях (для АО). Перечень раскрываемой информации достаточно обширен, приведен он в п. 47 ФСБУ.

Стандарт предъявляет требования к последовательности представления информации в пояснениях (она должна соответствовать последовательности представления информации в балансе, ОФР, отчете о целевом использовании средств, ОИК, ОДДС) и к их нумерации (все пояснения должны быть пронумерованы).

Упрощенная отчетность

Согласно новому ФСБУ 4 2023 бухгалтерская финансовая отчетность в упрощенном варианте составляется по образцу из приложения 9. Далее он корректируется в зависимости от имеющихся у субъекта данных.

Показатели форм могут быть объединены, однако объединенное количество не может выходить за рамки минимума, установленного для раскрытия информации.

В пояснениях следует прописать, что отчетность составлена в соответствии с федеральными и отраслевыми стандартами, кроме того, требуется отразить сведения об учетной политике.

При наличии существенной информации, которая обычно включается в ОИК или ОДДС необходимо будет либо сформировать эти отчеты, либо включить указанную информацию в пояснения.

Представление отчетных форм различными субъектами хозяйствования

Состав бухотчетности будет различаться в зависимости от того, кто ее составляет — коммерческая или некоммерческая организация. Существенных изменений здесь не произошло, но всё же проясним некоторые детали.

Коммерческая организация обязана формировать: баланс, отчет о финрезультатах, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, пояснения к балансу и отчету о финрезультатах.

Если организация вправе вести учет упрощенным способом, то и формировать отчетность она также может в упрощенном варианте: баланс, отчет о финансовых результатах и пояснения. Но при наличии существенной информации, которую следует раскрывать в ОИК или ОДДС, организация должна раскрыть ее либо в пояснениях, либо сформировать соответствующие формы.

Некоммерческая организация обязана включить в состав отчетности: баланс, отчет о целевом использовании средств, отчет о финрезультатах, отчет о движении денежных средств, пояснения к балансу и отчету о целевом использовании средств. Если же принято решение не формировать ОФР или ОДДС, то информация из них включается в пояснения к балансу и отчету о целевом использовании средств.

Субъекты, ведущие бухучет упрощенно, вправе составлять упрощенную отчетность, включающую баланс, отчет о целевом использовании средств и пояснения.

Сроки представления бухгалтерской финансовой отчетности ФСБУ не определяет, они указаны в законе № 402-ФЗ (п. 5 ст. 18) – в течение трех месяцев после окончания отчетного периода.

Промежуточные формы бухотчетности: как сформировать

Если ПБУ 4 позволяло формировать в качестве промежуточной отчетности только баланс и отчет о финрезультатах, то ФСБУ 4 обязывает формировать промежуточную отчетность в том же составе, что и годовую, либо, как вариант, актуализировать информацию, содержащуюся в годовых формах, т. е. в полном объеме.

Составлять промежуточную отчетность с 2025 по ФСБУ 4 придется с учетом ряда требований:

  • В ней должны быть отражены наименования и значения итоговых показателей, представленных в годовой бухотчетности за год, предшествовавший промежуточному отчетному периоду.
  • В ней разрешено объединить показатели, по которым не было существенных изменений в промежуточном периоде.
  • В ней допускается показать обособленно те показатели, которые существенно изменились в промежуточном отчетном периоде.
  • В промежуточном балансе цифры отражаются как минимум по состоянию на отчетную дату и на дату окончания года, предшествовавшего промежуточному отчетному периоду.
  • В остальных промежуточных формах числовые показатели указываются как минимум за промежуточный отчетный период и за аналогичный период года, предшествовавшего промежуточному отчетному периоду.
  • В промежуточной отчетности необходимо раскрыть информацию о выручке и изменении учетной политики в промежуточном отчетном периоде, причем сделать это можно либо в самих формах, либо отсылкой на публичные источники информации.

Как корректно подписать бухгалтерскую отчетность

Согласно четвертому ФСБУ финансовую отчетность в соответствии с новым порядком имеет право подписывать либо руководитель, либо иное лицо, но только если этот момент оговорен в учредительных документах.

Подписание отчетных форм выглядит следующим образом:

  1. Указывается должность подписывающего лица.
  2. Проставляется собственноручно подпись.
  3. Подпись расшифровывается с указанием фамилии и инициалов.
  4. Отражается дата подписания.

Разрешено ли использовать для подписания бухгалтерской отчетности факсимиле, разбирались эксперты справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» в специальной статье. Оформите пробный доступ к системе и бесплатно переходите к просмотру ответа на поставленный вопрос.

Итоги

В соответствии с вновь утвержденным ФСБУ отчетность организации будут формировать по-новому. Изменения в первую очередь коснулись самих отчетных форм: они и выглядят по-другому, и компании теперь вправе будут их выправлять под себя.

Состав представляемых форм за год не изменился, они остались теми же. А вот промежуточная отчетность должна будет формироваться практически в том же объеме, что и годовая.

Новый стандарт ФСБУ 4/2023 конкретизировал многие бухгалтерские понятия, которые ранее не были четко определены на законодательном уровне. Теперь и пользователям, и составителям бухотчетности будет легче сориентироваться в понятиях «существенности» и «достоверности» информации, которые значительно влияют на принятие экономических решений.

Какие новые федеральные стандарты были утверждены за последние годы, какие из них уже применяются, а какие запланированы к применению в ближайшее время, можно узнать из соответствующих материалов:

Добавить в закладки
Ваш вопрос
Отправить
Есть вопросы по налогам? Обсудите их с экспертами на форуме НН