Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Инвентаризация в условиях коронавируса (рекомендации, образцы)

Все материалы сюжета «Инвентаризация»
Годовая отчетность должна подтверждаться в том числе результатами инвентаризации. В этом году ситуация особая — коронавирус. Но обязанности провести инвентаризацию это не отменяет. Предлагаем несколько рекомендаций, которые позволят вам справиться с этой задачей в срок, несмотря на пандемию, удаленку и т. п. нюансы.

Годовая инвентаризация: сроки и требования

Как правило инвентаризацию перед годовой отчетностью проводят в период с 1 октября по 31 декабря. Ее проведение возможно и после окончания отчетного года, но до составления бухгалтерской отчетности. Инвентаризацию обязательств проводят по состоянию на 31 декабря включительно (приложение к письму Минфина от 09.01.2013 № 07-02-18/01).

Составлять годовую бухгалтерскую отчетность без результатов инвентаризации нельзя.

Важно! КонсультантПлюс предупреждает
Организация, которая не проводит инвентаризацию или делает это формально, нарушает требования бухгалтерского законодательства.
Что будет, если не провести годовую инвентаризацию, есть ли за это штраф, либо иные негативные последствия, узнайте в КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Как же быть в пандемию? Выход есть.

Инвентаризация — удаленно

Если ваш персонал переведен на удаленку, инвентаризацию имущества можно провести с помощью видеофиксации. Подсчетом и фиксацией результатов на месте будет заниматься только часть комиссии, а остальные ее члены — наблюдать процесс по видеосвязи через сервисы, позволяющие проводить онлайн-конференции. На соответствие такого способа проведения инвентаризации действующим НПА Минфин указывал еще в письме от 23.12.2016 № 02-07-10/77499.

Чтобы провести инвентаризацию в таком формате издайте соответствующий приказ. В нем необходимо:

  • обосновать данный способ проведения инвентаризации (например, «в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией и переводом сотрудников на удаленную работу»);
  • утвердить списки членов комиссии, очно присутствующих на ревизии и наблюдающих за процессом онлайн;
  • назначить ответственных за работу техники и видеотрансляцию.

С приказом нужно ознакомить всех членов комиссии по роспись. Также их надо обеспечить техническими и программными средствами, проинструктировать и при необходимости обучить работе с видеосвязью.

Важно, чтобы «удаленные» члены комиссии не находились в момент инвентаризации на больничном или в отпуске. Это должен быть их рабочий день. Иначе их могут счесть отсутствующими. А это может повлечь признание результатов инвентаризации недействительными.

Необходимо обеспечить обязательное очное присутствие на ревизии материально ответственного лица — ему быть удаленным наблюдателем нельзя.

Комиссия в запасе

Не важно, проводите вы инвентаризацию очно или онлайн, сейчас достаточно велики риски того, что кто-то из членов инвентаризационной комиссии в самый неподходящий момент заболеет или уйдет на карантин. Чтобы не пришлось переносить сроки ревизии, целесообразно иметь не только основной, но и резервный состав комиссии. Утвердить его можно отдельным приказом или включить в общий приказ о проведении инвентаризации.

Скачать образец приказа о создании инвентаризационной комиссии вы можете в КонсультантПлюс, получив бесплатный пробный доступ к системе. А дополнить его «резервистами» совсем не сложно.

Если подстраховка пригодится, и кто-то из основных членов комиссии заболеет или не сможет присутствовать на инвентаризации по иным причинам, нужно издать приказ о его замене. Формулировка в приказе может быть такой:

«В связи с болезнью Максимовой О. И. на основании приказа от 11.11.2020 № 125
ПРИКАЗЫВАЮ:
Внести в состав инвентаризационной комиссии, назначенной приказом от 11.11.2020 № 125, следующие изменения: назначить членом комиссии вместо Максимовой О. И. ведущего бухгалтера Петрова Л. Д.
Петрову Л. Д. приступить к обязанностям члена комиссии 07.12.2020».

Важно! Заменить можно только члена комиссии. Если заболеет или уйдет на карантин МОЛ, инвентаризацию придется переносить. Иначе есть риск признания результатов недействительными. К тому же в этом случае при выявлении недостачи будет невозможно взыскать ущерб с материально ответственного лица.

Перенос сроков также оформляется приказом, например, таким:

«В связи с болезнью материально ответственного лица Семенова М. О.
ПРИКАЗЫВАЮ:
Перенести сроки проведения инвентаризации, указанные в приказе от 11.11.2020 № 125.
Инвентаризацию провести в период с 17.12.2020 по 27.12.2020».

Подробную пошаговую инструкцию по проведению инвентаризации перед составлением годовой отчетности вы найдете в КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Рекомендуем также наш чек-лист по инвентаризации.

Добавить в закладки
Предыдущая статья Следующая статья
Ваш вопрос
Отправить
Получите алгоритм действий при инвентаризации от экспертов К+. Бесплатно, на 2 дня.
Помогаем в работе. Подпишитесь на рассылку – 1 раз в неделю, бесплатно.
Есть вопросы? Получите быстрый ответ на форуме