Смысловое значение запаса финансовой прочности
Запас финансовой прочности показывает, насколько реальные (или плановые) характеристики конкретной организации удалены от показателей, отвечающих ее положению в точке безубыточности (т. е. в ситуации, когда выручкой полностью покрываются расходы, но ни прибыли, ни убытка при этом не образуется).
Рассчитывая запас финансовой прочности, сравнению подвергают объемы выручки (реальный и соответствующий точке безубыточности), выраженные в денежном или количественном эквиваленте. Анализ возможен как по организации в целом, так по конкретным видам продукции (товара).
Ознакомьтесь с ключевыми составляющими анализа финансовой устойчивости предприятия.
Формула для расчета запаса финансовой прочности
Запас финансовой прочности может быть выражен абсолютной (как разность между объемами) и относительной (как процентное отношение этой разницы к объему фактической реализации) величиной. Последний вариант оценки более показателен для проведения сравнений и осуществления прогнозных расчетов. И именно его считают формулой запаса финансовой прочности, позволяющей оценить в процентах величину удаления реального объема продаж от его величины в точке безубыточности.
С использованием условных обозначений эта формула будет выглядеть так:
ЗФП = (Ореал – Обезуб) / Ореал × 100,
где: ЗФП — запас финансовой прочности;
Ореал — объем фактической реализации в денежном или количественном эквиваленте;
Обезуб — объем реализации, соответствующий точке безубыточности в денежном или количественном эквиваленте.
Объем реализации, соответствующий точке безубыточности, в зависимости от того, в чем он выражен, будет определен по одной из следующих формул:
- Для денежного эквивалента:
Обезуб = Ореал × Зпост / (Ореал – Зперем),
где: Обезуб — объем продаж, соответствующий точке безубыточности, в денежном эквиваленте;
Ореал — объем фактической реализации в денежном эквиваленте;
Зпост — затраты фактические постоянные;
Зперем — затраты фактические переменные.
- Для количественного эквивалента:
Обезуб = Зпост / (Ц – Зсред),
где: Обезуб — объем продаж, соответствующий точке безубыточности, в количественном эквиваленте;
Зпост — затраты фактические постоянные;
Ц — цена продажи единицы продукции (товара);
Зсред — затраты переменные средние, приходящиеся на единицу продукции (товара).
Для определения объема продаж, соответствующего точке безубыточности, можно воспользоваться нашей статьей «Таблица для определения точки безубыточности с графиком».
Формулы справедливы при соблюдении для расчетного периода ряда условий:
- номенклатура продукции (товара) неизменна;
- объем постоянных затрат не меняется;
- объемы производства (продаж) и величина переменных затрат связаны линейно;
- продукция (товар) сразу идет на реализацию и на складе не остается.
В процессе анализа хозяйственной деятельности предприятия исчисляется коэффициент финансовой устойчивости. Узнать больше о его применении вы можете из экспертной публикации, размещенной в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к документу бесплатно.
Варианты значений запаса финансовой прочности
В зависимости от полученных в результате расчета значений показателя финансовое положение организации может быть охарактеризовано следующим образом:
- при значении 0,5–0,8 оно устойчиво, риск банкротства отсутствует;
- при 0,2–0,5 положение неустойчивое, есть риск банкротства;
- если показатель менее 0,2, то организация находится в кризисном состоянии и вероятность ее банкротства очень велика.
К увеличению показателя приведут:
- повышение объемов продаж, в т. ч. за счет увеличения цены реализации;
- сокращение как постоянных, так и переменных затрат, в т. ч. за счет новых технологий.
При анализе хозяйственной деятельности предприятия могут учитываться разные показатели. В их числе, к примеру, анализ состава и структуры основных средств предприятия.
Итоги
Запас финансовой прочности дает возможность:
- оценить степень финансовой устойчивости и риски банкротства;
- выбрать способы повышения финансовой прочности;
- определить безопасные объемы снижения реализации;
- провести сравнение по нему разных видов реализуемых товаров (продукции);
- принять взвешенные управленческие решения в отношении ценовой политики.
Таким образом, данный показатель играет важную роль в оценке финансового положения организации и составлении прогнозов по нему как для внутренних, так и для внешних пользователей.