Составляем план счетов бюджетного учета - образец 2016

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

План счетов бюджетного учета 2016 года применяется с учетом поправок 2015–2016 годов, внесенных в основные нормативные документы, регламентирующие вопросы применения этого плана. Рассмотрим актуальные положения НПА, регулирующих принципы составления плана счетов и порядок его использования российскими бюджетными организациями.

 

План счетов для бюджетников: особенности законодательного регулирования

Какие учреждения ведут план счетов бюджетного учета?

Приказ № 162н — главный НПА для бюджетного учета

Учет в бюджетных учреждениях на основе плана счетов

Алгоритм формирования счета в 2016 году

Формируем счет для плана: разряды 18–26

Новое в Едином бюджетном плане счетов бухгалтерского учета в 2015–2016 годах

Бюджетный учет в казенных организациях, госфондах и органах власти

 

План счетов для бюджетников: особенности законодательного регулирования

С 2011 года бюджетные структуры, которые учреждены государством или муниципалитетами, делятся на 3 разновидности:

  • автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

Законодатель в целях оптимизации регулирования бухучета в отмеченных структурах разработал специальные НПА. Главный из них — приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н, утвердивший, в частности, Единый план по счетам бухучета.

Юрисдикция приказа Минфина России № 157н распространяется на все разновидности учреждений, функционирующие в рамках бюджетной системы РФ. Однако с целью повышения эффективности регулирования учета в различных разновидностях соответствующих структур законодателем были изданы дополнительные НПА:

  • приказ Минфина от 06.12.2010 № 162н, который регулирует учет финансовых и хозяйственных операций в учреждениях, классифицируемых как казенные, а также в фондах — ПФР, ФСС, ФФОМС и органах власти (ниже мы рассмотрим пределы юрисдикции данного НПА подробнее);
  • приказ Минфина от 16.12.2010 № 174н, в котором утверждены нормы, регулирующие учет финансовых операций в бюджетных учреждениях;
  • приказ Минфина от 23.12.2010 № 183н, положения которого регулируют бухучет в учреждениях, классифицируемых как автономные.

Исследуя особенности законодательного регулирования бухучета в бюджетных структурах РФ, следует уделить большое внимание понятийному аппарату законодателя.

Какие учреждения ведут план счетов бюджетного учета?

Дело в том, что термин «план счетов бюджетного учета», исходя из норм п. 21 приказа № 157н, применим только к тем структурам, в отношении которых действует исключительно юрисдикция приказа № 162н, то есть к структурам, классифицируемым как казенные, а также, как мы отметили выше, к органам власти, ПФР, ФСС, ФФОМС.

В свою очередь в отношении учета в организациях, относящихся к категории автономных либо бюджетных, правомерно использовать другой термин — «план счетов бухгалтерского учета». И это вполне логично, поскольку данные учреждения обладают большим объемом полномочий в части извлечения доходов от предпринимательской деятельности (п. 2, п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 ФЗ от 12.01.1996 № 7, касающегося деятельности НКО).

Ведение предпринимательской деятельности бюджетными учреждениями имеет ряд особенностей в части налогообложения. Узнать о них подробнее вы можете, прочитав статьи:

Можно отметить, что ведение хозяйственного учета теми органами, которые осуществляют кассовое сопровождение деятельности автономных либо бюджетных организаций, регулируется приказом № 162н. И это тоже вполне логично, поскольку соответствующие госструктуры, в частности Федеральное казначейство, не занимаются предпринимательской деятельностью, и для них нет необходимости вести бухучет.

Итак, план счетов, составляемый в процессе бюджетного учета, могут формировать, исходя из буквального толкования положений приказа № 157н, исключительно казенные учреждения.

Приказ № 162н — главный НПА для бюджетного учета

В связи с вышеизложенным полезно будет изучить пределы юрисдикции приказа Минфина России от 06.12.2010 № 162н. Он устанавливает нормы, регулирующие ведение бюджетного учета:

  • учреждениями, относящимися к казенным;
  • властными структурами — государственными, муниципальными;
  • ПФР, ФСС, ФФОМС, внебюджетными фондами, относящимися к территориальным;
  • юрлицами, которые подотчетны государству в части расходования бюджетных средств;
  • структурами, в компетенции которых кассовое сопровождение бюджетных транзакций;
  • органами Федерального казначейства, муниципальных образований, финансовых структур на уровне субъектов РФ, которые сопровождают ведение хозяйственных счетов бюджетных, а также автономных структур.

Все отмеченные типы структур должны, таким образом, вести бюджетный учет.

Об основных принципах организации бухучета в бюджетных учреждениях читайте в материале «Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях».

Учет в бюджетных учреждениях на основе плана счетов

Итак, мы ознакомились с основными НПА, регулирующими составление плана бюджетного учета в 2016 году. Теперь рассмотрим актуальные положения законодательства в части формирования и структурирования счетов, используемых в бухучете.

В соответствии с нормами п. 21 приказа № 157н российские бюджетные организации, используя Единый план счетов либо специальный план учета, обязаны формировать внутренние планы счетов хозяйственного учета, именуемые рабочими.

В обеих разновидностях плана счетов — в документе, утвержденном в приказе № 162н или в рабочем плане, который формируется в учреждении, используются номера счетов, в структуре которых присутствуют 26 цифр.

Рассмотрим их основные особенности, которые можно представить в виде таблицы:

Разряды

Особенности кодов

1–17

В цифрах 1–17 фиксируется аналитический код, коррелирующий с кодом классификации бюджетных расходов, доходов учреждения или же иных ресурсов финансирования

18

В цифре 18 фиксируется код, отражающий тип денежного обеспечения

19–23

В 19–23 цифрах хозяйственного счета, используемого в плане, фиксируется синтетический код, присутствующий в Едином плане

24–26

Казенные учреждения должны фиксировать в 24–26 цифрах кода операций по КОСГУ

Скачать пример реального рабочего плана счетов бюджетного учета, составленного одним из российских муниципалитетов, вы можете на нашем сайте:

Пример рабочего плана счетов бюджетного учета

Скачать пример рабочего плана счетов бюджетного учета

Изучим теперь алгоритм составления счета, который может быть включен в рабочий план, более подробно.

Алгоритм формирования счета в 2016 году

Наиболее проблемная часть структуры счета, размещаемого в рабочем плане, — это коды, относящиеся к аналитическим и фиксируемые в цифрах 1–17. Здесь может указываться:

  • КДБ (код доходов, установленный для бюджета);
  • КРБ (код расходов, также установленный для бюджета законодательно);
  • КИФ (код, соответствующий источникам финансирования).

Рассмотрим, как определяется необходимое значение в цифрах счета с 1 по 17 на примере КРБ.

Структура КРБ такова:

  • в 1–3 разрядах фиксируется код распорядителя — его можно посмотреть в приложении № 9 к приказу Минфина России от 01.07.2013 № 65н;
  • в 4–7 разрядах фиксируются коды раздела, а также подраздела — их можно узнать в приложении № 2 к приказу № 65н;
  • в 8–17 разрядах фиксирует код целевой статьи — его можно подобрать из перечня, содержащегося в приложении № 10 к приказу № 65н;
  • в 15–17 разрядах фиксируется конкретный вид расходов — его можно выбрать из перечня в приложении № 3 к приказу № 65н.

Вместе с тем следует отметить, что законодатель, сформировав довольно сложные критерии вычисления разрядов 1–17, дает бюджетным учреждениям возможность предельно упросить задачу, указав в соответствующем компоненте счета нули (приложение № 2 к инструкции, утвержденной приказом № 162н). Эту возможность, в частности, задействовал муниципалитет, составивший рабочий план, который доступен по вышеуказанной ссылке.

Поэтому, если указать в 1–17 разрядах нули, то главной задачей в формировании хозяйственного счета для рабочего плана будет определение 18–26 цифр счета, включаемого в Рабочий план.

Формируем счет для плана: разряды 18–26

Цифра, указываемая в разряде 18, зависит от типа финансирования. Скорее всего, это будет цифра 1 (учетная операция реализуется за счет ресурсов бюджета) либо 3 (отражает операцию, проводимую за счет денежных средств, находящихся во временном распоряжении бюджетной структуры). К слову, данный разряд, исходя из структуры приложения № 1 к Инструкции, утвержденной приказом № 162н, также можно указывать в виде нуля. Многие российские госструктуры так и делают — в этом можно убедиться на примере реального рабочего плана, который был представлен нами выше.

В цифрах 19–23, как мы отметили выше, фиксируется код, указанный в Едином плане и коррелирующий с синтетическим учетом. В цифрах 24–26 фиксируется код КОСГУ. Его можно узнать из приложения № 5.1 к приказу Минфина № 65н.

Указанные в начале статьи положения НПА, которые регулируют учет в бюджетных учреждениях РФ, довольно часто корректируются. Изучим подробнее актуальные новшества в части норм, утвержденных законодателем в приказе № 157н, а также приказе № 162н в 2015–2016 годах.

Новое в Едином бюджетном плане счетов бухгалтерского учета в 2015–2016 годах

Итак, первый НПА, положения которого мы рассмотрим на предмет нововведений, — приказ Минфина России № 157н, посредством которого законодатель утвердил Единый план счетов в организациях, входящих в бюджетную систему РФ.

В соответствии с изменениями, внесенными в рассматриваемый источник права приказом Минфина России от 06.08.2015 № 124н, счет 201 06, предусмотренный в Едином плане, именуется по-новому — «Денежные средства учреждения на специальных счетах».

Счет 502 01 приказом № 124н переименован в «Принятые обязательства», и это вполне логичный шаг законодателя, так как предыдущее его наименование звучало как «Принятые (принимаемые) обязательства», и это выглядело несколько двусмысленно. Также был переименован счет 502 02 — теперь он называется «Принятые денежные обязательства».

Кроме того, организации получили возможность открывать такие забалансовые счета, как 17 и 18, к счету 0 210 03 000. В то время как до поправок в приказ № 157н это можно было делать только в отношении счета 0 201 00 000.

В 2016 году изменения в приказ № 157н внесены приказом Минфина России от 01.03.2016 № 16н. Для плана счетов они оказались такими:

  • добавлены новые счета: аналитический 206 11 «Расчеты по оплате труда» и забалансовый 40 «Активы в управляющих компаниях»;
  • разъяснены правила отражения видов хозопераций бюджетными и автономными учреждениями: в структуре номера счета, указывая 0 в разрядах 5–14, если иное не установлено в учетной политике, а в разрядах 15–17 — код вида поступления или выбытия;
  • уточнены моменты списания задолженности с забалансового счета.

О процедуре разработки учетной политики подробнее читайте в статье «Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)».

Изучим далее ключевые нововведения, предусмотренные поправками в главный НПА для казенных структур, — приказ № 162н.

Бюджетный учет в казенных организациях, госфондах и органах власти

В соответствии с правовыми нормами, содержащимися в приказе Минфина России от 17.08.2015 № 127н, из Инструкции по использованию плана счетов, утвержденной приказом № 162н, был исключен счет 0 106 34 340. Это тоже вполне логично, так как на практике при ведении учета в бюджетных учреждениях данный счет не задействуется уже довольно давно.

В соответствии со свежей версией Инструкции, утвержденной приказом № 162н, по дебету счета 0 101 00 000, корреспондирующего с кредитом счета 0 304 04 310, можно фиксировать финансовые транзакции между бюджетными структурами и их обособленными подразделениями, которые имеют полномочия по реализации учета.

Для учёта в бюджетных учреждениях нематериальных активов, которые получены безвозмездно и которые можно задействовать в порядке оперативного управления, приказом № 127н введена новая корреспонденция по дебету счета 0 102 30 320 и кредит.

Отмеченный приказ № 127н ввел еще одну примечательную корреспонденцию — дебет счета 0 103 11 330 и кредит счета 0 401 10 180, посредством которой бюджетные структуры должны фиксировать операции по приобретению права на бессрочное пользование земельными территориями.

Другая значимая корреспонденция, введенная приказом № 127н, — дебет счета 0 105 00 000 и кредит счета 0 304 06 730, посредством которой бюджетные организации обязаны фиксировать принятие материальных запасов, измеряемых в величине их стоимости в случае, если учреждение меняет статус, присоединяется к другому, сливается, разделяется и т. д.

Некоторые бюджетные структуры, несмотря на то что не занимаются предпринимательской деятельностью, осуществляют отпуск тех или иных товаров заказчикам. Бюджетный учет данных операций должен фиксироваться в проводке, включающей дебет счета 0 401 10 130 и кредит счета 0 105 38 440, которая также была законодательно введена приказом № 127н.

Новые объекты недвижимости (те, что выстроены, созданы либо куплены), движимые активы, формирующие состав казны, подлежат учету в бюджетных учреждениях корреспонденцией подебету счета 0 108 51 000 и кредиту счета 0 106 11 310.

Также можно обратить внимание на новую корреспонденцию, которая включает дебет счета 0 201 34 510 и кредит счета 0 401 10 180. С ее помощью осуществляется бюджетный учет финансовых средств, которые были выявлены в процессе инвентаризации, но не учтены к тому моменту. 

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения