Мораторий на налоговые проверки – факт его введения обрадовал бы всех коммерсантов. Есть ли сейчас такой мораторий и как снизить риски, если избежать налоговой проверки не удается?

 

Зачем нужны налоговые проверки и что такое мораторий

Есть ли сейчас мораторий на налоговые проверки

Как снизить риски, если грозит налоговая проверка

Итоги

 

Зачем нужны налоговые проверки и что такое мораторий

С налоговыми проверками сталкиваются практически все представители бизнеса. Даже если в компанию или к ИП налоговики не пришли лично во время выездной проверки (для осмотра имущества, проверки документации и др.), то избежать камеральной проверки (контроля правильности деклараций и иных документов) не удается никому. Эти 2 вида налогового контроля предусмотрены ст. 87 НК.

Подробнее об указанных видах проверок см. материалы раздела «Налоговые проверки».

Государство строго следит за тем, чтобы казна страны пополнялась вовремя и в полном объеме, а также неукоснительно соблюдалось налоговое законодательство. Эта государственная задача решается столетиями, начиная с государственного контроля Российской империи и до наших современных контролеров.

Сейчас налоговики по-новому подходят к решению задач налогового контроля, в том числе изобретая для него новые методы. К примеру, с 2015 года действует новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг (закон от 04.11.2014 № 348-ФЗ), который является добровольным и доступен только для крупных компаний.

О тонкостях налогового мониторинга см. в материалах нашего сайта:

Мораторий на налоговые проверки – это ограничение, налагаемое законодателями на виды и сроки проводимого контроля, целью которого является поддержка бизнеса (в основном малых и микропредприятий), снижение госрасходов и др.

Есть ли сейчас мораторий на налоговые проверки

Любая налоговая проверка – головная боль для коммерсанта, так как происходит отвлечение трудовых ресурсов от непосредственно производственного процесса, перелопачивается множество документов, изрядно изнашивается нервная система всего коллектива.  Государство со своей стороны тоже несет затраты по организации и обеспечению налогового контроля.

Всего этого избежать помогает мораторий на проверки. законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ предусмотрен запрет на три года (2016–2018) в отношении плановых проверок органами госконтроля (трудовой и пожарной инспекциями, Роспотребнадзором и др.) компаний и ИП, относящихся к субъектам малого предпринимательства.

Подробнее о том, кто может считать себя малым предприятием, см. материал «Бухгалтерский баланс для малых предприятий (особенности)».

К сожалению, налоговых проверок этот мораторий не коснулся – как и прежде, коммерсанты должны быть готовы и к плановым, и к внеплановым визитам налоговых контролеров.

Как снизить риски, если грозит налоговая проверка

Если государство не вводит мораторий на налоговые проверки, коммерсанту остается только одно – самому заниматься вопросами снижения рисков, связанных с данной формой госконтроля. Доначисления, пени, штрафы – эти последствия возникают после налоговых проверок в связи с выявлением нарушений налогового законодательства, некомпетентности, ошибок (случайных или намеренных).

Поэтому руководству любой компании:

  • Необходимо позаботиться о квалифицированных специалистах, от которых зависит правильность и достоверность налогового учета и отчетности. Для этого нужно оценить уровень их квалификации (приказ Минтруда «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 № 148н), а затем систематически обеспечивать регулярное ее повышение, чтобы все необходимые изменения законодательства своевременно учитывались при ведении учета и составлении отчетности.

Быть в курсе налоговых изменений помогут материалы нашей рубрики «Налоговые изменения 2018».

  • Необходимо наладить систему внутреннего контроля (ст. 19 закона о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ) – это позволит своевременно и планомерно выявлять ошибки на всех этапах учетного процесса, повысит исполнительскую дисциплину внутри коллектива.
  • Грамотно сформировать оптимальную учетную политику и наладить документооборот, что снизит риск ошибок при исчислении налогооблагаемых баз и сумм налогов.

Как составить учетную политику в организациях различных организационно-правовых форм, узнайте из материалов нашего сайта:

Выполнение этих несложных процедур позволит всегда быть готовым к любой налоговой проверке.

Итоги

Мораторий на налоговые проверки государство вводить не торопится, поэтому в интересах любого коммерсанта – всегда быть готовым к приходу контролеров. Чтобы не сомневаться в правильности расчета своих налоговых обязательств, нужно подобрать квалифицированный персонал, наладить внутренний контроль, грамотный документооборот, а также проявлять осмотрительность при выборе контрагентов.