С 01.01.2015 крупных налогоплательщиков смогут "мониторить"

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

С 2015 года вводится новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг. Соответствующие дополнения внесены в часть 1 НК РФ Федеральным законом от 04.11.2014 № 348-ФЗ.

В рамках мониторинга налоговые органы смогут контролировать правильность исчисления и своевременность уплаты налогов фактически в режиме on-line. По желанию налогоплательщика это будет происходить посредством представления контролерам (п. 6 ст. 105.26 НК РФ):

  • необходимых документов (информации) в электронной форме,
  • или доступа к информационным системам, в которых содержатся указанные документы (информация).

Мониторинг будет осуществляться на добровольной основе – на основании заявления организации и принятого по нему решения налогового органа (п. п. 2, 3 ст. 105.26 НК РФ).

Однако воспользоваться таким правом смогут не все, а только крупные налогоплательщики. Ведь обратиться в инспекцию с соответствующим заявлением вправе лишь организации, у которых одновременно (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

  • совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате за год, предшествующий году подачи заявления, без учета налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей;
  • суммарный объем полученных доходов – не менее 3 миллиардов рублей;
  • а совокупная стоимость активов на 31 декабря указанного года также не менее 3 миллиардов рублей.

А похвастать такими объемами могут не многие.

 

Плюсы мониторинга

 

Для налогоплательщика такой мониторинг может быть выгоден прежде всего потому, что на период его проведения вводятся ограничения на камеральные и выездные налоговые проверки. Но здесь предусмотрен ряд исключений. Так, этот своеобразный иммунитет не распространяется на камеральные проверки (п. 1.1 ст. 88 НК РФ):

  • деклараций по НДС (и акцизам) с налогом к возмещению;
  • уточненных деклараций, в которых уменьшена сумма налога к уплате или увеличен убыток;
  • деклараций (расчетов), представленных позднее 1 июля года, следующего за годом, в котором ведется мониторинг.

В части выездных проверок исключения предусмотрены для случаев (п. 5.1 ст. 89 НК РФ):

  • выездной проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за «мониторящей» инспекцией;
  • досрочного прекращения мониторинга;
  • невыполнения налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа;
  • представления за мониторинговый период «уточненки», в которой сумма налога к уплате уменьшена по сравнению с ранее поданной декларацией (расчетом).

Еще один обещанный плюс – возможность обращения в инспекцию с целью получения ее мотивированного мнения по сложным или спорным вопросам. При наличии сомнений в правильности налогообложения тех или иных операций организация сможет направить в налоговый орган запрос на получение такого мнения, а контролеры будут обязаны его сформулировать (п. 4 ст. 105.30 НК РФ). Причем исполнение этого мнения будет являться основанием для освобождения организации от ответственности и пеней (п. 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

 

Минусы мониторинга

 

Во-первых, «расплатой» за указанные выгоды будет полная открытость организации для налогового органа.

Во-вторых, мониторинг не избавит компанию от проблем (проверок) при возмещении НДС. А, как показывает практика, возмещение – один из самых «больных» вопросов налогового администрирования.

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения