Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2015 году

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Камеральная проверка по НДС с 1 января 2015 года производится по новым правилам, закрепленным законодателем в Налоговом кодексе РФ. Все поправки, связанные с проведением камеральной проверки по НДС, будут рассмотрены в этой статье.

 

Камеральная налоговая проверка по НДС: определение и предмет

Срок камеральной проверки по НДС и подачи декларации по НДС

Новая форма декларации по НДС

Усилена ответственность за нарушение формы подачи декларации

Получение электронных документов от налоговой нужно подтвердить

Расширен перечень случаев, когда налоговики могут истребовать документы

Камеральная проверка НДС: территорию — к осмотру!

Налоговый мониторинг и камеральная проверка НДС: точки соприкосновения

Итоги

 

Камеральная налоговая проверка по НДС: определение и предмет

Камеральная проверка налоговой декларации по НДС — это форма контроля. С ее помощью представители налоговой службы выявляют расхождения и ошибки в отчетности, представляемой плательщиком соответствующего налога (ст. 82, 87 НК РФ).

Проводится такая проверка на территории налогового органа, в общем случае посещение офиса проверяемой компании не предусмотрено (ст. 88 НК РФ). При необходимости документы и пояснения запрашиваются через телекоммуникационные каналы связи (ТКС). В тоже время с 01.01.2015 у налоговиков появилось право в ходе камеральной проверки проводить осмотр помещений налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка по НДС — это проверка информации, которую представил налогоплательщик в виде декларации. Последняя выступает предметом проверки.

Срок, отпущенный на проведение необходимых процедур, составляет 3 месяца (ст. 88 НК РФ). Отсчитываться срок камеральной проверки по НДС начинает с даты (дня), когда декларация была получена налоговой службой. Кстати, эта норма в 2015 году изменений не претерпела.

Срок камеральной проверки по НДС и подачи декларации по НДС

Начиная с 01.01.2015 налогоплательщики получили возможность подавать декларацию по НДС на 5 дней позже. В частности, крайний срок ее подачи — 25 число (ранее было 20) месяца, наступившего за налоговым периодом, который истек (п. 5 ст. 174 НК РФ).

При этом срок камеральной проверки декларации по НДС в 2015 г. не изменился. Он по-прежнему составляет 3 месяца со дня представления налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Новая форма декларации по НДС

С 01.01.2015 налогоплательщики применяют новую форму декларации по НДС. Так, приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ утверждены:

  • форма декларации;
  • порядок ее заполнения;
  • формат представления отчетности в налоговые органы.

Прежде всего, новую форму декларации от старой версии отличает наличие разделов, в которых должны найти отражение данные из книг покупок и продаж, журналов учета счетов-фактур (выставленных и полученных). Напомним, что с 01.01.2015 журнал учета счетов-фактур обязан применять довольно узкий круг организаций и ИП.

Подробнее см. наш материал «Журнал учета счетов-фактур: кому он потребуется в 2015 году»

Таким образом, если фирма начисляет НДС, а затем предъявляет налог к вычету, ей придется указать соответствующие данные о счетах-фактурах, которые явились основанием для расчетов.

Это означает, что с 2015 года налоговые инспекторы получили возможность сравнивать данные, отраженные в книге продаж и книге покупок фирмы-продавца и фирмы-покупателя. Это позволит в ходе камеральной проверки по НДС выявлять недобросовестных лиц, которые налоги в бюджет не платят, но претендуют на получение вычета по НДС.

Усилена ответственность за нарушение формы подачи декларации

Большинство плательщиков НДС обязаны подавать декларацию в электронном виде. Если же вместо электронной декларации будет представлена бумажная, организацию ждет штраф.

До 01.01.2015 налогоплательщики, представившие декларацию в ином формате, могли быть привлечены к ответственности по ст. 119.1 НК РФ в виде штрафа 200 руб. При этом сама декларация считалась поданной.

С 01.01.2015 ситуация изменилась: в п. 5 ст. 174 НК РФ теперь прямо сказано, что декларация по НДС, представленная на бумажном носителе, не является представленной. В результате и последствия стали серьезнее: штраф вырос, возможно и привлечение к административной ответственности.

Подробнее об ответственности см. в нашем материале «Какова ответственность за опоздание с декларацией?».

Кроме этого, счет вашей организации могут заблокировать (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Подробнее о приостановлении операций по счетам см. в нашем материале «Опоздали с декларацией? Готовьтесь к блокировке счета».

Получение электронных документов от налоговой нужно подтвердить

В новой редакции п. 5.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ сказано, что каждый налогоплательщик, пересылающий в налоговую службу электронную декларацию, обязан обеспечить получение от инспекции в электронной форме по ТКС документов, высылаемых налоговой в ходе контроля. Что же может затребовать ваша налоговая инспекция? Здесь подразумевается:

а) уведомление о вызове налогоплательщика (ст. 31 НК РФ);

б) требование о представлении пояснений (ст. 88 НК РФ)/документов в отношении поданной отчетности (ст. 93 и 93.1 НК РФ).

Список могут дополнять и другие документы, необходимые для проведения камеральной проверки.

См. «Не забывайте передавать в инспекцию квитанции о приеме электронных документов».

Когда уведомление или требование получено, налогоплательщик обязательно отправляет в налоговую службу квитанцию, подтверждающую прием. На это законодательством отводится не более 6 суток от даты, когда налоговики запросили документацию или пояснения по отчетности.

См. «В ходе камералки по НДС получено электронное требование. Что предпринять?».

Обратите внимание: неисполнение обязанности по передаче означенной квитанции будет иметь серьезные последствия (ст. 76 НК РФ). Так, налоговая служба наделена правом заморозить все операции по счетам фирмы-нарушителя — от банковских операций до переводов денег по электронным каналам.

Отмена такого решения возможна на основании ст. 76 НК РФ. Разблокировка замороженных счетов производится при условии, что налогоплательщик:

а)     передал квитанцию, подтверждающую прием документов, которые были направлены налоговой инспекцией;

б)    представил документы/пояснения, затребованные изначально налоговым органом.

Тогда отмена постановления о блокировке счета должна произойти не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из указанных дат.

Расширен перечень случаев, когда налоговики могут истребовать документы

С 01.01.2015 налоговые органы получили право требовать в ходе камеральной проверки представления налогоплательщиком счетов-фактур, первичных и иных документов, относящихся к операциям, отраженным в поданной декларации (ст. 88 НК РФ). Ниже перечислены случаи, когда данное право подлежит реализации:

  1. Если данные, представленные двумя разными налогоплательщиками по одной и той же операции, не соответствуют друг другу.
  2. Если информация, указанная в декларации, не соответствует данным из журнала учета счетов-фактур.
  3. Если в поданной декларации выявлены противоречия.

Важно! Намерение истребовать документацию у налогоплательщика должно иметь под собой веские основания. То есть выявленные фискальной службой «неровности» в отчетности должны говорить о стремлении налогоплательщика занизить размер суммы налога к уплате и попытке завысить размер возмещения из бюджета.

Камеральная проверка НДС: территорию — к осмотру!

Одно из важнейших изменений, которое вступило в силу 01.01.2015, — право представителей налоговой службы в ходе камеральной проверки проводить осмотр территорий организации, занимаемых ею помещений, а также иного имущества (ст. 92 НК РФ).

См. также наш материал «Осмотр: правила проведения и оформления результатов».

То есть теперь камеральная проверка НДС — это работа, проводимая фискалами не только в пределах рабочего кабинета, но и на территории налогоплательщика.

Внимание! Осмотр возможен не только у проверяемого лица, но и у его контрагентов – см. «При проверке контрагента осмотр могут провести у вас».

Когда допускается проведение осмотра? По новым правилам осмотр возможен в следующих случаях (п. 1 ст. 92, п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ):

а) представление декларации, в которой заявлена к возмещению сумма НДС;

б) выявление противоречий и несоответствий, которые дают основания считать, что хозяйствующий субъект пытается занизить размер налога к уплате или завысить сумму налога к возмещению.

Постановление контролирующего лица, проводящего проверку, — достаточное основание для осмотра территорий, помещений и иного имущества юридического лица. При этом оно должно обладать следующими признаками: во-первых, иметь мотивацию; во-вторых, быть утвержденным руководителем налогового органа либо же его заместителем. В полной мере соответствующее этим требованиям постановление является основанием для доступа фискальной службы на территорию/в помещения проверяемой компании. Кроме того, представители налоговой службы обязаны иметь служебные удостоверения.

Как видно, эта часть поправок, внесенных в Налоговый кодекс РФ, способствовала значительным изменениям в проведении камеральной проверки по НДС. То есть если до 01.01.2015 все необходимые действия выполнялись налоговиками непосредственно на своем рабочем месте, то начиная с 01.01.2015 проверяющие получили право проводить выезды и осмотр имущества налогоплательщика, а также занимаемых им территорий и помещений при выявлении каких-либо неточностей или недостоверных данных в представленной декларации.

Налоговый мониторинг и камеральная проверка НДС: точки соприкосновения

Начиная с 2015 года некоторых налогоплательщиков может заинтересовать новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг.

См. также наш материал «С 01.01.2015 крупных налогоплательщиков смогут "мониторить"».

Предметом налогового мониторинга выступает правильность расчета налогов, а также соблюдение сроков их уплаты в бюджет, в частности это касается и проверки НДС (ст. 105.26 НК РФ).

Налоговики не имеют права проводить камеральные (кстати, и выездные тоже) проверки в рамках временного периода, который подпал под мониторинг.

Правда, законодатель предусмотрел для этого правила несколько исключений. Например, если в периоде, подвергнутом мониторингу, представители налоговой инспекции выявят, что сумма налога, которая должна бы поступить в бюджет, не соответствует той, которую указало предприятие в своей декларации, проверка будет проведена обязательно.

Заметим, что налоговый мониторинг может быть проведен исключительно добровольно. Обязательным основанием для него выступает решение, принятое по факту рассмотрения заявления, поданного организацией, инициирующей его проведение. Более того, это не единственное, что потребуется. Заявление нужно дополнить определенными документами и сообщить об организации ряд данных.

Итоги

Подытожим основные новшества 2015 года, связанные с камеральной проверкой декларации по НДС:

  • продлен срок подачи декларации — до 25 числа;
  • отчитываться нужно по новой форме;
  • если вы обязаны подавать электронную декларацию, то на каждый запрос из налоговой через ТКС вы должны отправлять квитанцию о получении документа — в противном случае могут применяться меры воздействия в виде блокировки ваших счетов;
  • расширен перечень случаев, когда представители налоговой могут потребовать у вас документы в ходе камеральной проверки;
  • инспекторам предоставлено право проводить в рамках «камералки» осмотр имущества фирмы, включая занимаемые ею помещения и территории;
  • некоторые налогоплательщики могут избавиться от камеральной проверки путем проведения налогового мониторинга. Новая форма контроля — дело добровольное.

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения