Порядок исчисления и уплаты экологического налога

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Экологический налог — понятие, которое на сегодняшний день отсутствует в НК РФ. В России оно неофициально используется для обозначения некоторых платежных обязательств — экологического и утилизационного сборов, платы за негативное воздействие на окружающую среду. Однако скоро в кодексе может появиться отдельная глава, посвященная этому налогу.

 

Экологические налоги в России: перспективы введения

Экологический налог и одноименный сбор: соотнесение понятий

Плата за вредное воздействие на экологию

Экологический налог в Беларуси

 

Экологические налоги в России: перспективы введения

Экологический налог в Российской Федерации на данный момент не является юридической категорией. Данное понятие не закреплено в каких-либо источниках права. Некоторые эксперты ожидают, что этот налог будет «дополнять» транспортный налог, установленный гл. 28 НК РФ. Так, на уровне Правительства рассматриваются инициативы по введению норм, позволяющих государству взимать сбор с владельцев автомобилей, исходя из экологических характеристик транспортных средств.

Подробнее об инициативе Правительства РФ по введению экологического налога читайте в статье «Правительство хочет привязать транспортный налог к экологическому классу».

Экологический налог, таким образом, предполагается взимать в корреляции с интенсивностью загрязнения окружающей среды тем или иным транспортным средством. Вероятно, в первую очередь, он будет рассчитан на владельцев автомобилей устаревших моделей, что, по мнению чиновников, поможет стимулировать приобретение россиянами машин новых марок, в том числе отечественного производства. Это положительно скажется на рынке автомобильного ретейла и положении дел на российских автозаводах.

Оценка правительственной инициативы по введению экологического налога неоднозначна. С одной стороны, эксперты считают, что соответствующий сбор, действительно, может стать дополнительным драйвером роста автомобилестроения и продаж транспортных средств в Российской Федерации.

С другой стороны, такая инициатива оценивается как не вполне корректная в силу того, что многие российские автолюбители, владея машиной, могут фактически не пользоваться ей. Нередко автомобили старых, «неэкологичных» моделей стоят в гараже как вспомогательное средство транспорта, в то время как их владельцы ездят на более новых авто. Соответственно, существенного вреда окружающей среде такие машины не приносят, но, исходя из логики предлагаемой инициативы, человеку придется платить за них налог.

Экологический налог и одноименный сбор: соотнесение понятий

Отметим, что в правовой системе РФ зафиксировано понятие «экологический сбор». Оно раскрывается в ст. 24.5 ФЗ № 89 от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления». Экологический сбор был введен в виде поправки к ФЗ № 89, внесенной ФЗ № 458 от 29.12.2014.

Экологический сбор — это не налог, однако относится к доходам федерального бюджета. Он должен уплачиваться производителями либо импортерами товаров, которые подлежат утилизации по факту утраты ими необходимых потребительских свойств.

Экологический сбор — новая юридическая категория для РФ, и потому механизмы его практического исчисления и уплаты еще только прорабатываются. Так, в соответствии с п. 1 ст. 23 ФЗ № 458, данные, необходимые для исчисления рассматриваемого сбора, будут доступны плательщикам только в октябре 2015 года. Уплата экологического сбора за 9 месяцев 2015 года должна быть осуществлена до 15 октября, за 4-й квартал — до 1 февраля 2016 года.

См. «Пока не нужно платить утилизационный сбор и отчитываться по нему».

В течение 2015 года в РФ должны появиться специализированные предприятия, занимающиеся утилизацией товаров, утерявших потребительские свойства. Их деятельность подлежит обязательному лицензированию.

Ставка экологического сбора определяется, исходя из средних сумм издержек на сбор, транспортировку, обработку, а также утилизацию конкретного изделия или единицы его массы (п. 5 ст. 24.5 ФЗ № 89).

В соответствии с п. 8 ст. 24.5 ФЗ № 89 порядок взимания рассматриваемого сбора (порядок исчисления, срок уплаты, механизмы взыскания, зачета или возврата) фиксируется в постановлениях Правительства РФ.

Денежные средства, которые поступят в федеральный бюджет от плательщиков экологического сбора, будут направлены на реализацию государственных программ в форме выплаты субсидий субъектам РФ на софинансирование экологических региональных программ, направленных на оптимизацию обращения с отходами, а также компенсацию издержек на утилизацию товаров, утерявших потребительские свойства (п. 10 ст. 24.5 ФЗ № 89).

Таким образом, между понятиями «экологический налог» (его юридическое закрепление предполагается в перспективе) и «экологический сбор» (уже зафиксированного в источниках права) есть следующие ключевые различия:

  • первое предполагает регулирование посредством положений НК РФ, второе — общим налоговым законодательством, а также подзаконными правовыми актами (в данном случае — постановлениями Правительства РФ);
  • первое предполагает отнесение к налоговым доходам бюджета (по всей вероятности, федерального), второе классифицируется как неналоговый сбор;
  • налоговые поступления в федеральный (и иные) бюджет впоследствии могут расходоваться на разные цели, а в случае с экологическим сбором поступившие средства должны использоваться в конкретных целях.

Плата за вредное воздействие на экологию

Экологическим налогом в России также неофициально называют плату за негативное воздействие на окружающую среду. В отличие от экологического сбора, который был введен только в 2014 году, соответствующее обязательство существует уже давно. Оно было установлено ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды», принятым 10.01.2002.

Рассматриваемое обязательство — это, как и экологический сбор, не налог. Его статус звучит как «публично-правовой платеж» (определение Конституционного суда РФ № 284-О от 10.12.2002), который можно отнести к категории фискальных сборов. В данном случае — сборов компенсационного характера (за вредное воздействие на экологию).

Перечислять данный сбор должны организации и физлица, как российские, так и иностранные, которые работают в РФ в сфере природопользования, а также те фирмы, которые пользуются арендованным оборудованием, оказывающим вредное воздействие на экологию.

Расчет данной платы предприятия осуществляют самостоятельно в соответствии с положениями:

  • Постановления Правительства РФ № 632 от 28.08.1992;
  • Постановления Правительства РФ № 344 от 12.06.2003.

Также при расчете платы за вредное воздействие на экологию в 2015 году следует принимать во внимание положения Постановления Правительства РФ № 1219 от 19.11.2014, устанавливающего коэффициенты к нормативам платы за загрязняющие выбросы.

Перечислять соответствующие платежи необходимо до 20-го числа месяца, который следует за отчетным кварталом.

Администрирует соответствующие платежные обязательства Управление Федеральной службы в сфере природопользования.

Итак, ни экологический сбор, ни плата за вредное воздействие на окружающую среду в РФ на данном этапе не являются налогами. Поэтому понятие экологического налога пока никак не закреплено в законодательстве РФ.

Экологический налог в Беларуси

Вместе с тем де-юре данный термин закреплен в другой стране ЕАЭС — Беларуси, и потому нам, россиянам, ожидающим введения в РФ налога экологического, полезно будет изучить опыт соседнего государства в части правовых норм, регулирующих его исчисление и уплату.

О составе ЕАЭС и обязанностях его членов читайте в статье «С 2015 года вместо Таможенного союза действует Евразийский экономический».

Экологический налог в Беларуси вполне соответствует критериям полноценного налога. Положения, регулирующие его исчисление и уплату, зафиксированы на уровне национального законодательства, а именно — в Налоговом кодексе Республики Беларусь.

Так, плательщиками соответствующего налога, установленного в Беларуси, являются организации и ИП. Также к субъектам уплаты этого налога относятся собственники отходов производства, практикующие захоронение подобных веществ.

Объектами налогообложения признаются:

  • выбросы веществ в атмосферу;
  • сброс водных стоков;
  • хранение и захоронение веществ, относящихся к отходам производства;
  • ввоз в Республику Беларусь веществ, разрушающих озоновый слой, как в чистом виде, так и в составе какой-либо продукции.

Базу экологического налога в Беларуси формируют зафиксированные объемы:

  • выбросов веществ в атмосферу;
  • сточных вод;
  • веществ, относящихся к категории производственных отходов и подлежащих хранению либо захоронению;
  • веществ, разрушающих озоновый слой (представленных в чистом виде либо в составе продукции).

Ставки по экологическому налогу в Беларуси установлены для каждого объекта налогообложения. Если речь идет о выбросах веществ в атмосферу, то их величина зависит от класса опасности веществ.

Так, налоговая ставка за 1 тонну вещества, относящегося ко 2-му классу опасности, в 2015 году составляет 5 941 040 белорусских рублей (около 24 000 российских рублей). Ставка за 1 тонну вещества 3-го класса опасности составляет 1 964 020 единиц валюты РБ (около 8 000 рублей). Ставка за 1 тонну вещества 4-го класса опасности — 975 910 белорусских рублей (около 4 000 рублей).

Если не определено, к какому классу опасности относится то или иное вещество, выбрасываемое в атмосферу, экологический налог не исчисляется.

Ставки: сброс сточных вод

Что касается ставки по налогу за сброс предприятиями сточных вод, ее величина зависит от типа водоема, в который производится сброс.

Если это водотоки, то ставка составляет 610 белорусских рублей (около 2 рублей) за кубометр. Если это водоемы, то соответствующий показатель — 810 белорусских рублей (около 3 рублей) за кубометр. Аналогичная ставка применяется, если сброс предприятиями сточных вод осуществляется в подземные воды в процессе задействования полей орошения, используемых в земледелии. И гораздо выше будет ставка, если сточные воды сбрасываются предприятием в недра — 47 110 белорусских рублей (около 200 рублей) за кубометр.

Ставки: захоронение отходов

Захоронение 1 тонны отходов, классифицируемых как неопасные, предполагает уплату налогоплательщиками 34 920 единиц валюты РБ (около 140 рублей).

Экологический налог на отходы, соответствующие 3-му классу опасности, исчисляется по ставке 888 140 единиц национальной валюты РБ (около 3 600 рублей) за 1 тонну. Для веществ 4-го класса опасности зафиксирована ставка в 442 800 белорусских рублей (около 1 800 рублей) за тонну.

Ставка экологического налога в Беларуси на отходы, которые содержат вторичные материальные ресурсы, составляет 22 138 980 единиц валюты РБ (около 90 000 рублей) за 1 тонну.

Если речь идет о взимании сборов за хранение отходов, то ставки в этом случае составляют:

  • 7 670 белорусских рублей (около 30 рублей) за 1 тонну отходов, классифицируемых как неопасные;
  • 775 180 единиц валюты РБ (около 3 100 рублей) за 1 тонну отходов 1-го класса опасности;
  • 227 350 белорусских рублей (около 900 рублей) за 1 тонну отходов 2-го класса опасности;
  • 75 610 белорусских рублей (около 300 рублей) за 1 тонну отходов, соответствующих 3-му классу опасности.

За хранение отходов 4-го класса опасности взимание экологического налога в РБ не предусмотрено.

Ставки: озоноразрушающие вещества

Ставка, установленная в отношении экологического налога на ввоз в РБ озоноразрушающих веществ, составляет 23 000 белорусских рублей (около 90 рублей) за 1 кг, включая те, что присутствуют в составе какой-либо продукции.

Налоговый период, расчет суммы налога, сроки уплаты

Налоговый период экологического налога в Беларуси (кроме сбора за ввоз озоноразрушающих веществ) — календарный квартал. Налогоплательщики обязаны предоставлять в Министерство по налогам и сборам РБ декларацию до 20-го числа месяца, который следует за прошедшим отчетным кварталом.

Декларации по налогу за хранение веществ, относящихся к отходам производства, предоставляются в упомянутое ведомство до 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором у плательщика возникло обязательство по перечислению в госбюджет данного налога.

Уплата в бюджет РБ экологического налога (кроме той его разновидности, что предусмотрена за ввоз в Беларусь озоноразрушающих веществ) осуществляется ежеквартально до 22-го числа месяца, который следует за прошедшим отчетным кварталом. Уплата в госбюджет налога на ввоз в РБ озоноразрушающих веществ должна осуществляться еще до того, как они будут ввезены на территорию республики.

Уплата в госбюджет экологического налога плательщиками, которые владеют объектами захоронения веществ, относящихся к категории отходов, должна осуществляться в корреляции с суммами, которые перечисляют им собственники данных веществ.

Суммы налога на выбросы веществ в атмосферу, сбросы сточных вод, хранение либо захоронение веществ, относящихся к отходам производства, а также на ввоз в РБ озоноразрушающих веществ налогоплательщики включают в структуру затрат по производству и реализации товаров.

Формула расчета установленного законами РБ экологического налога предполагает умножение величины налоговой базы и установленной ставки. Определение фактических объемов, характеризующих выбросы веществ в атмосферу, предполагает суммирование показателей по выбросам в зависимости от класса опасности веществ. Соответствующие выбросы не рассматриваются дифференцированно по конкретным видам веществ.

Если общая величина выбросов, допущенных предприятием, менее 3 тонн, то уплата экологического налога необязательна. В МНС Беларуси в этом случае подается нулевая декларация.

По мнению ряда экспертов, опыт Беларуси в части взимания экологического налога вполне может быть перенят в тех или иных аспектах (определение базы, исчисление, уплата, отчетность) российскими властями.

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения