Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Составляем положение об управленческом учете (пример)

Положение об управленческом учете — документ, в котором фирма закрепляет основы ведения такого учета, применяемые методы и прочие моменты. От того, насколько полно в положении об управленческом учете будут регламентированы основные механизмы управленческого учета, во многом зависит эффективность его функционирования. Тому, что важно при этом помнить, посвящена данная статья.

Как устроена система управления на предприятии

Если бухгалтерский учет (и, соответственно, бухгалтерская отчетность) имеет значимость прежде всего для инвесторов и собственников бизнеса, поскольку позволяет оценить финансовое положение фирмы и ее перспективы в плане доходности, то управленческий учет ориентирован главным образом на руководителей предприятия.

Узнать больше о различиях между бухгалтерским и управленческим учетом вы можете в специальном материале.

В свою очередь, экспертное определение понятия «управленческий учет» приведено в статье, опубликованной в системе «КонсультантПлюс». Получите бесплатный пробный доступ к ней.

Управленческий учет позволяет менеджерам различных уровней получать оперативную информацию о положении дел в подведомственном департаменте/отделе, имеющихся проблемах в его функционировании. На основании таких сведений менеджеры смогут быстро принимать оптимальные решения по изменению сложившейся в фирме ситуации в лучшую сторону.

ВАЖНО! С целью закрепления основных принципов организации управленческого учета в фирме, а также его базовых методов компания может разработать отдельную учетную политику для целей управленческого учета. Кроме того, локальным нормативным документом, закрепляющим основы ведения управленческого учета, выступает положение об управленческом учете.

Подробнее об учетной политике для целей управленческого учета см. в статье «Учетная политика для целей управленческого учета». 

Для того чтобы корректно составить положение, следует понимать, какое место занимает управленческий учет в общей иерархии учета на предприятии.

Итак, в общем виде система учета на предприятии представлена следующими уровнями:

  • 1-й — начальный уровень. Фирма регистрирует производимые операции в соответствующих регистрах, основываясь на первичных документах. К данному виду учета следует отнести бухгалтерский/финансовый.

О бухгалтерских регистрах см. в статье «Учетные регистры бухгалтерского учета (формы, образцы)».

  • 2-й — агрегированный уровень. На данном этапе информация на основании первичных документов учитывается по особым правилам, определенным законодателем либо специфическими требованиями учета. В этом отличие данного уровня от начального. В качестве примеров выступают такие виды учета, как налоговый, статистический.
  • 3-й — управленческий уровень. Вся информация, собранная и учтенная с помощью различных методов (как бухгалтерского/финансового, так и налогового и статистического учета), еще раз подвергается анализу, агрегированию/детализации, после чего в виде специальных отчетов с фактическими данными, оценками и прогнозными показателями передается управленцам компании.

Примерная структура положения об управленческом учете

Как было указано выше, управленческий учет — это своего рода аналитический центр информации и сведений, получаемых иными способами учета. В то же время конкретных жестких требований законодателя к организации управленческого учета в фирме нет.

Вследствие этого на предприятии необходимо разработать и утвердить специальный документ, который будет регламентировать основы ведения управленческого учета.

Таким документом выступает положение об управленческом учете.

Каких-либо универсальных форм такого положения, закрепленных на законодательном уровне, в настоящее время также не установлено. Компания сама должна определиться со структурой положения и его содержанием.

Однако шаблон положения об управленческом учете привести возможно. В общем виде структура документа будет выглядеть следующим образом:

  • титульный лист;
  • раздел с описанием сферы использования положения в фирме;
  • раздел, содержащий ссылки на нормативные документы, которыми следует руководствоваться специалистам, осуществляющим управленческий учет;
  • раздел, посвященный общим принципам организации управленческого учета в фирме;
  • содержательный раздел, о котором речь пойдет далее;
  • заключительные сведения и документы (об авторах, лист согласования с ответственными руководителями, ген. директором, лист ознакомления и т. д.).

Управленческий учет тесно связан с учетом персонала предприятия. Подробнее — здесь.

Какие моменты организационного характера по ведению управленческого учета следует закрепить в положении

Аспекты организационного плана должны быть включены в 1-й раздел (о сфере использования) рассматриваемого положения.

В частности, надо указать следующие моменты:

  • основные задачи управленческого учета;
  • порядок представления руководителям различных уровней управленческих отчетов;
  • что собой представляет методическое обеспечение ведения управленческого учета;
  • то, что положение распространяет свое действие на все подразделения, существующие в фирме;
  • действующие на предприятии локальные требования к формату такого положения (к примеру, если есть какой-либо стандарт, целесообразно сослаться на его реквизиты).

Кроме того, в отдельном разделе, посвященном нормативным регулирующим учет документам, необходимо отметить, какие федеральные стандарты существуют (ГОСТ и т. д.), а также расписать используемые в положении термины и аббревиатуры (с расшифровкой сокращений).

Какие содержательные моменты должны быть включены в положение об управленческом учете

Содержательным аспектам, как правило, посвящены два раздела: общий и собственно содержательный.

В общем разделе фирма может привести следующее:

  • технологию осуществления управленческого учета в фирме;
  • кто является вовлеченными сторонами такого учета (функции каждой стороны, ответственные лица и т. д.);
  • модель управленческого учета (как правило, приводится в форме графической визуализации);
  • принципы системы мониторинга управленческого учета.

Содержательный раздел предназначен для отражения более конкретных аспектов ведения управленческого учета, а именно:

  • состава распорядительной документации;
  • механизма взаимодействия управленческого учета и отдельных структурных единиц фирмы (поступление, обмен информацией и т. д.);
  • подробного описания ресурсов организации (какие именно это ресурсы, для чего они необходимы в целях ведения управленческого учета и т. д.).

Качество ведения управленческого учета на российских предприятиях напрямую влияет на макроэкономические показатели. Узнайте почему в специальном материале от экспертов «КонсультантПлюс». Вы можете получить бесплатный пробный доступ к нему.

Итоги

Таким образом, при формировании положения об управленческом учете компании важно помнить, что его типовых универсальных форм нет. Однако документ должен обязательно содержать как общую организационную информацию о принципах и подходах к ведению управленческого учета, так и механизмы и способы его осуществления в конкретной фирме.

Добавить в закладки
Ваши вопросы
24 июля 2019 07:52
Постоянная ссылка
Как правильно списать материалы, которые поставлялись для реализации проэктов "территории 20/20"
Ответить
Ваш вопрос
Отправить
Есть вопросы по налогам? Обсудите их с экспертами на форуме НН