Продавец маркетплейса ошибся при заполнении карточки товара: вместо габаритов в миллиметрах (мм) указал сантиметры (см). От габаритов зависел тариф маркетплейса за логистику и хранение, поэтому с продавца удержали гораздо большую сумму, чем должны были по факту. Продавец оперативно исправил ошибку и просил маркетплейс произвести перерасчет. Маркетплейс этого делать не стал и излишне удержанные средства не вернул. Продавец обратился в суд.
Первые инстанции поддержали маркетплейс, ссылаясь на то, что он удерживал оплату строго по договору и по данным, которые продавец сам указал в карточках.
Однако кассация с этим не согласилась (Постановление АС Московского округа от 20.11.2025 по делу № А41-74275/2024). Судьи АС указали:
- Наличие договора между сторонами не исключает того, что можно применить нормы о неосновательном обогащении, если иначе нельзя защитить интересы потерпевшей стороны.
- Удержанная маркетплейсом оплата многократно превосходила степень востребованности его услуг.
- Нижестоящие суды не обосновали, почему маркетплейс вправе формально полагаться только на данные карточек товаров, даже если разница в габаритах очевидна, крайне существенна и ее можно выявить без спецметодик.
- Нижестоящие суды не учли доводы о том, что продавец быстро принял меры для исправления ошибки и сообщил сведения маркетплейсу, а тот мог беспрепятственно произвести перерасчет платежей.
- Маркетплейс в данном случае действительно получил неосновательное обогащение и должен урегулировать этот вопрос с продавцом.
Как продавцу на маркетплейсе нужно вести бухгалтерский и налоговый учет в 2026 году? Смотрите в Готовом решении КонсультантПлюс. Напоминаем, что это можно делать бесплатно, оформив пробный доступ.