Организационные особенности социального партнерства
Социальное партнерство, предусмотренное разделом II ТК РФ, направлено на урегулирование вопросов, связанных с трудовыми отношениями и возникающих между работниками и работодателями (ст. 23 ТК РФ).
Работники и работодатели — это 2 основные стороны партнерства; их представители образуют комиссию для решения поставленных задач. Обе стороны партнерства допустимо формировать из представителей групп работников или работодателей.
Третьим участником в этом взаимодействии могут выступать органы государственной власти (местного самоуправления). Однако обязательным их привлечение становится только в некоторых случаях, когда обсуждаемые вопросы:
- затрагивают государственные интересы и могут повлечь за собой принятие законодательных актов;
- связаны с финансированием, осуществляемым за счет бюджетных средств;
- касаются государства как работодателя, и в этом случае оно может быть как второй, так и третьей стороной соцпартнерства.
О роли государства в разработке системы оплаты труда для ГУП и МУП читайте в статье «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».
Уровни и виды взаимодействия при соцпартнерстве
Необходимость возникновения соцпартнерства может быть связана с различными уровнями, на которых происходит урегулирование интересов сторон (ст. 26 ТК РФ):
- федеральным — на уровне всей страны;
- межрегиональным — касающимся нескольких регионов РФ;
- региональным — относящимся к одному из регионов;
- отраслевым — связанным с определенной отраслью или отраслями;
- территориальным — касающимся определенного муниципального образования;
- локальным — имеющим отношение к конкретному работодателю.
Исторические аспекты и развитие социального партнерства проанализированы в КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к системе и переходите в Статью. Это бесплатно.
Для каждого из них формируются отвечающие этому уровню комиссии, образуемые из соответствующих представителей работников и работодателей. Чем выше уровень, тем более широкий круг участников представлен в составе каждой из сторон.
О социальном партнерстве в сфере образования, читайте здесь.
Виды (формы) взаимодействия сторон соцпартнерства определены в ст. 27 ТК РФ как:
- переговоры по подготовке и заключению коллективных документов (договоров, соглашений);
- консультации по вопросам, связанным с трудовыми отношениями;
- привлечение работников к управлению организацией;
- участие в трудовых спорах.
Фактически все они сводятся к следующим действиям:
- проведение переговоров, консультаций, обмен данными;
- принятие решений и разработка текстов документов по ним;
- создание особых рабочих органов — комиссий, комитетов.
Однако эти действия не являются ни исчерпывающими, ни обязательными к применению. Стороны сами вправе выбрать тот их вид, который будет наиболее эффективным в решении поставленной задачи.
О том, надо ли менять коллективный договор при смене собственника юрлица, читайте в материале «Ст. 75 ТК РФ: вопросы и ответы».
Формы партнерства, которые являются определяющими
Наиболее часто социальное партнерство осуществляется в форме переговоров. Результатам их может стать:
- выработка предложения, решение по которому будет принято иным органом (например, Правительством РФ);
- принятие решения с оформлением его соответствующим документом, исполнение которого станет обязательным для сторон, участвовавших в разработке.
К решению, в разработке и принятии которого принимала участие группа работодателей, могут присоединиться согласные с ним другие работодатели, не участвовавшие в этих процедурах.
Кто является сторонами социального партнерства, подробнее описано в статье.
Итоги
Социальное партнерство отличается разнообразием видов взаимодействия, право выбора которых остается за сторонами. Наиболее часто используется такая форма, как переговоры.