Если налогоплательщику в ходе проверки доначислили налоги в связи с тем, что ФНС установила недобросовестность контрагента, то налогоплательщик может обратиться в суд с иском о возмещении таким контрагентом убытков.
Условия, при которых возможно такое взыскание, уточнил Верховный суд РФ (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 09.09.2021 N 302-ЭС21-5294):
- оштрафованный налогоплательщик как сторона договора вправе требовать возмещения убытков при любых негативных последствиях, в т.ч. при увеличении налогового бремени;
- тот факт, что компания имела возможность обнаружить нарушения (недобросовестность) контрагента и предотвратить неблагоприятные последствия, не освобождает ее контрагента от ответственности;
- если соучастие компании и контрагента не установили, то нельзя полностью отказать в возмещении убытков только в связи с тем, что компания проявила неосторожность при выборе партнера;
- срок исковой давности нужно исчислять с даты вступления в силу решения по налоговой проверке. Именно с этого момента возникает обязанность дополнительно уплатить налоги, пени и штраф, а значит, и право требовать возмещения убытков с контрагента.
Напомним, что суды первых инстанций ранее отказывали в таких исках, мотивируя это тем, что:
- обратившийся в суд налогоплательщик сам виноват в том, что не выявил недобросовестного контрагента;
- пропущен срок исковой давности, который, по мнению судей, следовало считать с даты заключения договора с контрагентом;
- доначисления и санкции ФНС нельзя рассматривать как ущерб (убыток).
Как можно видеть, ВС РФ истолковал положения законодательства с совершенно противоположной точки зрения.
В КонсультантПлюс можно найти «закрытые» данные по внутренним методичками ФНС по применению ст. 54.1 НК РФ. Оформите бесплатно тестовый доступ и узнайте, как налоговики оценивают действия налогоплательщика с целью вменить ему в вину работу с «неправильным» контрагентом.