Какая государственная политика называется дискреционной бюджетно-налоговой?
Дискреционная бюджетно-налоговая политика — это политика:
- представляющая собой преднамеренные действия государства, ориентированные в большей степени на изменения экономической ситуации, чем на законодательные решения;
- осуществляемая посредством сознательного госманипулирования налогами и госрасходами;
- имеющая целью воздействие на реальный объем национального производства, занятость населения, инфляционные процессы и экономический рост;
- направленная на сглаживание циклических колебаний экономики и достижение макроэкономического равновесия;
- регулирующая сбалансированность госбюджета (финансирование его дефицита или ликвидирование бюджетных излишков);
- являющаяся элементом экономической политики (наряду с кредитно-денежной и внешнеэкономической политикой) и разновидностью фискальной (бюджетно-налоговой) госполитики (наряду с недискреционной).
Основная задача дискреционной бюджетно-налоговой политики заключается в сознательном целенаправленном создании дефицита госбюджета или его профицита посредством:
- увеличения или снижения госрасходов (увеличение госрасходов влечет рост потребления и инвестиций, а также приводит к увеличению выпуска продукции и занятости трудоспособного населения);
- манипулирования налогами (снижение налогов ведет к повышению покупательских расходов, уровня занятости населения и выпуска продукции).
Основные направления налоговой политики государства на 2024 и плановые 2025-2026 годы можно посмотреть в документе «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации 28.09.2023.
Ознакомиться с основными направлениями бюджетно-налоговой политики на 2024-2026 годы вы можете в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Особенности госрегулирования налоговой сферы изучайте с материалом «Налоговая политика государства на 2023–2024 годы».
В зависимости от фазы, в которой находится экономика, государство применяет один из двух видов дискреционной бюджетно-налоговой политики:
- стимулирующую или
- сдерживающую.
Об особенностях данных видов расскажем в следующем разделе.
Какие действия предполагает сдерживающая дискреционная бюджетно-налоговая политика?
Сдерживающая (рестриктивная) дискреционная бюджетно-налоговая политика необходима в период «перегрева» экономики и интенсивных инфляционных процессов.
Для ситуации «перегрева» экономики характерны:
- высокий темп роста экономики, товарных и фондовых рынков и низкая цена заемных денег;
- дефицит госбюджета;
- чрезмерный рост объема бумажных денег, вызывающий их обесценение (инфляция);
- исчерпание предприятиями своих ресурсов (трудовых, имущественных и др.);
- переинвестирование в экономические фонды (в связи с низкой ценой заемных денег, высоким потребительским спросом и иными причинами).
Знакомьтесь с алгоритмами расчета финансовых коэффициентов, связанных с процессом привлечения заемных денег, с помощью размещенных на нашем сайте материалов:
- «Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств»;
- «Коэффициент финансового левериджа — формула для расчета».
- «Коэффициент соотношения заемных и собственных средств»
Последствия «перегретой» экономики носят негативный характер, поскольку:
- наступает экономический спад;
- возникает безработица;
- уровень жизни населения снижается.
Одним из инструментов, способствующих предотвращению таких негативных последствий, является своевременное проведение государством мероприятий в рамках сдерживающей дискреционной бюджетно-налоговой политики. Среди таких мероприятий можно назвать:
- увеличение налогов;
- сокращение госрасходов.
В результате осуществления указанных мероприятий достигается состояние бюджетного излишка, направляемого на погашение госдолга или изымаемого из обращения.
Стимулирующая дискреционная бюджетно-налоговая политика
Стимулирующая фискальная политика может проводиться, если страна:
- переживает депрессию;
- находится в стадии экономического кризиса.
Признаки кризисных явлений в экономике:
- значительное и резкое падение производства;
- уменьшение реального валового национального продукта;
- массовые банкротства, гиперинфляция и прочие «кризисные» признаки.
Как международные нормы предписывают оформлять финансовую отчетность в ситуации гиперинфляции — узнайте из материала «МСФО № 29 Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции».
В таких условиях необходимо стимулировать:
- совокупный спрос (объем товаров и услуг, которые потребители, предприятия и правительство готовы купить);
- совокупное предложение (стоимостное выражение общего количества произведенных в экономике товаров и услуг);
- оба вышеуказанных параметра одновременно.
Для достижения этих целей проводится стимулирующая дискреционная бюджетно-налоговая политика, предусматривающая:
- рост госзакупок;
- снижение налогов;
- повышение трансфертов.
Результатом проведения такой политики является увеличение объемов производства и рост благосостояния населения страны.
Дискреционная и недискреционная политика государства — в чем отличия?
Основное отличие дискреционной и недискреционной бюджетно-налоговой политики (БНП) состоит в механизме реализации БНП, заключающейся:
- в целенаправленном маневрировании налогами и госрасходами — при дискреционной БНП;
- саморегуляции экономических процессов (автоматических поступлениях в бюджет в условиях роста экономики и их сокращениях при спаде) — при недискреционной БНП.
Автоматическое действие недискреционной БНП позволяет правительству не предпринимать каких-либо специальных мер и основано на действии встроенных стабилизаторов, предназначенных для:
- стимуляции спроса и производства во время экономического спада;
- сдерживания роста «перегретой» экономики.
Можно назвать несколько групп встроенных стабилизаторов недискреционной БНП, например:
- налоговые стабилизаторы — НДФЛ, налог на прибыль, зависящие от продаж косвенные налоги;
- социальные стабилизаторы — пособие по безработице;
- нормативные стабилизаторы — бюджетные правила, посредством которых ограничивается рост расходов путем перенаправления избыточных налоговых поступлений в резервные фонды или на погашение госдолга (а в ситуации экономического спада — на компенсацию недостатка доходов из резервов).
Какой лаг имеет дискреционная налогово-бюджетная политика?
БНП влияет на экономику не сразу, а через определенные временные промежутки (лаги). Лаг — это термин, означающий отставание или запаздывание.
Принятая в экономике классификация предусматривает 2 группы лагов:
- внешние — представляют собой отрезки времени между проявлением проблемы в экономике и принятием мер экономической политики (необходимые для согласовательных и регламентных парламентских и президентских процедур);
- внутренние — отражают время между принятием мер экономической политики и получением соответствующих результатов от их введения.
Для дискреционной БНП характерен длительный внутренний лаг.
Существуют и иные классификации лагов — относительно дискреционной БНП можно обозначить следующие их виды:
- лаг распознавания — отрезок времени между появлением макроэкономической проблемы и осознанием ее на правительственном уровне;
- административный лаг — временной промежуток между осознанием необходимости бюджетно-финансового регулирования экономической проблемы и фактическим принятием мер правительством;
- функциональный лаг — промежуток времени между началом мероприятий по урегулированию проблемы и их воздействием на ВВП, уровень цен, занятость и иные показатели.
Длительность каждого из указанных лагов дискреционной БНП зависит от множества факторов: масштабов макроэкономических проблем, степени эффективности принятых решений по их урегулированию и др.
Итоги
Дискреционная бюджетно-налоговая политика способствует преодолению макроэкономических проблем посредством целенаправленных действий государства. В зависимости от фазы, в которой находится экономика, применяются те или иные комплексы мероприятий в рамках дискреционной бюджетно-финансовой политики — стимулирующие экономические процессы или сдерживающие их.