Что такое переторжка
Переторжка — это один из этапов процедуры конкурентной закупки. Ее суть заключается в получении заказчиком более выгодных предложений по цене от участников, допущенных к закупке, если их заявки уже были оценены и сопоставлены.
Что важно учесть:
- В законе № 223-ФЗ официально нет термина «переторжка». Но в п. 5 ч. 4 ст. 3.4 этого закона предусмотрен этап подачи дополнительных предложений по цене при проведении электронного конкурса: по сути, это и есть переторжка.
- Для других видов закупок переторжка не предусмотрена, поэтому порядок проведения такой процедуры необходимо закрепить в положении о закупке.
Также имейте в виду: если в положении нет возможности переторжки или порядок ее проведения не регламентируется, она может быть признана незаконной.
Разработать положение о закупках по 223-ФЗ, которое не вызовет вопросов у ФАС и других участников закупок, вам поможет Готовое решение от "КонсультантПлюс". Материал будет доступен после оформления пробного бесплатного доступа к системе.
Порядок проведения переторжки
В регламенте проведения переторжки по 223-ФЗ в рамках конкурса среди самозанятых и СМСП должны быть указаны правила, предусмотренные п. 10 ч. 5 ст. 3.4 закона:
- Участник конкурса может и не подавать дополнительные предложения по цене. В такой ситуации заказчик должен рассматривать его первоначальное предложение при оформлении протокола по результатам процедуры.
- Необходимо проинформировать всех участников о минимальной цене, поданной в ценовом предложении.
- Каждый участник может подать одно предложение по цене дополнительно. Важно, чтобы оно было ниже предложения, которое он давал ранее.
- На прием дополнительных предложений по цене отводится три часа.
Эти правила можно учитывать и при проведении переторжки в отношении других процедур. Также есть примерный нижеприведенный алгоритм действий, который позволит вам разобраться во многих нюансах.
Шаг 1. Оцените целесообразность переторжки
Для оценки целесообразности необходимо подсчитать, сколько отобрано заявок, и изучить рынок предмета закупки. Так будет проще понять, стоит ли тратить время на дополнительные процедуры.
Если переторжка целесообразна, ее можно проводить несколько раз. Но такая возможность должна быть предусмотрена положением о закупке, а всем участникам предоставлены равные возможности.
Шаг 2. Уточните форму и сроки переторжки
Переторжка проводится в форме, аналогичной этапу основной закупки. Вы можете позволить участникам предлагать новые цены на электронной площадке или в бумажном виде.
Если проводится электронная процедура, приемом и сопоставлением предложений может заниматься и оператор. Таким образом, стоит предварительно изучить регламенты и веб-интерфейс площадки.
Шаг 3. Отправьте уведомления участникам
Каждого участника необходимо проинформировать о проведении переторжки по 223-ФЗ. Если этого не сделать, вы нарушите сразу несколько принципов:
- отсутствия дискриминации;
- равноправия;
- справедливости;
- необоснованных ограничений конкуренции.
Шаг 4. Выберите победителя
Когда все предложения будут получены, изучите их и сравните, чтобы выбрать победителя. Учтите, что любой из участников может отказаться от переторжки, и в таком случае для сопоставления берите в расчет цену, которую он предложил первоначально.
Итоги
Переторжка по 223-ФЗ — это эффективный инструмент для снижения цены контракта в рамках электронного конкурса, применяемый при закупках у субъектов СМСП и самозанятых. Хотя законодательно термин не закреплен, его аналогом является этап подачи дополнительных ценовых предложений (ст. 3.4 223-ФЗ). Для других видов закупок переторжку можно проводить только при условии, что она закреплена в положении, иначе процедура может быть оспорена.
Ключевое при организации переторжки — соблюдение сроков (три часа), информирование участников о минимальной цене и предоставление равных возможностей. Чтобы избежать нарушений, важно заранее прописать порядок проведения в документации и уведомить всех участников. Переторжка позволяет заказчику получать более выгодные ценовые предложения.