Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Как провести конкурс в электронной форме по 223-ФЗ

Конкурс в электронной форме по 223-ФЗ проводят с целью определения одного победителя из нескольких участников, который предложит лучшие условия выполнения договора закупки. Для проведения такого конкурса предварительно оформляют комплект установленных действующим российским законодательством документов, размещают необходимые данные на соответствующем сайте и в ЕИС. По прошествии определенного времени с победителем конкурса подписывают соответствующий договор. Все подробности приведены ниже в материале.

Подготовка к открытому конкурсу на электронной площадке согласно закону РФ ФЗ № 223

Электронный конкурс — это эффективный и распространенный вариант определения будущего исполнителя договора закупки. Согласно ФЗ № 223 (ч. 3.1 ст. 3) эта процедура осуществляется на специальной электронной платформе (площадке).

Такая процедура дает возможность выбрать из нескольких участников конкурса одного, который отвечает всем установленным законодательством требованиям и предложит лучшую стоимость и условия выполнения договорного соглашения (ч. 16 ст. 3.2 ФЗ № 223). Также при проведении конкурса заказчик, в частности, имеет возможность выбрать исполнителя, профессиональная квалификация которого отвечает направлению деятельности, предусмотренной рассматриваемым договором.

Каждый участник закупки по 223-ФЗ должен соответствовать ряду требований. Они перечислены в Готовом решении от "КонсультантПлюс". Материал можно изучить после оформления пробного бесплатного доступа к системе.

Заказчик самостоятельно определяет, в каких ситуациях проводить электронный конкурс среди участников, и указывает эти ситуации в положении о закупке. Если же проведение конкурса по 223-ФЗ для конкретной товарной группы не предусмотрено положением заказчика, то согласно закону (ч. 2 ст. 2, ч. 10 ст. 3) допускает обжалование такой процедуры.

Согласно закону ФЗ № 223 (ч. 4 ст. 3) и постановлению российского правительства от 21.06.2012 № 616 заказчик обязан учитывать при создании проекта договора закупки утвержденный список товаров (услуг, работ), закупочная процедура по которым проводится исключительно в электронном виде.

Закупка товаров на основании конкурса обязательно включается в план закупки, кроме ситуаций, определенных законодательством. Если закупка в план, размещенный в ЕИС, не включена, ее проведение и подписание соответствующего договора недопустимы. Если в этот план вносятся какие-либо корректировки, электронный конкурс можно проводить только после внесения соответствующих изменений в ЕИС. Если этого не сделать, измененный план можно обжаловать (ст. 3 ФЗ № 223, п. 9 Правил оформления плана закупки № 932).

В случае проведения открытого конкурса на электронной площадке среди самозанятых лиц и СМСП обязательно нужно учесть особенности такой процедуры, установленные законодательством (ст. 3.4 ФЗ № 223, Положение об особенностях принятия участия в закупках СМСП № 1352).

Порядок проведения электронного конкурса по 223-ФЗ

Основные мероприятия в процессе проведения конкурса согласно ФЗ-223 в электронной форме:

  1. Оформление комплекта документов, включенных заказчиком в положение о закупке и установленных законодательством,  в том числе:
    • проект договора;
    • комплект документов для проведения конкурса в электронном виде;
    • извещение о проведении процедуры.
  2. Составление протоколов на отдельных этапах электронного конкурса, выбор победителя среди задействованных участников по результатам процедуры.

Сроки конкурса по 223-ФЗ подразделяют:

  1. На сроки размещения разработанной документации для конкурса, извещения на официальном сайте и в ЕИС. По закону ФЗ № 223 это нужно сделать минимум за 15 календарных дней до завершения срока подачи участниками заявок. Для конкурсов, участниками которых выступают самозанятые и СМСП, в т. ч. если стоимость договора — его начальная (максимальная) цена — составляет до 30 млн рублей, документы нужно разместить за 7 дней.
  2. Сроки для отдельных конкурсных этапов, которые определены положением заказчика о закупках и не регламентируются российским законодательством. Это могут быть сроки рассмотрения заявок участников, подачи ими дополнительных ценовых предложений и прочие этапы электронного конкурса.

По результатам проведения конкурса выбирается участник-победитель, с которым заказчик подписывает договор. Согласно законодательству это нужно сделать в период от 10 до 20 суток, независимо от выходных дней, после размещения протокола результатов конкурса в ЕИС, но не раньше и не позже согласно закону.

Также по закону ФЗ № 223 (ч. 9 ст. 3.3) запрещается осуществлять переговоры с оператором электронной платформы, которые способствуют разглашению конфиденциальных сведений или дают преимущества участникам.

Правила оформления извещения для электронного конкурса ФЗ-223

Согласно законодательству РФ (ст. 4 ФЗ № 223) извещения полностью должны соответствовать документации по закупкам и включать следующие сведения:

  1. Данные о заказчике:
    • полное наименование организации;
    • электронную почту;
    • местонахождение — из ЕГРЮЛ;
    • почтовый адрес;
    • контактный номер телефона.
  2. Данные о предмете рассматриваемого договора, условия выполнения:
  • количество товара (объем работ, услуг);
  • описание предмета закупки (кратко);
  • адрес поставки товарной продукции (оказания услуг, выполнения запланированных работ);
  • начальная (максимальная) цена (НМЦ) договорного соглашения.
  1. Данные о закупке:
  • вариант осуществления закупки;
  • порядок предоставления необходимых документов;
  • интернет-адрес электронной платформы (площадки);
  • порядок, даты начала, а также день и время завершения подачи заявок участниками;
  • порядок подведения итогов каждого отдельного этапа конкурса в электронной форме по 223-ФЗ и в целом.
  1. Требование об обеспечении конкурсной заявки применяют, когда оно зафиксировано в положении заказчика и НМЦ договора составляет от 5 млн рублей. Денежная сумма обеспечения не должна превышать 5% от НМЦ договорного соглашения.

В этом случае указывают:

  • требования к обеспечению;
  • вариант предоставления обеспечения;
  • сроки, порядок возврата денежной суммы, израсходованной на обеспечение;
  • ситуации, при которых сумма обеспечения не возвращается (например, исполнитель договора отказывается (уклоняется) от выполнения зафиксированных в соглашении условий).
  1. Требование обеспечения выполнения условий договорного соглашения применяется, когда оно предусмотрено положением заказчика. В этом случае указывают:
  • основное обязательство, подлежащее обеспечению, сроки его выполнения;
  • сумму обеспечения;
  • порядок предоставления установленного обеспечения, сроки.
  1. Фиксация преимуществ (ограничений), предусмотренных положением заказчика к предмету закупки.

Оформление документации согласно ФЗ № 223 для электронного конкурса

Согласно ФЗ-223 в документации указывают следующие сведения:

  1. Описывают предмет закупки, требования к товарам (например, технические, функциональные, качественные характеристики), но без указания информации о товарных знаках либо сопровождают фразой «или эквивалент». Исключения: ч. 6.1 ст. 3 ФЗ № 223.
  2. Данные о предмете и условия договорного соглашения:
  • условия выполнения договора (сроки, правила и место поставки);
  • сроки, правила, способ оплаты;
  • НМЦ соглашения, ее обоснование с учетом налогов, пошлин на таможне, транспортных и прочих расходов.
  1. Требования к участникам конкурса по 223-ФЗ и к заявкам, зафиксированные в положении заказчика.

В документах указывают, что участвовать в конкурсе могут все желающие, отвечающие требованиям (юрлица, физлица, ИП). Также одного участника может представлять группа лиц, к которой требования предъявляют совокупно (ст. 3 ФЗ № 223, п. 14 Обзора судебной практики в отношении 223-ФЗ, утвержденный 16.05.2018 Президиумом ВС РФ).

Не допускается применение невыполнимых, неизмеряемых (введение в заблуждение, отсутствие порядка оценки заявок и др.) требований. Установленные требования используют для каждого участника конкурса.

  1. Требования к описаниям товаров, представленным участниками, к описанию его качества, количества (объема), функциональности и прочих характеристик. 
  2. Этапы проводимого конкурса, предусмотренные положением заказчика, последовательность подведения итогов. К примеру, конкурс можно разделить на такие этапы:
    • анализ первой и второй частей заявки либо окончательных;
    • отбор участников по квалификации;
    • изменение ценовых предложений участниками (переторжка).  

Также важно предусмотреть в оформляемой документации для проведения конкурса по 223-ФЗ возможность анализа, отклонения заявок и основания для этого. Если заказчик эти моменты не предусмотрит, его не подтвержденные документально требования и необоснованное отклонение заявок могут быть законно обжалованы в судебном порядке или в ФАС.

  1. Ключевые критерии (характеристики товара, квалификация участников, стоимостные критерии), правила оценки конкурсных заявок. При этом нужно определять величину значимости каждого установленного критерия и последовательность расчета.
  2. Дата рассмотрения (анализа) заявок и подведения итогов конкурса.
  3. Сроки, правила разъяснения положений документов, извещения.
  4. Сумма, сроки и порядок предоставления обеспечений конкурсной заявки, выполнения договорного соглашения, предусмотренные положением заказчика. При использовании требования об обеспечении исполнения договора указываются основное обязательство, подлежащее обеспечению, и период его выполнения.

В закупочных документах для всех участников конкурса указывают единую НМЦ договора, независимо от используемой системы налогообложения. Обязательно прописывают наличие либо отсутствие в этой цене НДС. Содержание всех документов должно полностью соответствовать положению, иначе закупку можно обжаловать в суде или в ФАС. При несоответствии информации используется положение о закупке.

Подробно о том, как рассчитать НМЦК по формуле, мы рассказали в материале.

При соблюдении установленных сроков подачи запросов о даче разъяснений их вправе направлять каждый участник. Разъяснения по запросу нужно представить на протяжении трех рабочих дней с момента получения такого. Разъяснения, противоречащие условиям проекта договорного соглашения, изменяющие предмет закупки, а также содержащие данные об участнике, подавшем запрос, недопустимы.

Также действующим российским законодательством предусматривается возможность применения требования об отсутствии данных участника открытого конкурса по 223-ФЗ в Реестре недобросовестных поставщиков.

Целесообразно указывать в документации по закупкам сроки и порядок возможности внесения в документы, извещение необходимых изменений. После принятия подобных решений соответствующие изменения нужно разместить не позднее трех суток на официальном интернет-ресурсе, в ЕИС. После фиксации изменений срок подачи заявок согласно ФЗ № 223 должен составлять не меньше половины периода, определенного положением для конкурса. Предельные сроки, после истечения которых запрещается внесение изменений, законодательством не установлены.

Правила составления проекта договора на основании ФЗ № 223 для конкурсов, проводимых на электронной площадке

Содержание проекта договорного соглашения по закупкам определяется на основании потребностей непосредственно заказчика, извещения, требований положения, разработанных документов и ФЗ № 223, НК и ГК РФ.

В данном проекте прописывают условия выполнения договора, соответствующие разработанной документации и извещению. Также нужно предусмотреть:

  • сроки, правила приема закупаемого товара (услуг, результатов работ);
  • ответственность заказчика, исполнителя договора за ненадлежащее выполнение либо неисполнение своих обязательств, зафиксированных в соглашении.

Порядок, случаи отмены электронного конкурса по 223-ФЗ устанавливаются заказчиком в положении о закупке. Он имеет право на принятие такого решения до завершения установленного периода подачи конкурсных заявок, в том числе в любое время, но только когда наступают непреодолимой силы обстоятельства.

Выявление участников, определение победителя электронного конкурса согласно ФЗ № 223

На каждом отдельном этапе конкурса (в частности, при предварительном отборе участников и последующем определении победителя по итогам процедуры) составляются соответствующие протоколы, в которых прописывают информацию согласно ФЗ № 223, и прочую, предусмотренную положением заказчика.

При сравнении предложений участников относительно стоимости договорного соглашения неправомерными являются следующие действия:

  • сопоставление заявок участников, учитывая их разные системы налогообложения;
  • применение каких-либо особенностей оценки;
  • осуществление вычетов из предложенной цены.

По общепринятым правилам победителем открытого конкурса по 223-ФЗ определяют участника, соответствующего всем установленным требованиям и предложившего наилучшие условия выполнения договорного соглашения.

Если же была подана только одна заявка на участие, не было ни одной или при отклонении всех поданных заявок, конкурс считается несостоявшимся.

Правила оформления протоколов в процессе проведения электронного конкурса, в т.ч. на каждом отдельном этапе согласно ФЗ № 223

В протоколе отражают количество поданных заявок с датой и временем их регистрации. Если положением заказчика, документацией по закупкам предусматривается рассмотрение, отклонение заявок на участие в конкурсе, в протоколе также отражается число отклоненных заявок и по каким причинам (обязательно нужно указать положения документов, которым заявка конкретного участника не соответствует).

При установлении документами права на анализ и оценку заявок в протоколе фиксируют ее результаты, решение соответствия заявки (или нет) требованиям положения, документации и присвоения заявкам значения по всем предусмотренным оценочным критериям.

После рассмотрения заявок и принятия решений допущенным к конкурсу по 223-ФЗ участникам можно дать право на представление окончательного ценового предложения по договору закупки, если такое предусмотрено документами и положением заказчика.

Оформление по ФЗ № 223 протокола подведения итогов конкурса в электронном виде

Данные, которые указывают в протоколе подведения итогов согласно действующему законодательству:

  • количество, время и дата регистрации конкурсных заявок;
  • порядковые номера заявок, присваиваемые с учетом выгодности предложения участников ­ первый номер присваивают самому выгодному предложению и так далее по мере уменьшения процента выгодности. Причем при наличии одинаково выгодных предложений первый номер присваивают заявке, которая была первой подана и зарегистрирована.

В протокол подведения итогов при наличии права рассмотрения заявок и отклонения также вносят следующие данные:

  • результаты рассмотрения, количество отклоненных заявок;
  • причины отклонения заявок и на основании каких положений документации это сделано.

При наличии права на оценку заявок в протоколе указывают результаты проведения такой оценки (заключительных предложений), решения о присвоении заявкам значений по рассматриваемым критериям.

Порядок и сроки заключения договора по результатам открытого электронного конкурса по 223-ФЗ

Договорное соглашение по итогам конкурса составляет заказчик. В проекте указываются данные победителя, предложенные им условия и стоимость выполнения договора. Независимо от системы налогообложения подписание договора осуществляется на условиях, определенных документацией, и по цене, предложенной победителем конкурса в период закупки.

Период подписания соглашения — не раньше 10 и не позже 20 суток с момента регистрации итогового протокола. Заключить договор после истечения установленного срока можно, если требуется получить соответствующее разрешение заказчика (органа управления), а также при рассмотрении жалобы представителями ФАС. С момента получения одобрения заказчика либо принятия решения по жалобе органом ФАС договор нужно подписать на протяжении 5 суток.

После заключения соглашения сведения об этом нужно не позже трех рабочих дней разместить в ЕИС. Данные об изменении срока выполнения, стоимости договора, количества закупаемых товаров (услуг, работ) вносят в ЕИС на протяжении 10 дней как максимум.

Итоги

Электронный конкурс по договору закупки проводят, когда на его исполнение претендует несколько представителей, которыми могут выступать как ООО и ИП, так и физические лица. Заказчик вправе отклонять поданные конкурсные заявки, если они не соответствуют установленным требованиям и это предусмотрено положением. Также он может определить победителями конкурса одновременно нескольких участников и заключить с ними договоры. Общие правила, требования и порядок проведения открытого конкурса на электронной площадке определены российским законодательством (ФЗ № 223).

Добавить в закладки
Ваш вопрос
Отправить
Есть вопросы по налогам? Обсудите их с экспертами на форуме НН