В каких ситуациях следует подавать жалобу
Исполнитель вправе направить жалобу по 44-ФЗ на заказчика, а также на организаторов и иных участников закупочных мероприятий, если нарушены его законные права. В качестве ответчиков могут выступать и специализированные учреждения, члены закупочных комиссий и сами структуры, сотрудники контрактной службы и проч. (ч. 1 ст. 105 закона № 44-ФЗ).
Право на обжалование действий лиц, ответственных за проведение закупки по закону предоставлено только участнику. Однако участник не вправе подать жалобу в ФАС на заказчика, если он как исполнитель не соответствует некоторым критериям, указанным, например, в письме ФАС России от 29.12.2023 № МШ/112518/23:
- У исполнителя нет права осуществлять заявленные виды деятельности или отсутствует нужная лицензия.
- Он не является членом саморегулируемой организации или у него отсутствует выданное этой организацией свидетельство о допуске к определенной деятельности.
- Исполнитель не удовлетворяет дополнительным требованиям заказчика.
Появление претензий и подача жалобы в ФАС по 44-ФЗ со стороны исполнителя возможны по следующим причинам:
- Нарушен порядок выставления требований к исполнителям закупки о том, чтобы у них была лицензия (сертификат соответствия на заказанную продукцию), или выдвинуто неправомерное требование о соответствии товаров различным стандартам, техническим условиям и пр. Здесь следует учитывать, что подающий жалобу участник не обязан, например, иметь лицензию для обжалования требования о ее наличии (письмо ФАС России от 29.12.2023 № МШ/112518/23).
- В одном лоте размещены товары, работы, услуги (ТРУ), не связанные между собой ни технологическими, ни функциональными признаками.
- Заказчик отказался заключать соглашение без законных на то оснований.
ВАЖНО! ФАС не будет рассматривать претензию исполнителя на неправомерную, по его мнению, оценку характеристик объекта закупки или на ошибочную оценку квалификации (финансовых возможностей) участника. Однако законодательством РФ предоставляется возможность обжаловать результаты оценок такого рода в арбитражном суде (ч. 12 ст. 99, ч. 6 ст. 106 закона № 44-ФЗ).
Приведем некоторые нюансы обжалования в судебном порядке:
- Оспаривать действия или, наоборот, их отсутствие, нормативные акты лиц, действующих в сфере госзакупок, можно лишь в арбитражных судах. Исковое заявление следует подавать в арбитражный суд того региона РФ, в котором зарегистрирован заказчик;
- Оформлять претензионную документацию надо по строго определенным правилам. Требования к заявлению, например, содержатся ч. 1 ст. 199 АПК РФ. К нему следует приложить сопроводительные документы, приведенные в ст. 126 АПК РФ, в числе которых может присутствовать копия обжалуемого акта заказчика.
- Вы должны уведомить заказчика и всех вовлекаемых в процесс лиц о направлении заявления в суд, и сделать это нужно заранее. Для этого вы направляете указанным лицам копии самого заявления и сопроводительных документов. Можно направлять почтой (заказным письмом с уведомлением) или воспользоваться возможностями электронного взаимодействия (Госуслуги, система СМЭВ и др.). Если эту процедуру проигнорировать, ваше обращение рассматривать не будут.
Примечательно, что участник закупки вправе воспользоваться сразу обоими правовыми механизмами — подача жалобы в ФАС России и судебные инстанции (ч. 1 ст. 105 закона № 44-ФЗ). При оформлении претензии следует иметь в виду, что необходимым условием обжалования является нарушение ваших прав в сфере предпринимательства или ваших экономических интересов (ч. 1 ст. 198 АПК РФ, п. 6 постановления Пленума Верховного суда РФ № 6, пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996).
В каких случаях можно напрямую обратиться в суд и без досудебного (претензионного) урегулирования обжаловать действия заказчика по 44-ФЗ, рассказано в Готовом решении от "КонсультантПлюс". Материал можно изучить после оформления пробного бесплатного доступа к системе.
Сроки подачи жалобы
По закону допускается проводить процедуру обжалования в промежуток времени, когда определяется исполнитель. Правда, есть ограничение на сроки рассмотрения жалобы в УФАС по 44-ФЗ — надо уложиться в пять дней с даты, следующей за днем опубликования итоговых протоколов закупки в ЕИС или подписания этих документов (в случае проведения закрытых конкурсных или аукционных мероприятий). Опоздание с подачей заявления приведет к отказу в рассмотрении обращения (ч. 2 ст. 105 закона № 44-ФЗ).
Когда при электронной закупке подается жалоба на извещение (документацию) по 44-ФЗ, сроки здесь таковы, что указанное заявление нужно успеть представить до завершения процедуры подачи заявок. Направить можно только одну претензию. Однако пожаловаться можно на ошибки или неточности в документации даже в том случае, если вы заявку еще не подавали.
Если же заказчик, по вашему мнению, нарушил своими действиями или их отсутствием законодательные нормы уже после подачи заявок, то жалобу разрешается подавать, если от вас уже поступила заявка на то, чтобы стать участником закупки.
При наличии претензий к содержанию условий контракта или к процедуре его оформления жалобу следует направлять до момента его заключения. Обжалование вправе провести как участник, заключающий контракт, так и лицо, уклонившееся от его подписания (п. 4 ч. 2 ст. 105 закона № 44-ФЗ).
Если пропущен установленный срок рассмотрения жалобы в ФАС по 44-ФЗ, то чтобы добиться нужного решения, придется обратиться в судебную инстанцию.
Есть еще одна возможность оспорить принятые решения, но только в том случае, если заказчик допустил ограничение конкуренции. Тогда можно в течение трех лет заявить об этом в ФАС России. Такие жалобы проходят рассмотрение продолжительное время — до шести месяцев. Как правило, смысла в этом нет, поскольку к моменту вынесения решения контракт уже, скорее всего, будут подписан (п. 2 ч. 2 ст. 39, ст. 41.1, ч. 1 ст. 45 закона № 135-ФЗ).
Как выглядит ограничение конкуренции
Законодательство РФ содержит критерии, свидетельствующие о наличии ограничений при проведении закупочных мероприятий на конкурентной основе. В частности, это:
- Компоновка в одном лоте закупаемых ТРУ, не связанных между собой ни технологически, ни функциональными признаками.
- Воспрепятствование участию в закупках путем введения ограничений, не предусмотренных законом № 44-ФЗ.
- Заключение контрактов, содержащих ограничивающие конкуренцию положения. Например, антимонопольная служба посчитает нарушением, если соглашение заключено без проведения конкурса (конкурентной процедуры), когда таковой обязателен. Примечательно, что при обнаружении такого нарушения закона антимонопольная служба может ввести санкции в отношении как заказчика, так и инициатора жалобы (ч. 4 ст. 11 закона № 135-ФЗ).
- Сознательное оформление между заказчиком и поставщиком договора, содержащего ограничивающие конкуренцию условия. Подобное соглашение имеет все признаки сговора, оно инициируется для формирования удобной для сторон цены на поставляемую продукцию (п. 2 ч. 1 ст. 11 закона № 135-ФЗ).
- Участие заказчика в ситуации, когда один из поставщиков снимает свою заявку с целью оставить единственного поставщика. Однако сложно однозначно квалифицировать как нарушение отсутствие действий со стороны участника либо его полный отказ от участия в закупочных мероприятиях. Поэтому жалобы в таких ситуациях приходится рассматривать в арбитражных судах (п. 24 постановления пленума Верховного суда РФ от 04.03.2021 № 2).
ВАЖНО! Подача жалобы в ФАС по 44-ФЗ должна осуществляться на каждую закупку индивидуально, несмотря на то что заказчик может быть один на две, три и более закупок, нарушения аналогичны и закупочные мероприятия проходили одновременно (п. 5 ч. 2 ст. 105 закона № 44-ФЗ).
Если подается жалоба на действия комиссии по 44-ФЗ, неправомерно оценившей качество подготовки заявки или вашу квалификацию, то, скорее всего, ФАС рассматривать это обращение не будет. Тем не менее остается шанс принять участие в закупке, если ФАС инициирует на основании вашего сигнала внеплановую проверку и отыщет другие нарушения. В такой ситуации заказчику дается время на устранение недочетов. У вас же есть время исправить заявку и направить ее заново (п. 2 ч. 22 ст. 99, ч. 6 ст. 106 закона № 44-ФЗ).
Составляем жалобу в ФАС России
Регламентом ФАС по рассмотрению жалоб по 44-ФЗ в электронной форме установлено, что подача жалоба должна быть осуществлена через ЕИС. В этом случае в жалобе формируются блоки информации, состоящие из следующих показателей (ч. 4 ст. 105 закона № 44-ФЗ):
- Сведения об исполнителе (наименование и некоторые другие данные). Источник сведений — единый реестр участников закупочных мероприятий.
- Идентификационный закупочный код. Перед формированием блока информации просмотрите, нужен ли этот показатель. Закон № 44-ФЗ в отдельных случаях может не требовать такого кодового значения.
- Данные заказчика, на которого подается жалоба.
- Перечень действий лица, к которому у вас имеются претензии, и доводы в пользу устранения нарушений.
- Если в рамках проведения закупки установлено одно из требований, содержащихся в ч. 2.1 ст. 31 закона № 44-ФЗ, то следует указать номер записи в соответствующем реестре контрактов.
Под жалобой должна быть поставлена усиленная квалификационная подпись уполномоченного на участие в закупках лица.
В качестве приложений к жалобе могут быть (п. 2 ч. 10 ст. 105 закона № 44-ФЗ):
- Приглашение в случае проведения мероприятия на конкурсной (аукционной) основе в закрытом режиме.
- Подтверждающий документ (обычно — доверенность), если претензию подает представитель поставщика.
Когда жалоба на действия заказчика по 44-ФЗ поступает от иностранца-исполнителя и он не обладает сертификатом ключа электронной подписи, ему придется ориентироваться на нормы ч. 10 ст. 105 закона № 44-ФЗ. В частности, ему разрешено подавать в письменном виде заявку, установлены несколько иные сроки обжалования и прохождения документов и проч.
ВАЖНО! Если заявление поступило от физического лица, не удовлетворяющего критериям участника закупки, нарушений его прав не допущено, то жалоба на закупку по 44-ФЗ будет рассматриваться, как претензия от обычного гражданина Российской Федерации.
Как подать жалобу по 44-ФЗ
Сформулированная с поставленной в ЕИС подписью жалоба попадает в реестр в автоматическом режиме. Однако она может быть отклонена, если:
- Заявитель не прошел регистрацию в ЕИС.
- Жалоба составлена и направлена с нарушениями. Например, если не соблюдены сроки подачи заявления, отсутствуют обязательные данные и пр.
- При проверке оказалось, что данные исполнителя есть в списке (реестре) недобросовестных поставщиков.
В случае проведения закупочных мероприятий на конкурсной (аукционной) основе, но в закрытом режиме ЕИС не используется. Факс и электронная почта также для этих целей под запретом.
Отозвать претензию разрешается до момента принятия этой жалобы на рассмотрение. Для этого надо отзыв сформировать, электронно подписать и разместить в реестре. Следует учесть, что повторную жалобу на такое же нарушение закона после отзыва уже подать нельзя (ч. 6, 7 ст. 105 закона № 44-ФЗ).
Сроки рассмотрения жалобы в УФАС по 44-ФЗ таковы: контрольный орган в течение двух рабочих дней с даты, следующей за днем размещения жалобы, публикует в реестре информацию следующего содержания:
- Обращение получено и зарегистрировано на площадке, где размещаются жалобы (по закону 44-ФЗ), назначена дата, время и место рассмотрения поданного заявления. Здесь же указывается, какая система коммуникации будет использоваться (например, в форме видео-конференц-связи).
- Автору жалобы отказано в рассмотрении обращения. В обязательном порядке приводятся аргументы в пользу такого решения.
Заявителю сообщают о принятом решении в течение трех часов после внесения в реестр соответствующих сведений.
Принять участие в рассмотрении вашей жалобы можно в двух вариантах — в очном режиме и онлайн. Для участия в заседании в соответствующем территориальном органе ФАС надо будет представить паспорт и удостоверение полномочий. Предварительно не позднее 16:00 предшествующего заседанию рабочего дня следует подать заявку на выдачу пропуска в здание контрольного органа.
Чаще всего участники рассмотрения жалобы предпочитают формат видеоконференций. Они проводятся или на официальном сайте ФАС России, или посредством приложения для смартфонов. Подробное руководство по оформлению дистанционного участия в рассмотрении есть на портале ведомства.
Если решение ФАС не устроит заявителя, остается один вариант — обращение в арбитражный суд. Оформить соответствующий иск надо будет в течение трех месяцев (ч. 9 ст. 106 закона № 44-ФЗ).
Механизм обжалования закупки у единственного поставщика
В случае закупки только у одного исполнителя жалоба будет рассмотрена ФАС исключительно в одном случае — если закупочная процедура была в электронной форме.
Если закупочные мероприятия проводились в иной форме, это значит, что не было конкурса (конкурентной процедуры), и, соответственно, нет нарушения в сфере конкуренции. В рассмотрении жалобы в ФАС на заказчика по 44-ФЗ, оформленной в отношении подобной закупки, будет отказано.
Другой вариант: если пожаловаться на нарушения закона № 44-ФЗ в сфере контрактной процедуры. Тогда ФАС может назначить внеплановую проверку.
Заявление такого рода должно содержать следующую информацию:
- название органа, который будет рассматривать обращение;
- данные заявителя — адрес, телефон, электронная почта;
- суть жалобы. Информация о заключенном соглашении и доводы в пользу того, что такой контракт требует проведения конкурентной процедуры;
- расшифровка подписи заявителя, сама подпись, дата составления.
Направлять заявление лучше заказным письмом с уведомлением или курьером, который привезет вам бланк доставки с росписью получателя. Обращение допускается направлять и в виде электронного документа с соответствующей подписью.
Сколько ФАС рассматривает жалобу по 44-ФЗ? На рассмотрение жалобы контрольному органу дается 30 дней с момента ее регистрации. В этом же промежутке вам направят итоги рассмотрения обращения и проинформируют о принятых мерах, выявленных нарушениях.
Теоретически есть еще возможность обжаловать заключение соглашения с одним исполнителем, используя нормы Закона о защите конкуренции. Однако в таких случаях придется искать аргументы в пользу того, что заказчик ограничивал конкуренцию. Если учесть, что срок подачи жалобы по 44-ФЗ и ее рассмотрения будет таким же, как и в предыдущем случае, то становится ясно: идти таким путем не стоит.
Из практики можно сделать вывод, что самый действенный способ обжалования заключения контракта с одним исполнителем — это арбитражный суд. Только в судебном заседании можно доказать неправомерность заключения контракта, приведя убедительные дополнительные аргументы, не нашедшие отражения в письменной жалобе (ст. 166 ГК РФ). Стоит обратить внимание суда на то, что заключение такого договора привело к неблагоприятным последствиям. Если доказательства будут убедительными, суд признает контракт недействительным и обяжет стороны возвратить все полученное по контракту.
Итоги
В некоторых случаях в ходе закупки у участников возникает неудовлетворенность подготовкой данного мероприятия, его ходом и итогами. Чтобы разрешить ситуацию, есть успешный и отработанный механизм оспаривания действий заказчика — подача жалобы в ФАС по 44-ФЗ.
Чтобы обращение было принято и рассмотрено, надо следовать установленной процедуре: правильно составить претензию, уложиться в сроки подачи, выбрать нужный формат отправки.
Если появилось намерение оспорить договор с единственным поставщиком, то обращение в ФАС результатов не даст. В такой ситуации целесообразно направить исковое заявление в арбитражный суд.