Различия и общие характеристики
Перед тем как рассмотреть вопрос, чем отличается главный бухгалтер от финансового директора, назовем несколько схожих моментов. И финансовый директор, и главный бухгалтер — руководящие должности. Они выполняют обязанности, связанные с денежными потоками. На средних и малых предприятиях эти должности при необходимости совмещают. Без формального разделения трудовые обязанности, связанные с финансами, выполняет один человек. Что касается различий, то здесь можно выделить несколько важных аспектов:
- основные функциональные обязанности;
- уровень подчиненности;
- степень контроля денежных потоков;
- ответственность.
Уровень подчиненности
Финансовый директор, как правило, руководит планово-экономическим и финансовым отделом. Также в его ведении находится отдел заработной платы, непосредственно бухгалтерия и отдел труда. Главный бухгалтер руководит только бухгалтерией.
Говоря том, чем отличается главный бухгалтер от финансового директора, нужно обратить внимание на уровень подчиненности. Главный бухгалтер может подчиняться как финансовому директору, так и руководителю предприятия. Финансовый директор подчиняется исключительно генеральному директору или совету директоров. Главный бухгалтер также может подчиняться совету директоров. В таком случае всё зависит от выстроенной в компании должностной иерархии.
Интересно знать, какова зарплата бухгалтера? См. наш материал «Сколько получает бухгалтер: средняя зарплата в России».
Функциональные обязанности
Финансовый директор контролирует риски предприятия и финансовые потоки. Он принимает непосредственное участие в контроле и планировании всей деятельности организации. Для этого ему предоставляется в распоряжении большое разнообразие всевозможных инструментов. С помощью них он может развивать компанию, обеспечивать ее финансовую устойчивость, привлекать инвестиции. Кроме того, в обязанности финансового директора входит организация отчетности предприятия.
В обязанности главного бухгалтера входит ведение бухгалтерского учета в той форме, которая установлена на предприятии в виде учетной политики. Он занимается оформлением первичных документов, ведет учет кредиторской и дебиторской задолженности, осуществляет оприходование финансовых средств и имущества предприятия.
О личных качествах на должность бухгалтера мы рассказали в статье «Какими личными и профессиональными качествами должен обладать бухгалтер». А о квалификации бухгалтера в этих материалах:
- «Какой уровень квалификации должен иметь бухгалтер и как ее подтвердить»;
- «Как часто главный бухгалтер должен повышать квалификацию».
Контроль за денежными средствами
Финансовый директор контролирует финансовые потоки. Он должен анализировать то, каким образом они осуществлялись в прошлые отчетные периоды, наблюдать за тем, каким образом процесс проходит в настоящем времени. Специалист должен стремиться к тому, чтобы предприятие получало максимальную выгоду, в соответствии с этим изменять и направлять финансовые потоки.
Отличие главного бухгалтера от финансового директора состоит в том, что в плане контроля главный бухгалтер обладает ограниченным набором инструментов. В его обязанности входит корректировка расходной части. Также он должен делать всё возможное, чтобы организация не несла расходы, которые не связаны с ее основной деятельностью. Как правило, под его контролем находится текущий ход финансовых потоков. Благодаря своим полномочиям он может полностью контролировать его. А вот вносить корректировки он не имеет права.
Ответственность
На финансового директора возложена ответственность за всю коммерческую и производственную деятельность предприятия. Причина в том, что финдиректор является важным лицом, которое регулирует ход компании, формирует глобальное направление деятельности. Он принимает участие в планах стратегического характера, контролирует их реализацию. Дополнительно с этим он ведет отчетность, в том числе и бухгалтерскую.
А все подробности ответственности бухгалтера есть в наших материалах:
- Материальная ответственность бухгалтера в 2024-2025 годах;
- Какую ответственность несет бухгалтер за ведение учета;
- Привлечение главного бухгалтера к субсидиарной ответственности.
Вам также будет интересен наш материал "Можно ли с уволенного бухгалтера взыскать налоговые штрафы и пени?".
Итак, чем отличается финансовый директор от бухгалтера? Тем, что главный бухгалтер ответственен за ведение учета, за предоставление достоверной бухгалтерской отчетности. В его ведении находится та часть документов, в которых отражается исключительно состояние организации. По остальным документам он не может проводить никаких манипуляций, не может ничего изменить или откорректировать, то есть документы со всеобъемлющей информацией ему недоступны.
Итоги
Между финансовым директором и главным бухгалтером существуют качественные и количественные различия. Финансовый директор — это особое должностное лицо, которому подконтрольна основная сфера деятельности компании. В его ведении также находится и бухгалтерский учет. Ответственность он несет намного более существенную, чем главный бухгалтер, но и инструментов, с помощью которых он может воздействовать на деятельность организации, у него значительно больше. Финансовый директор может быть непосредственным руководителем главного бухгалтера, так как его должность по иерархии выше.
Должность главного бухгалтера является более узконаправленной. Это основной аспект, в чём отличается финансовый директор от бухгалтера. В ведении бухгалтера находятся отчетность и деятельность других специалистов, которые работают в бухгалтерском отделе. Он осуществляет опись активов и имущества компании, занимается частной стороной деятельности. Стратегических и глобальных проблем и задач главный бухгалтер не касается. Основная масса трудовых обязанностей связана с тем, чтобы составлять и обрабатывать первичные документы, вести бухгалтерский учет.
На основании того, что эти должностные лица решают разные задачи, становится понятно, что обе эти должности нужны компании, чтобы грамотно распределять уровень ответственности, функциональные обязанности и четко разделять трудовую деятельность. Так на крупных предприятиях, а также в среднем и малом бизнесе можно достигнуть большей эффективности. Кроме того, это позволяет не перегружать одного конкретного человека.