Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Как оприходовать металлолом от списания основных средств?

Как оприходовать металлолом от списания основных средств? В материале пойдет речь о том, как правильно провести мероприятия по внесению такого лома в учетные реестры, как внести соответствующие записи в бухучет и как исчислить налоги.

Порядок списания основных средств

На предприятии, имеющем некие объекты основных средств, может возникнуть необходимость в их ликвидации. Такие действия, как правило, сопровождаются образованием отходов, часть из которых надлежит соответствующим образом учесть, поскольку в дальнейшем они могут стать объектами реализации. К этой категории относится, в частности, металлолом.

Ликвидировать основные средства компания может по основаниям, указанным в п. 40 ФСБУ 6/2020 «Основные средства».

Важно! С 2022 года ПБУ 6/01 утратил силу. Его заменил новый ФСБУ 6/2020 «Основные средства». Как применять новый стандарт, узнайте из Готового решения от экспертов КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

Списывать такие ОС следует с участием специальной комиссии, состав которой утверждает руководитель предприятия.

Члены комиссии выбираются из состава работников предприятия, но обязательно ее членом должен являться главбух по той причине, что именно на нем замыкаются все вопросы учета ОС.

Этот орган в дальнейшем оценивает стоимость объекта основных средств и решает, следует ли его списывать по причине отсутствия реальной выгоды от его использования. Процедура проста: члены комиссии проводят осмотр объекта, определяют, по каким причинам он не может использоваться в дальнейшем и получится ли использовать образовавшиеся в результате разбора детали.

По результатам работы комиссии пишется заключение. Шаблона для такого документа не предусмотрено, поэтому его можно создать самостоятельно. Под заключением комиссии ставятся подписи всех ее членов. В дальнейшем содержащиеся в нем выводы ложатся в основу приказа руководителя о ликвидации объекта ОС.

Наконец, после подписания заключения и издания соответствующего приказа по предприятию пишется акт на списание этого объекта. В нем должна присутствовать информация следующего характера:

  • когда объект оприходован и внесен в регистры бухучета;
  • когда он изготовлен или построен;
  • когда он введен в эксплуатацию на предприятии;
  • сколько времени отведено для его полезного использования;
  • начальная его стоимость;
  • размер начисленной к моменту списания амортизации;
  • сколько было переоценок и их размеры;
  • количество ремонтов, каково состояние деталей объекта к моменту списания.

Как правило, организации используют для списания шаблоны в виде унифицированных форм, определенных Госкомстатом РФ в постановлении от 21.01.2003 № 7. Этим распорядительным документом утверждены три вида актов:

  • ОС-4 — для всех ОС, кроме автотранспорта;
  • ОС-4а — для автотранспорта;
  • ОС-4б — для ОС, составляющих группу, кроме автотранспорта.

Допускается составление акта по своим разработкам, поскольку с 2013 года отменена обязательность применения некоторых форм первичных документов, в числе которых есть и этот акт.

Подробнее об акте см. «Акт на списание основных средств — образец заполнения».

Утверждать его должен руководитель предприятия.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Акт на списание обязательно должен быть подписан всеми без исключения членами комиссии. Если будет отсутствовать хоть одна подпись, появляется риск получить доначисление налога на прибыль. Причина — налоговики считают такой документ недействительным, и списание, соответственно, становится неправомерным.

Оприходование металлолома от списания основных средств, бухгалтерский учет (проводки)

После оформления акта на списание бухгалтерия должна отметить, что объект ОС выбыл из числа используемых. Это делается с помощью инвентарных карточек форм ОС-6, ОС-6а и ОС-6б.

Если говорить о бухучете, то стоимость ликвидированного ОС надлежит списать с 01-го счета, тем самым отражая случившийся факт. Начисление амортизации прекращается со следующего месяца.

При образовании металлолома в результате работ по ликвидации соответствующий его объем следует оприходовать. Для отражения в учетных регистрах используется рыночная цена металлолома.

В дальнейшем руководство компании принимает решение по реализации таких материалов или их применении в производстве. 

Эксперты КонсультантПлюс рекомендуют приходовать металлолом от списания основного средства в качестве долгосрочного актива к продаже (ДАП). Обоснование такой позиции экспертов смотрите в  К+, получив пробный демо-доступ. Это бесплатно.

В бухучете оприходование металлолома при списании ОС следует отражать так:

Дт 10 Кт 01 — приходуем материалы, образовавшиеся при ликвидации объекта ОС (в данном случае металлолом).

Результат от реализации металлолома надлежит записывать в прочие доходы. Себестоимость металлолома, в свою очередь, записываем в прочие расходы. В результате проводки будут выглядеть так:

Дт 62 Кт 91-1 — отражаем выручку от продажи металлолома;

Дт 91-2 Кт 10 — списываем себестоимость металлолома.

Запись Дт 91 Кт 08 следует применять, когда ликвидация коснулась объекта незавершенного строительства. Дело в том, что объект незавершенки отнесен к капитальным вложениям, а не к ОС.

Все бухгалтерские записи делаются на основании первичных документов. Образцы оформления пакета бумаг при списании ОС доступны в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Налоговый учет при ликвидации ОС, использование и реализация металлолома

По нормам п. 13 ст. 250 НК РФ при подсчете налога на прибыль во внереализационные доходы следует включать стоимость образовавшихся при ликвидации материалов. Исключить из этого списка следует лишь те, которые обозначены в п. 18 ст. 251 НК РФ.

Момент признания дохода жестко привязан к способу, который применяется для расчетов доходов и расходов.

Так, при методе начисления момент признания доходов придется на день, когда составлен акт ликвидации амортизируемого объекта. А при кассовом методе — на день, когда этот объект оприходован.

Если компания решила использовать образовавшийся при ликвидации металлолом в своем производстве или продать его, стоимость этого материала вносится в материальные или реализационные расходы.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Согласно ст. 252 НК РФ уместность расходов надлежит обосновать и подтвердить документально. Если не предпринять таких усилий, у налоговых инспекторов появится основание исключить эти затраты из базы по налогу на прибыль, и, соответственно, доначислить сумму этого налога.

Итоги

Приходуя металлолом, образовавшийся при ликвидации ОС, следует правильно оформить списание объекта, непременно с участием комиссии от предприятия, а также внести необходимые записи в бухгалтерский и налоговый учет.

Добавить в закладки
Ваши вопросы
16 мая 2024 21:08
Постоянная ссылка
Добрый день.Подскажите пожалуйста ООО (ОСНО) без НДС приобрели ветхое строение под снос.Металл оформили как товар для продажи.В Налоговой декларации по прибыли стоимость металла отражается в доходе и расходе? В Отчете о финансовых результатах только в доходе?
Ответить
17 мая 2024 20:38
Постоянная ссылка
Вы этот металл приходуете в учёте, это получается ваш в внереализационный доход и в бухгалтерском и в налоговом учёте. Когда будет проходить реализация этого металла, то в расходы спишется его стоимость - та, по которой Вы его оприходовали. Это будет также проходить и в бухгалтерском, и в налоговом учёте - всё показано на проводках в статье, под которой вы оставили свой вопрос.
Ответить
19 мая 2024 17:19
Постоянная ссылка
Елена спасибо.Но в нашем случае (мы почему решили задать вопрос) у нас не возникает доход ведь мы здание не самортизировали.Мы его приобрели под снос т.е. расходы понесли и все.А если бы они у нас было на балансе и прошла амортизация тогда возникает доход.
Ответить
20 мая 2024 08:31
Постоянная ссылка
Не поняла, почему у Вас не возникает доход? То, что здание не числилось на балансе, это понятно, но материалы, грубо говоря, возникли из воздуха, как Вы собираетесь формировать запись в бухгалтерском учёте? Я думаю, что это должно быть дт 10 кт 91, т.е. относим на прочие доходы. Что по кредиту может возникнуть кроме счета 91? А в налоговом учете Вы признаете эту сумму в доходах на основании п. 13 ст. 250 НК РФ.
Ответить
21 мая 2024 19:12
Постоянная ссылка

Добрый день.Вчера ответила вам ответ где то потерялся...Проводки такие: дебет 41 кредит 01.09 ; дебет 91.02 кредит 41; дебет 62.01 кредит 91.01 ; дебет 99.01.1 кредит 91.09. Соответственно доход от реализации возникает т.к. приобретено под снос и после демонтажа можно отобрать только для продажи .Решили пока так.

Ответить
22 мая 2024 22:59
Постоянная ссылка
Но это же не правильно... Кто придумал проводку дебет 41 кредит 01.09??? Вы решили имеющееся основное средство переквалифицировать в товары? Это что за трансформация такая? У основного средства были определенные свойства и характеристики и выполняло оно определенные функции, товары же имеют совершенно иные свойства, поэтому основное средство в виде здания резко трансформироваться в товары в виде металлолома НЕ МОЖЕТ. Любое основное средство, если оно было оприходовано, списывается с отнесением на финансовый результат. Либо же в Вашем случае, если здание под снос, то его нужно не приходовать, а лучше учесть в качестве затрат, но не текущих, а под новое строительство.
Ответить
23 мая 2024 19:21
Постоянная ссылка
Елена и под строительство на 08 счет оно не пойдет на 08 мы отнесли (после демонтажа)то что имеет отношение к новому строительству (объекту).
Ответить
24 мая 2024 22:56
Постоянная ссылка
У Вас видимо свое видение бухучета, у меня свое. Проводку дебет 41 кредит 01.09 я не очень понимаю. И следующую Вашу фразу "Основное средство совсем не обязательно переводить на 41 счет можно провести реализацию со счета 01." тоже не совсем. Как Вы проведете реализацию со счета 01, если Вы продаете не здание, а материалы, которые с него демонтировали?
Ответить
26 мая 2024 17:00
Постоянная ссылка
Елена добрый день.(с 01 это не наш случай но это возможно) наш случай это счет 41 .Вопрос с первого раза прост но если дважды ставить в доход .Время есть будем думать как говорят по закону и по совести.Спасибо большое.
Ответить
23 мая 2024 19:18
Постоянная ссылка
Добрый день.Основное средство совсем не обязательно переводить на 41 счет можно провести реализацию со счета 01.Не оприходовать нам здание под снос нельзя т.к. у него кадастровый номер -это недвижимость.Поэтому ставили на приход по договору и акту.Затем юристы снимали в росреестре.Ситуация разовая но оплатить понести расход затем поставить в доход а после продажи еще в доход мы не можем это не серьезно.Понятно что надо подумать над ситуацией поэтому и решили обсудить .
Ответить
14 июля 2023 19:32
Постоянная ссылка
Можно ли приходовать лом по остаточной стоимости ОС без учета расходов на демонтаж. Если демонтаж длительный , а списание ОС происходит в конце очень сложно их копить .

И второй вопрос. Как правильно использовать п.7. Рекомендация Р-138/2022-КпР «Ценности от выбытия и содержания основных средств». Т.е. не отражать ДАП , а отражать доход?
Ответить
16 июля 2023 23:22
Постоянная ссылка
Попробуйте задать свой вопрос на нашем форуме Возможно, его специалисты смогут Вам помочь.
Ответить
21 апреля 2022 10:16
Постоянная ссылка
А если металлолом образуется при производстве готовой продукции? То какие будут проводки?
Ответить
21 апреля 2022 18:37
Постоянная ссылка
Нужно, конечно, понимать, как у Вас металлолом образовался в процессе производства - это брак, или что это. В целом же оприходование отходов собственного основного производства отражают проводкой Дт 10 Кт 20.
Ответить
19 марта 2020 00:58
Постоянная ссылка
В нашем садоводстве председатель демонтирует трубы из систем подачи воды которая выведена на балансе не учитывается.Металлолом сдаёт и деньги уходят мимо кассы. Какие законодательные акты нарушаются и как председателя востребовать сумму причинённого ущерба?
Ответить
16 августа 2020 16:28
Постоянная ссылка
Леонид, если можно, поделитесь опытом. У нас также ситуация.
Ответить
Ваш вопрос
Отправить
Есть вопросы по налогам? Обсудите их с экспертами на форуме НН