Что представляет собой 31-й счет?
Корректно сформировать финансовые результаты предприятия невозможно не только без правильного учета текущих расходов, но и без учета расходов будущих периодов (РБП). РБП — это расходы фирмы, понесенные ею в отчетном периоде, но предназначенные для учета в себестоимости предстоящих периодов ее деятельности. До 2001 г. такие расходы учитывались на 31-м счете, предусмотренном Планом счетов, утвержденным приказом Минфина СССР от 01.11.1991 № 56.
Согласно инструкции к данному плану счетов, на счете 31 возможно было учитывать расходы:
- имеющие отношение к горно-подготовительным работам;
- связанные с подготовкой к сезонной деятельности;
- имеющие отношение к освоению новых производств, технологий, оборудования и др.;
- по рекультивации земельных участков;
- по неравномерно осуществляемому ремонту основных фондов (в случае несоздания резервов соответствующего назначения);
- по внесению арендных платежей в счет предстоящих периодов;
- другие расходы подобного характера.
С 2002 г. все коммерческие фирмы без исключения перешли на новый План счетов (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н). При этом для осуществления перехода компаниям был выделен промежуточный период (с 31.12.2001 по 01.01.2002), в течение которого необходимо полностью перенести остатки со старых счетов на новые. Не обошел стороной такой переход и 31-й счет. В обновленном Плане счетов его номер — 97.
При этом перенос сальдо 31-го счета следовало зафиксировать записью Дт 97 Кт 31. Таким образом формировалось начальное сальдо 97-го счета, предназначение которого — бухучет РБП, а счет 31 стал фигурировать в новом Плане счетов как недействующий.
Описание 97-го счета
Итак, место 31-го счета в новом Плане счетов занял 97-й. Но изменилось ли что-то, кроме его номера? Обратившись к описанию счета 97, приведенному в инструкции к действующему Плану счетов, мы увидим, что с его помощью возможно учитывать следующие расходы:
- относящиеся к горно-подготовительным работам;
- предусмотренные подготовкой к деятельности сезонного характера;
- сопутствующие освоению новых производств, оборудования и проч.;
- по рекультивационным работам на земельных участках и проведению природоохранных действий;
- по неравномерно осуществляемым ремонтным работам в отношении основных фондов (если компания не формирует соответствующие резервы);
- иные аналогичные расходы.
Как видим, перечень расходов практически не изменился: из него исчезла всего одна строка, касающаяся учета уплаченных вперед арендных платежей. Но именно она обозначила ряд критериев, на основании которых не все предстоящие затраты предприятия теперь можно признать РБП.
Как определить срок и сумму для списания расходов будущих периодов в бухгалтерском учете? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в материал.
Как отличить расходы будущих периодов от текущих расходов, вложений в активы и авансов?
Критерии отнесения к расходам, и в частности к РБП, нашли отражение и в бухгалтерском законодательстве. Так, п. 3 ПБУ 10/99 сообщает, что расходами не может быть признано выбытие активов в порядке предоплат и авансов. А п. 65 Положения по ведению бухучета и бухотчетности (приказ Минфина РФ от 29.07.98 № 34н) с 2011 г. исключил правило из более ранней редакции п. 65 о том, что все расходы, которые были осуществлены в текущем периоде, но имеют отношение к последующим периодам, однозначно признаются РБП. Теперь необходимо по каждой расходной операции четко определять, что она обозначает — вложение в актив, аванс, текущий расход или все же РБП — и учитывать такие операции, применяя соответствующие ПБУ.
Кроме того, при решении вопроса о квалификации тех или иных трат предприятия необходимо учитывать условия, приведенные в п. 16 ПБУ 10/99. Расходами их можно назвать, только если:
- они осуществляются в соответствии с определенным договором, требованием законодательства, деловыми обычаями;
- их сумма может быть четко определена;
- предполагается, что в результате расходной операции уменьшатся экономические выгоды фирмы.
В случае невыполнения хотя бы одного из перечисленных условий расход не может быть признан.
О самых «популярных» затратах, осуществляемых российскими предприятиями, читайте в статье «Список наиболее часто используемых статей затрат в бухучете».
Таким образом, основная задача при учете РБП — правильно их квалифицировать, не отождествляя эти расходы с вложениями в активы и авансами. А определив, что понесенные затраты являются расходами, далее следует понять — единовременные они или распространяются на определенный временной интервал.
Ведение бухучета на 97-м счете
Согласно инструкции к действующему плану счетов, со счетом 97 возможны следующие проводки:
- Дт 97 Кт 02, 04, 05, 10, 16, 23, 25, 26, 29, 41, 43, 60, 69, 70, 71, 76, 79, 96.
- Дт 08, 10, 20, 23, 25, 26, 29, 44, 76, 79, 96, 99 Кт 97.
По дебету данного счета фиксируется фактическая сумма РБП (без НДС), по кредиту — происходит их списание при наступлении соответствующих периодов.
О действующем плане счетов вам расскажет материал «План счетов для бухгалтерского учета на 2021 год».
При этом при списании РБП необходимо произвести обоснование отнесения расходов к данным периодам, которым является первичная документация, а также бухгалтерский расчет распределения РБП.
Как рассчитать сумму списания расходов будущих периодов?
Для того чтобы корректно списать сумму со счета учета РБП в периоде, к которому относятся расходы, необходимо провести расчет с учетом следующих показателей:
- Вид (наименование) РБП.
- Оценочный критерий, предусмотренный учетной политикой фирмы для списания РБП по данному виду затрат.
- Исходная сумма распределяемых РБП (без НДС).
- Дата возникновения РБП.
- Документально подтвержденный календарный срок погашения РБП.
- Номер корреспондирующего счета, по дебету которого будут отражены соответствующие затраты при списании со счета 97.
- Погашенный расчетный остаток РБП и расходы, оставшиеся к погашению.
- Количество прошедших со дня возникновения РБП месяцев.
Можно ли принимать к вычету НДС по РБП, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Исходя из приведенных критериев определяется сумма для списания РБП в текущем месяце.
О том, как производится списание РБП, читайте в статье «Порядок списания расходов будущих периодов (нюансы)».
Инвентаризация расходов будущих периодов
Задача инвентаризации РБП — проверить, обоснованно ли отнесены к ним затраты компании, а также правильно ли определены сроки их списания. Проводится она по следующему алгоритму:
- Анализируется правомерность отнесения затрат на счет РБП с учетом критериев, зафиксированных в п. 65 приказа Минфина РФ № 34н, а также в действующих ПБУ ФСБУ.
- Производится тщательный анализ каждого вида РБП по суммам и срокам списания.
- Определяется фактический остаток РБП, выявленный при проведении инвентаризации.
- Полученный остаток сравнивается с сальдо счета 97.
Для инвентаризации РБП очень удобно использовать унифицированную форму ИНВ-11, которую вы сможете найти в публикации «Унифицированная форма № ИНВ-11 — бланк и образец».
Порядок и сроки инвентаризации РБП должны соответствовать нормам, установленным пп. 26–28 приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.
Итоги
31-й счет бухучета, введенный приказом Минфина СССР от 01.11.1991 № 56, в настоящее время не применятся. В действующем Плане счетов ему соответствует счет 97, на котором учитываются расходы будущих периодов. Корректный учет подобных расходов возможен только при правильной их квалификации.