Что представляет собой пояснительная записка к отчетности в 1С и какую информацию она включает
Пояснительная записка к балансу в 1С — дополнительный документ, сопровождающий годовую бухгалтерскую отчетность. Законодательством не установлен строгий порядок оформления и содержания этого документа, следовательно, каждая компания имеет право установить собственный шаблон пояснительной записки. Коммерческие компании составляют пояснительную записку в произвольной форме и отражают в ней ключевые моменты финансово-хозяйственного положения организации.
ВНИМАНИЕ! С 1 января 2025 года действует новый федеральный стандарт бухгалтерского учета — ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность». Пояснения теперь входят в обязательный комплект бухгалтерской отчетности безотносительно к масштабу деятельности организации. Это касается и тех компаний, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета, в том числе малых предприятий.
Как заполнить пояснения к бухгалтерскому балансу за 2025 год, узнайте в системе «КонсультантПлюс», оформив бесплатный пробный доступ. Если вы хотите пользоваться системой на постоянной основе, уточните ее стоимость.
Что указать в пояснительной записке к балансу
Бухгалтерская отчетность должна быть понятна всем заинтересованным пользователям. Ее изучают:
- учредители;
- участники;
- налоговые органы;
- банки при выдаче кредита;
- лизинговые компании, когда хотят оформить финансовую аренду;
- партнеры.
Пояснительная записка описывает особенности деятельности компании. Перечня сведений, которые фигурируют в документе, нет. Но рекомендуется раскрыть следующую информацию:
- характеристика деятельности компании (полное/краткое наименование, дата госрегистрации, численный состав в разделе отделов или должностей, наличие обособленных подразделений);
- соответствие отчетности федеральным стандартам;
- сведения об активах и пассивах;
- о связанных лицах и бенефициарах;
- иная информация, которую компания считает существенной для описания финансового положения организации.
Под документом ставят подписи руководитель и главный бухгалтер.
Чем различаются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету и пояснительная записка в 1С
Пояснительная записка в 1С не одно и то же, что пояснение в 1С. Пояснения представляют собой детализированные таблицы, раскрывающие отдельные статьи бухгалтерского баланса, финансовые результаты, движение денежных средств и другие показатели, а пояснительная записка носит обобщенный характер и объясняет общую финансовую ситуацию предприятия.
В пояснительной записке целесообразно отразить информацию, которая потенциально способна заинтересовать контролирующие органы.
Примечательно, что в обновленном стандарте ФСБУ 4/2023 термин «пояснительная записка» более не фигурирует. Его заменили на иную формулировку: теперь речь идет об обязательных пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
Где найти пояснительную записку к балансу в программе «1С:Бухгалтерия»
Законодательно установленной формы документа нет, поэтому в «1С:Бухгалтерия» такого пункта в регламентированной бухгалтерской отчетности не предусмотрено. Но есть таблицы, которые называются «Пояснения». Их несколько:
- по НМА и НИОКР;
- основные средства;
- «дебиторка» и «кредиторка»;
- затраты;
- оценочные обязательства (по ФСБУ 6/2020);
- обеспечение обязательств;
- госпомощь.
Компании выбирают пояснения по тем пунктам, по которым было движение. Например, если не оказывалась госпомощь, то эту таблицу заполнять не нужно.
Найти таблицы можно в бухгалтерской отчетности. Для этого:
- Зайдите в раздел главного меню «Отчеты», выберите блок «1С-Отчетность», пункт «Регламентированные отчеты».

- Перейдите в пункт «Бухгалтерская отчетность (с 2011 года)». Выберите пункты с формулировкой «Пояснения».

Когда вы сформируете пояснения при помощи кнопки «Заполнить», можно выгрузить их в PDF-файл в папку на компьютере.
Пояснительная записка в 1С: как сформировать и отправить
После выгрузки файла с пояснениями у вас перед глазами будут только таблицы. Проверьте их на соответствие показателям баланса. Но пояснительная записка дополнительно предусматривает текстовое объяснение показателей. Вы можете ввести в файл текст, удалить лишние таблицы и добавить недостающие. Документ можно распечатать и редактировать.
Есть другой вариант создания пояснительной записки из «1С: Бухгалтерия». Вы можете загрузить готовый файл. Для этого заполните его на своем компьютере и загрузите одним из способов.
Способ 1. Через дополнительные файлы
В открытой бухгалтерской отчетности в перечне слева выберите пункт «Дополнительные файлы». Щелкните мышкой по нему. На экране появятся две строки:
- пояснения;
- аудиторское заключение.

Загрузите файл в формате PDF. Другой здесь не поддерживается.
Способ 2. Через письма (пакет с дополнительными документами для ФНС)
Для создания нового письма нажмите на «скрепку» в верхней строке над отчетом. На экране появится предупреждение о том, что присоединенные файлы не отправляются с созданным отчетом. Для корректного присоединения файла рекомендуется перейти в «Письма». Для этого нажмите на ОК.

В открывшемся окне перейдите по кнопке «Добавить». Пользователю предлагается три варианта:
- с компьютера;
- по шаблону;
- со сканера.
Выберите вариант «с компьютера». На экране появятся файлы, созданные вами. Выберите «Пояснительную записку» и загрузите файл. Отправка производится по кнопке «Отправить».

Преимущество этого способа в том, что пользователь может загрузить файлы в формате Word и Excel.
Штрафы за несвоевременное представление бухгалтерской отчетности узнайте в системе «КонсультантПлюс», оформив бесплатный пробный доступ. Если вы хотите пользоваться системой на постоянной основе, уточните ее стоимость.
Итоги
Программа «1С» не предоставляет возможности сформировать пояснительную записку к балансу автоматически, но можно подготовить таблицы с анализом показателей деятельности. Они используются при составлении текстового документа пояснительной записки.