Раскрытие информации акционерными обществами (далее — АО) осуществляется на основании требований акционеров, их представителей и иных лиц, наделенных соответствующими полномочиями. В статье рассказывается о том, какие сведения должны предоставляться указанным лицам и как реализуется рассматриваемая процедура.
Раскрытие информации акционерными обществами в 2017 году: общие положения
Особенностью деятельности акционерных обществ является то, что они в силу закона должны предоставлять акционерам некоторый объем сведений о своей деятельности. Порядок раскрытия информации урегулирован законом «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (далее — ФЗ № 208) и Указанием ЦБ РФ «О дополнительных требованиях…» от 22.09.2014 № 3388-У (далее — Указание).
В силу ст. 91 ФЗ № 208 сведения предоставляются акционерам на основании требований, предъявлять которые могут:
- акционер или его представитель, действующий на основании доверенности;
- лицо, реализующее права по акциям (п. 2 Указания);
- представитель федеральной, региональной либо муниципальной власти при реализации права «золотой акции» (п. 10 ст. 91 ФЗ № 208).
Требование может направляться по почте, предоставляться непосредственно лицам, которые вправе принимать письменные документы в АО, электронной почтой, по факсу и т. д. Конкретные способы указываются в уставе АО.
Требование о раскрытии информации АО
В требовании о предоставлении информации о деятельности АО должны содержаться следующие данные (п. 3 Указания):
- Ф.И.О. лица, направившего требование о раскрытии информации акционерными обществами, либо сведения о юрлице, являющемся акционером;
- адрес заявителя;
- собственно просьба о предоставлении конкретных данных с указанием периода, за который их следует предоставить;
- предпочтительная форма предоставления информации (например, посредством снятия копий с документов либо ознакомления с ними в помещении АО);
- зачем необходимы документы (в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 91 ФЗ № 208);
- дата подписания требования.
Документ должен быть подписан заявителем или его представителем, который действует на основании доверенности.
Какие документы может раскрыть АО?
Перечень сведений, доступ к которым вправе получить заявитель, указан в ст. 91 ФЗ № 208. Конкретный объем информации зависит от размера доли акционера в АО.
Так, независимо от размера доли акционер может запросить:
- договор о создании АО (если участников АО несколько) либо решение об учреждении АО (если он один);
- документ, подтверждающий, что АО зарегистрировано;
- решения об эмиссии ценных бумаг;
- внутреннюю документацию АО, которая регулирует его деятельность;
- положения о филиалах и представительствах;
- годовую отчетность;
- аудиторские заключения об отчетности;
- отчеты оценщиков;
- протоколы общих собраний;
- перечни лиц, связанных с АО;
- заключения ревизоров;
- отчеты эмитента;
- уведомления об акционерных соглашениях;
- судебные решения, касающиеся АО.
Если же доля акционера составляет более 1% акций, он вправе также запросить:
- сведения о крупных сделках АО;
- протоколы заседаний совета директоров АО;
- отчеты об оценке имущества, которое являлось предметом крупных сделок;
- иные документы, которые АО хранит в силу п. 1 ст. 89 ФЗ № 208, например документы об уплате налогов.
Третья категория акционеров, владеющая более 25% акций, обладает еще большими возможностями и вправе требовать предоставления им дополнительно:
- протоколов заседаний правления АО;
- документов бухучета.
ВАЖНО! В уставе конкретного АО может быть указан и меньший процент акций для доступа к упомянутым выше документам.
Порядок и сроки раскрытия информации
После поступления в АО требования о раскрытии информации акционерным обществом уполномоченные лица оценивают:
- вправе ли заявитель требовать раскрытия информации;
- имеются ли основания для отказа в ее предоставлении;
- правильно ли оформлено требование.
Основания для отказа в раскрытии информации акционерного общества содержатся в п. 8 ст. 91 ФЗ № 208, например, отказ возможен, если документ уже запрашивался ранее (в 3-летний период) и запрос был удовлетворен.
ВАЖНО! Уставом АО могут быть предусмотрены и иные основания.
Если оснований для отказа нет, информация предоставляется следующими путями:
- ознакомления заявителя с документами — в течение 7 дней после получения АО требования;
- предоставления копий документов — в течение 7 дней после получения АО требования; Срок может быть продлен до 27 дней, если объем документов существенный.
Если уставом АО предусмотрено, что копии документов должны быть предварительно оплачены, указание на это направляется заявителю в течение недели после поступления от него требования. После оплаты копии высылаются адресату.
Итоги
Таким образом, сведения о деятельности АО предоставляются, как правило, его акционерам, по их требованию. Объем документации, с которой они вправе знакомиться, существенно разнится в зависимости от доли акций в АО.