Зачем анализировать затраты
Анализ затрат на производство и реализацию продукции необходим для того, чтобы получить следующую информацию для принятия менеджерских решений:
- какой итоговый доход дает каждое из направлений деятельности предприятия;
- какую прибыль приносит та или иная группа выпускаемой продукции или отдельный вид продукции;
- насколько эффективно используются ресурсы в производстве и какие есть пути влияния на недостаточную эффективность использования ресурсов;
- насколько эффективной является действующая система ценообразования и сбыта готовой продукции;
- какие методы планирования и управления затратами следует предпочесть на данном этапе работы предприятия.
Подробнее о методах планирования затрат прочтите «Планирование затрат на производство и реализацию продукции».
Выбор инструментов анализа зависит от того, какое из перечисленных выше направлений является приоритетным на текущий момент:
- Анализ структуры затрат дает наиболее полную картину эффективности производимых расходов компании. Соответственно, в результате становится возможным принять управленческие решения, связанные с формированием планов по дальнейшей деятельности предприятия, выявлению резервов снижения издержек, повышению общей эффективности и рентабельности производства и продаж.
- Анализ динамики затрат дает представление о влиянии того или иного компонента затрат на итоговый финансовый результат от деятельности предприятия. Причем такое влияние отслеживается во времени. Анализ динамики дает возможность находить варианты управления прибылью и рентабельностью предприятия.
О порядке учета производство продукции в 1С мы рассказывали в статье.
Анализ общей суммы и структуры затрат
Данный вид анализа представляет собой разновидность факторного анализа. Суть его в том, что общую сумму затрат (влияющую на получаемый в итоге результат от деятельности) подвергают детализации сначала на статьи затрат, затем каждую статью — на составляющие. Затем анализируют влияние каждой составляющей на общий результат.
Пример
Общая сумма затрат ООО «Металлоконструкции» за анализируемый период составила 10 000 000 руб. Из них на первом этапе анализа выделены:
Закупка МПЗ — 5 000 000 руб.
Зарплата и налоги с зарплаты — 3 000 000 руб.
Коммунальное снабжение — 1 500 000 руб.
Прочие расходы — 500 000 руб.
На втором этапе структурного анализа каждая статья детализируется:
Закупка МПЗ
Основное сырье — 3 500 000 руб.
ГСМ — 550 000 руб.
Запчасти —350 000 руб.
Инвентарь — 100 000 руб.
Спецодежда — 200 000 руб.
Доставка и хранение МПЗ — 300 000 руб.
На каких счетах бухгалтерского учета отражаются затраты, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к системе и переходите в Типовую ситуацию. Это бесплатно.
На основе такого анализа можно сделать вывод о том, что основную долю в общем объеме расходов составляют закупки МПЗ. В свою очередь, в составе всех закупок основное место занимают закупки сырья, используемого в производстве продукции. Зная это, можно определить и проработать такие примерные варианты управления затратами:
- оптимизировать управление МПЗ — например, установить нормативы по наличию МПЗ на складе таким образом, чтобы не возникало затоваривания склада неиспользуемыми остатками, не было потерь при хранении и т.п.;
- сделать анализ рынка закупок МПЗ и пересмотреть работу с поставщиками — возможно, есть варианты заключения долгосрочных контрактов на поставку МПЗ с более низкой ценой, с привлекательными системами скидок;
- проанализировать незапланированные расходы — например величину брака в производстве и относящийся к ней расход МПЗ, рассмотреть пути минимизации таких потерь.
Как составить смету затрат на производство продукции, читайте в материале.
Анализ динамики затрат в себестоимости
Данный вид анализа предполагает сопоставление данных бухотчетности за несколько периодов. В отношении именно затрат — в первую очередь анализируют отчет о финрезультатах. Исходя из того, какой аспект хотят исследовать более углубленно, анализ финрезультатов и затрат в них может быть:
- Вертикальным — когда показатель выручки по отчету о финрезультатах принимается за 100%, а затем для каждой отраженной в отчете расходной статьи определяется процентное соотношение с выручкой. Анализ позволяет определить, как изменяются составные части затрат по времени и в зависимости от объемов продаж.
Пример
ООО «Металлоконструкции» из предыдущего примера планирует приобрести новое оборудование в лизинг. Размер платежа в год составит 4 000 000 руб. Объем выпуска продукции на имеющемся оборудовании составляет 10 000 000 руб. С внедрением нового оборудования объем можно увеличить:
- в 1-й год в 1,5 раза;
- во 2-й год в 2 раза.
Плановые показатели (выдержка из прогнозного отчета) будут такими:
Показатели отчета |
Текущий год |
1-й год лизинга |
2-й год лизинга |
|||
Абсолютный показатель (тыс.руб.) |
Относительный показатель (%) |
Абсолютный показатель (тыс.руб.) |
Относительный показатель (%) |
Абсолютный показатель (тыс.руб.) |
Относительный показатель (%) |
|
Выручка |
15 000 |
100 |
22 500 |
100 |
30 000 |
100 |
Себестоимость |
10 000 |
66,67 |
15 000 |
66,67 |
19 500 |
65 |
Лизинговые платежи |
- |
- |
4 000 |
17,78 |
4 000 |
13,33 |
Из такого вертикального сопоставления видно:
- С увеличением объема выпуска продукции на новом оборудовании доля расходов на лизинговые платежи в выручке будет сокращаться.
- Полная загрузка нового оборудования приведет к уменьшению производственной себестоимости продукции. Однако произойдет это не сразу, а только после адаптации технологии и выхода на максимальную загрузку новых производственных мощностей.
Что может включаться в себестоимость, смотрите в статье «Какие затраты включает коммерческая себестоимость продукции?».
- Горизонтальным — когда отслеживается динамика каждой статьи отчета о финрезультатах за несколько периодов. Горизонтальный анализ обычно является дополняющим к вертикальному.
Пример (продолжение)
В горизонтальном представлении уже рассмотренная нами выдержка из прогнозного отчета ООО «Металлоконструкции» будет выглядеть так:
Показатели отчета |
Текущий год |
1-й год лизинга |
2-й год лизинга |
|||
Абсолютный показатель (тыс.руб.) |
Относительный показатель (%) |
Абсолютный показатель (тыс.руб.) |
Относительный показатель (%) |
Абсолютный показатель (тыс.руб.) |
Относительный показатель (%) |
|
Выручка |
15 000 |
100 |
22 500 |
150 |
30 000 |
200 |
Себестоимость |
10 000 |
100 |
15 000 |
150 |
19 500 |
195 |
Лизинговые платежи |
- |
- |
4 000 |
100 |
4 000 |
100 |
Интересно, что выводы по изменению себестоимости в результате внедрения нового оборудования и увеличения объема выпуска будут примерно такими же, как и при вертикальном анализе: задействование максимальной мощности нового оборудования приведет к снижению производственной себестоимости.
А вот в том, что касается изменения доли лизинговых платежей в общей совокупности затрат, горизонтальный анализ нюансов не покажет.
Об учете затрат при расчете налога на прибыль подробно рассказано в правовой системе КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к системе и переходите в Типовую ситуацию Это бесплатно.
Итоги
При анализе затрат на производство и реализацию продукции применяются несколько общеупотребимых методик. Выбор конкретного метода зависит от цели проведения анализа.