Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Входят ли в основные средства транспортные расходы?

Входят ли в основные средства транспортные расходы? Как отразить транспортные издержки по доставке основных фондов в бухгалтерском и налоговом учете? Какими документами подтвердить факт доставки? Ответы на эти и другие вопросы рассмотрим в данной статье.

Методология бухгалтерского учета транспортных расходов

Алгоритм бухгалтерского чета основных средств (ОС) регламентирован ФСБУ 6/2020, утвержденным приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н.

ФСБУ 6/2020 обязателен к применению с 01.01.2022. Какими бухгалтерскими записями в учете отражать основные операции с объектами ОС при применении ФСБУ 6/2020, показали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный бесплатный доступ к системе и переходите в Готовое решение. 

Согласно данным нормативным документам, основные средства являются таковыми при единовременном выполнении 4 условий:

  1. Срок полезного использования объектов — более 12 месяцев.
  2. Объект приносит экономические выгоды компании.
  3. Он приобретен с целью последующей эксплуатации, а не для перепродажи. Объект используется в хоздеятельности фирмы: при производстве продукции, для оказания услуг, выполнения работ или управленческих нужд.
  4. Объект имеет материально-вещественную форму.

Первоначальную стоимость объекта ОС формируют капитальные вложения, произведенные до ввода ОС в эксплуатиацию. Капитальные вложения складываются, согласно ФСБУ 26/2020, из фактически понесенных издержек на приобретение ОС. К ним, в частности, относятся затраты:

  • на оплату стоимости объекта;
  • оплату работ по договору строительного подряда;
  • посреднические услуги: консультационные, информационные и пр.;
  • государственные и таможенные пошлины и сборы;
  • невозмещаемые налоги;
  • доставку, установку, монтаж, пусконаладочные работы и др.

Суммы всех вышеперечисленных издержек собираются в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». По факту введения объекта ОС в эксплуатацию счет 08 закрывается на счет 01 «Основные средства». При этом стоимостной лимит для отнесения объекта к ОС устанавливается организацией самостоятельно.

Когда можно принять к вычету НДС по приобретенному ОС и нужно ли дожидаться ввода ОС в эксплуатацию, узнайте в КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Пример

Компания ООО «Стиль» приобрела станок со стоимостной оценкой 38 576 руб. (в т. ч. НДС 6429,33 руб.). Прямые затраты на приобретение этого актива составили:

  1. Информационные услуги — 5355 руб. (в т. ч. НДС 892,50 руб.).
  2. Транспортные издержки — 12 487 руб. (в т. ч. НДС 2081,17 руб.).

Проводки

Дт

Кт

Сумма

Расчет

Содержание

08

60

32 146,67

38 576 – 6429,33

Поступил станок

19

60

6429,33

 

НДС

08

60

4462,50

5355 - 892,50

Включены информационные услуги

19

60

892,50

 

НДС

08

60

10 405,83

12 487 – 2081,17

Включены затраты на доставку

19

60

2081,17

 

НДС

Таким образом, первоначальная стоимость станка составила 47 015,00 руб. (32 146,67 + 892,50 + 10 405,83). Допустим, что в БУ организация сохранила лимит отнесения имущества к ОС в размере 40 000, таким образом введение станка в эксплуатацию фиксируется записью Дт 01 Кт 08 — 47 015,00 руб.

Порядок покупки ОС при УСН мы описывали здесь и здесь.

После введения в эксплуатацию стоимость актива включается в состав затрат путем исчисления амортизации. Ее можно рассчитать 3 способами:

  • линейным;
  • способом уменьшаемого остатка;
  • по выпуску произведенной продукции.

Подробнее о порядке исчисления амортизации рассказано в статье «Способы начисления амортизации в бухгалтерском учете».

Наиболее частым вариантом является линейный метод расчета амортизации. Для его исчисления используется формула:

A = (Бст - Лст) / n,

где:

А сумма амортизации за отчетный период;

Бст балансовая стоимость;

Лст - ликвидационная стоимость;

nоставшийся срок полезного использования.

Пример (продолжение)

Предположим, что срок полезного использования станка равен 60 мес. Ликвидационная стоимость определена в размере 10 000 руб. То есть сумма амортизации при вводе в эксплуатацию равна 616,92 руб. (47 015 руб. - 10 000 руб. / 60 мес.). Оформляется данная операция ежемесячно записью Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 02 — 616,92 руб.

О порядке бухгалтерского учета ОС читайте в материале «Учет основных средств — бухгалтерские проводки».

Налоговый учет транспортных издержек

В налоговом учете алгоритм учета ОС регламентирован гл. 25 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ к объектам ОС относятся те, которые находятся у правообладателя на правах владения, со сроком полезного использования более 1 года и стоимостной оценкой свыше 100 000 руб. При этом актив должен использоваться как средство труда в производственных, рабочих или управленческих целях (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Объект ОС принимается к налоговому учету по первоначальной стоимости, которая формируется из сумм расходов:

  • на его приобретение;
  • сооружение;
  • изготовление;
  • доставку;
  • доведение до рабочего состояния и др.

После введения в эксплуатацию первоначальная стоимость объекта списывается в затраты через механизм амортизации. Таким образом, налоговый учет ОС аналогичен бухгалтерскому (за исключением граничного размера их стоимостной оценки), и транспортные затраты включаются в первоначальную стоимость объекта ОС.

Пример (продолжение)

Поскольку первоначальная стоимость нашего объекта ОС менее 100 000 руб., то в налоговом учете вся сумма издержек на закупку и доставку станка будет включена в состав затрат единовременно. При этом между бухучетом и налоговым учетом возникают налогооблагаемые временные разницы, так как в бухучете первоначальная себестоимость ОС будет списываться равными долями на протяжении 5 лет. Если бы организация установила лимит отнесения имущества к ОС в БУ таким же как и в НУ - 100 000 руб., то никаких разниц не возникло бы.

Разницы регулируются нормами ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» и формируют отложенное налоговое обязательство (ОНО). Для его отражения в бухучете используются записи Дт 68 Кт 77:

Дт

Кт

Сумма

Расчет

Операция

01

08

47 015,00

 

Станок введен в эксплуатацию

68/НП

77

9403,00

47 015,00 × 20 %

Сформировано ОНО

Далее в конце каждого месяца бухгалтер ООО «Стиль» вместе с начислением амортизации будет погашать и налоговое обязательство. В бухзаписях эти операции отразятся так:

Дт

Кт

Сумма

Расчет

Операция

20 (23, 25, 26, 44)

02

616,92

 

Начислена амортизация

77

68/НП

123,38

 

616,92 × 20%

Ежемесячное погашение ОНО

Документальное оформление транспортных затрат при покупке ОС

При подсчете прибыли все издержки должны быть экономически оправданы и подтверждены корректно составленной первичкой. Факт доставки объекта ОС подтверждается товаросопроводительными документами, к которым относятся товарная накладная по форме ТОРГ-12, товарно-транспортная накладная формы 1-Т (ТТН) и/или транспортная накладная (ТН). На практике возникают различные ситуации: объект ОС доставляется продавцом, самим покупателем или посреднической компанией-перевозчиком. Рассмотрим состав необходимых документов в каждом конкретном случае.

  1. Доставку осуществляет продавец.

В этом случае составляются накладные ТОРГ-12 и ТТН (или ТН) с отражением сведений о продавце, покупателе, грузоотправителе, грузополучателе, машине, водителе, грузе и др.

Но если в договоре купли-продажи стоимость доставки не выделена отдельной строкой, то путевого листа и ТОРГ-12 будет вполне достаточно.

  1. Доставку осуществляет транспортная компания.

В этом случае подтверждающими факт доставки документами также являются ТОРГ-12, ТТН или ТН.

Требуется ли для подтверждения транспортных расходов в налоговом учете транспортная накладная, если покупатель для доставки груза заключил договор с экспедитором? Ответ на этот вопрос вы найдете в КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

  1. Компания-покупатель забирает объект ОС собственным транспортом.

При таком варианте перевозки достаточно наличия товарной накладной ТОРГ-12. А факт доставки подтверждается путевым листом.

Итоги

Транспортные затраты включаются в первоначальную стоимость объекта ОС как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. При этом они должны быть подтверждены корректно оформленными оправдательными документами.

Добавить в закладки
Ваши вопросы
23 сентября 2019 10:19
Постоянная ссылка
А куда включили инфор услуги?
Ответить
8 декабря 2023 15:47
Постоянная ссылка
Так это же фактически понесенные издержки
Ответить
Ваш вопрос
Отправить