Порядок покупки основного средства при УСН (нюансы)

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Покупка основного средства при УСН значительно отличается от аналогичной процедуры при других режимах налогообложения. Рассмотрим ее важнейшие нюансы.

 

Работа с ОС при УСН: основные моменты

Определение первоначальной стоимости ОС

Требования к ОС

Принятие основного средства при режиме УСН

Документы, необходимые для принятия ОС

Принятие расходов

ИП на УСН: нужно ли вести учет расходов по ОС?

Основные средства в книге учета ИП

Покупка ОС до момента начала работы по УСН

Покупка ОС в рассрочку

Проводки по оприходованию ОС на УСН

 

Работа с ОС при УСН: основные моменты

Нормы, содержащиеся в подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, позволяют налогоплательщикам, работающим по УСН, вести учет расходов, которые связаны со следующим спектром операций с основными средствами:

  • приобретение,
  • изготовление,
  • строительство.

Согласно подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ предприятия, работающие на УСН и не относящиеся в общем случае к плательщикам НДС, должны учитывать суммы НДС (например, предъявленные поставщиками товара) в стоимости основных средств. Это связано с тем, что невозмещаемые налоги (в данном случае таковым является НДС для упрощенцев), в соответствии с ПБУ 6/01, должны включаться в первоначальную стоимость ОС. НДС не может быть признан отдельной разновидностью расходов.

Определение первоначальной стоимости ОС

Списание ОС при УСН должно осуществляться, исходя из первоначальной стоимости. Для того чтобы определить ее, необходимо суммировать:

  • стоимость ОС в соответствии с контрактом на поставку (включая НДС);
  • возможные расходы на консалтинг, посреднические услуги (если они имели прямое отношение к покупке ОС).

Если товар или имущество были ввезены через границу, то в первоначальную стоимость также могут быть включены предусмотренные законодательством таможенные сборы и пошлины.

Требования к ОС

Принятие ОС к учету возможно, только если они будут соответствовать требованиям, указанным в п. 4 ПБУ 6/01. Так, недопустимо использование в качестве ОС:

  • товаров и имущества, которые подлежат последующей перепродаже;
  • товаров и имущества, которые ИП или сотрудники хозяйственного общества будут использовать для личных нужд;
  • товаров и имущества, которые предполагается задействовать менее года.

Важнейший критерий, позволяющий учесть товар или имущество в качестве основного средства, — его стоимость. Ее минимальная величина — 40 000 рублей. Если стоимость объекта меньше, то он может быть использован только в качестве материально-производственного запаса.

Принятие основного средства при режиме УСН

Каким же образом осуществляется ввод основного средства, приобретенного в период, когда организация работает конкретно по УСН? Первое, что стоит отметить, — расходы по покупке ОС могут в этом случае списываться в разные налоговые периоды, а именно в период:

  • в котором фирма рассчиталась с поставщиком за ОС;
  • когда объект ОС был введен фирмой в эксплуатацию.

Дело в том, что, согласно нормам, содержащимся в подп. 1 п. 3 ст. 346.16, а также положениям подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, каждое из вышеперечисленных событий (оплата либо фактический ввод в эксплуатацию) может сопровождаться процедурой списания расходов.

Возможен вариант, при котором право собственности налогоплательщика на основное средство подлежит регистрации в Росреестре (например, если это недвижимость). В этом случае расходы должны списываться в момент подачи налогоплательщиком документов на регистрацию в соответствующее ведомство.

Документы, необходимые для принятия ОС

В зависимости от типа основного средства могут применяться разные документы, используемые налогоплательщиком для корректного его принятия. Правила таковы:

  • если речь идет о принятии в качестве ОС здания, то должна использоваться форма № ОС-1а;
  • если принимается группа объектов ОС, то необходимо воспользоваться формой № ОС-1б;
  • для прочих видов ОС предназначена форма № ОС-1.

Принятие расходов

Согласно нормам, содержащимся в подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, принятие расходов при УСН, как мы отметили выше, может быть реализовано после того, как налогоплательщик рассчитается с поставщиком за ОС. При этом неважно, использовались ли кредиты либо покупка осуществлена за счет собственных денежных средств.

Расходы, сопровождающие покупку ОС, должны быть:

  • подтверждены посредством документов;
  • экономически обоснованы;
  • произведены с последующей целью получения дохода.

Отмеченные критерии зафиксированы в нормах, содержащихся в п. 1. ст. 252 НК РФ. Списать расходы будет нельзя, если сделка по покупке основного средства не удовлетворяет указанным условиям.

Учет расходов по приобретению ОС при УСН должен осуществляться равномерно в течение оставшегося до окончания налогового периода срока и фиксироваться по состоянию на последнее число налогового периода (п. 3 ст. 346.16 НК РФ, письмо Минфина РФ от 27.03.2012 № 03-11-11/103).

Например, если фирма на УСН в апреле 2015 года приобрела в качестве основного средства автомобиль стоимостью 300 000 рублей, то эти расходы следует поделить на 3 равные части (по количеству оставшихся кварталов) и последовательно отразить в отчетных документах в привязке к полугодию (по состоянию на 30 июня), 9 месяцам (по состоянию на 30 сентября) и налоговому году (по состоянию на 31 декабря) — в каждом случае по 100 000 рублей.

ИП на УСН: нужно ли вести учет расходов по ОС?

Обязательна ли процедура списания расходов на покупку ОС при УСН для ИП?

Как известно, термин «основные средства» относится к категории бухучета, который ИП при УСН вести не обязаны. Но если предприниматель работает по схеме «доходы минус расходы», то в случае приобретения имущества на сумму более 40 000 рублей и использования его с целью извлечения прибыли он вправе зачесть соответствующие расходы в уменьшение налогооблагаемой базы.

Подробнее о расходах, принимаемых к уменьшению налоговой базы при УСН, см. в материале «Перечень расходов при УСН "доходы минус расходы"».

Что касается работы ИП при УСН по схеме «доходы», то, с одной стороны, осуществлять списание расходов на ОС предприниматели в данном случае не обязаны, с другой — вести их учет крайне желательно в силу того, что основные средства вполне могут быть критерием прекращения деятельности по упрощенке, если остаточная стоимость активов за налоговый год превысит 100 000 000 рублей.

Вести учет расходов, связанных с покупкой ОС при УСН предписывают также финансовые регуляторы (письмо Минфина РФ от 18.09.2008 № 03-11-04/2/140).

Основные средства в книге учета ИП

Индивидуальные предприниматели не ведут бухучет, но они обязаны фиксировать доходы и расходы в соответствующей книге учета (по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 22.10.2012 № 135н). С помощью данного документа также предполагается ведение учета расходов, отражающих приобретения объектов основных средств.

Расходы, о которых идет речь, должны фиксироваться в разделе II книги учета. Если объектов ОС было приобретено за отчетный период несколько, то каждый из них должен указываться в отдельной строке раздела II.

Дело в том, что ОС могут различаться в аспекте срока полезной эксплуатации, вследствие чего порядок списания расходов по ним может быть разным (далее в статье мы рассмотрим данную особенность).

Важный аспект работы с расходами по ОС в книге учета: итоговую сумму, которая отражает покупку одного или нескольких объектов основных средств и указывается в последней строке раздела II, необходимо вписать также в графу 5, которая находится в разделе I книги учета.

Отражать расходы, связанные с приобретением ОС при УСН, необходимо, как мы отметили выше, равными долями: соответствующие суммы следует фиксировать в графе 11 раздела II книги учета.

Покупка ОС до момента начала работы по УСН

Бывает, что объект ОС фирма приобретает до того, как начинает работать по УСН. Согласно нормам, содержащимся в подп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ, основные средства, которые куплены фирмой до начала работы в режиме УСН, включаются в структуру расходов в соответствии с нижеследующими правилами:

  • Если период полезной эксплуатации ОС менее 3-х лет, то оно должно включаться в структуру расходов в течение первого календарного года, в котором фирма начала применять УСН.
  • Если период полезной эксплуатации ОС более 3-х лет, но менее 15-ти, то в течение первого налогового года, в котором фирма работает по УСН, в расходы включаются 50% от его стоимости, в течение второго года — 30%, третьего года — 20%.
  • Если срок полезной эксплуатации ОС превышает 15 лет, то в каждый налоговый год, начиная с первого, в расходы включается по 10% от его стоимости.
  • В каждом налоговом году расходы принимаются в отдельных отчетных периодах в равных долях.

Если фирма начинает работать на упрощенке сразу после госрегистрации, учет основных средств должен осуществляться, исходя из первоначальной стоимости ОС, определяемой на основе положений законодательства о бухучете. Если же изначально налогоплательщик работал в режимах, отличающихся от УСН, но затем перешел на упрощенку, то стоимость объектов ОС учитывается на основании положений п. 2.1 и п. 4 ст. 346.25 НК РФ.

Срок полезного использования при работе налогоплательщика в режиме УСН сразу после регистрации должен определяться без учета периода амортизации.

Подробнее об амортизации основных средств при УСН читайте в статье «Амортизация основных средств при УСН (нюансы)».

Покупка ОС в рассрочку

Возможен вариант, при котором организация-налогоплательщик покупает ОС в рассрочку. Данное обстоятельство не является препятствием для возможного списания основных средств в расходах. Самое главное — списывать расходы соотносительно с фактическими расчетами с поставщиком по договору рассрочки (подп. 4. п. 2, ст. 346.17 НК РФ).

Проводки по оприходованию ОС на УСН

Рассмотрим, посредством каких проводок должно осуществляться принятие ОС к учету упрощенцем.

Данная процедура предполагает использование счетов синтетического учета. Основные проводки, которые необходимо задействовать:

  • Дт 08 – Кт 60.

Посредством данной проводки фиксируются затраты на покупку (строительство или изготовление) имущества, которое будет вноситься в состав ОС.

  • Дт 01 – Кт 08.

Данная проводка позволяет осуществить непосредственное внесение имущества в состав основных средств.

Подробнее о проводках, применяемых при работе на упрощенке, читайте в статье «Начисление УСН (бухгалтерские проводки)».

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения