ФСС и электронный больничный лист — понятия, обсуждаемые в последнее время особенно интенсивно. С чем связана подобная популярность и как в последнее время изменился порядок взаимодействия соцстраха, медучреждений и страхователей, узнайте из статьи.

 

Информатизация здравоохранения и электронные больничные в 2017–2018 годах

Как работает модуль «Лист нетрудоспособности»

Дополнительные возможности модуля «Лист нетрудоспособности»

Как работодателю наладить взаимодействие с ФСС для применения электронного больничного

Итоги

 

Информатизация здравоохранения и электронные больничные в 2017–2018 годах

Благодаря современным технологиям многие территориальные отделения ФСС в настоящее время имеют возможность получать больничные в электронной форме.

Переходу на электронную форму листа нетрудоспособности предшествовала масштабная работа по информатизации здравоохранения в рамках программы «Внедрение современных информатизационных систем в здравоохранении», а именно:

  • проведение мероприятий по созданию ЕГИСЗ — Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (подп. «з» п. 1 перечня поручений Президента РФ от 01.08. 2008 № Пр-1572ГС);
  • создание территориальных сегментов ЕГИСЗ — региональных медицинских информационных систем (РМИС) (приказ Минздрава РФ от 28.04.2011 № 364).

Формирование электронного больничного возможно только в рамках действующей системы РМИС. Ее основной целью является многократное использование информации при ее одноразовом введении в систему.

РМИС объединяет несколько электронных модулей:

  • «Электронная регистратура» (упорядочение очереди, удобство и гарантированность записи на прием к нужному специалисту);
  • «Электронная медицинская карта» — оформленные в электронном виде данные о состоянии здоровья пациента и назначаемом ему лечении;
  • «Стационар» (автоматизированный учет движения пациента от приемного покоя до выписки и деятельности врачебного персонала стационара);
  • «Взаиморасчеты» (автоматизация формирования и представления реестров медуслуг медучреждениями, работающими в системе обязательного медстрахования в составе РМИС);
  • «Лист нетрудоспособности» (оформление и учет больничных листов, формирование статистических отчетов);
  • другие модули («Иммунопрофилактика», «Флюоротека», «Материнство» и др.).

Подробнее о модуле «Лист нетрудоспособности» см. в следующем разделе.

Как работает модуль «Лист нетрудоспособности»

Организация работы комплекта модулей в рамках РМИС, о которых рассказано в предыдущем разделе, значительно экономит время на оформление электронной формы больничного листа. Например, заполнение врачом электронной медкарты пациента означает наполовину заполненный больничный, так как данные этих двух документов частично дублируются.

Процесс заполнения электронного больничного листа максимально упрощен — часть данных автоматически переносится из модуля «Электронная медицинская карта» (паспортные данные пациента, диагноз и др.), а внесение данных в оставшиеся незаполненными поля требует минимальных действий от сотрудников медучреждения.

По предварительным оценкам экспертов РМИС, на выписку электронного листа нетрудоспособности необходимо в 10 раз меньше времени, чем на заполнение его бумажного варианта, — всего 1,5–2 минуты.

Модуль «Лист нетрудоспособности» позволяет концентрировать информацию:

  • о пациенте (паспортные данные, сведения о месте работы (учебы, службы));
  • календарных датах открытия и закрытия листа, на основании которых модулем автоматически рассчитывается число суток нетрудоспособности;
  • диагнозе — информация о его коде заносится в бланк больничного на основании электронной истории болезни.

Все поля для заполнения в электронной форме больничного полностью соответствуют требованиям приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 347н.

О дополнительных возможностях модуля «Лист нетрудоспособности» расскажем далее.

Дополнительные возможности модуля «Лист нетрудоспособности»

Данные из модуля «Лист нетрудоспособности» позволяют не только сформировать информацию в больничном листе, но и облегчить заполнение связанных с ним отчетных форм. Например, модулем предусмотрена возможность 100%-ной автоматизации:

  • формирования статистических отчетов по экспертизе нетрудоспособности;
  • заполнения бумажного журнала выданных больничных листов.

Сформированная системой отчетность позволяет:

  • наглядно представить текущий уровень заболеваемости в РМИС;
  • получить оперативные данные о выданных листах нетрудоспособности.

Формируемый системой журнал листов нетрудоспособности обладает широким спектром возможностей:

  • быстрого поиска информации (по Ф. И. О. пациента, № листа, дате выдаче, фамилии врача и др.);
  • контроля случаев длительного нахождения пациентов на больничном;
  • экспорта имеющихся в системе данных в документы разного формата (Excel, Word, HTML, текст, Rect);
  • получения разнообразных статотчетов и анализа данных из больничных листов за несколько периодов.

Благодаря модулю «Лист нетрудоспособности» не только сокращается время на оформление больничного, но и:

  • снижаются трудозатраты медперсонала на заполнение и обработку множества бумаг;
  • дается врачам возможность больше времени уделить непосредственно пациенту, а не заполнению документов.

Что нужно сделать работодателям, чтобы их сотрудники могли пользоваться современными медтехнологиями и получать не бумажные, а электронные больничные листы, расскажем в следующем разделе.

Как работодателю наладить взаимодействие с ФСС для применения электронного больничного

Любой работодатель может присоединиться к проекту электронных больничных, несмотря на то, что действие пилотного проекта заканчивается (он продлен до конца 2020 года, но присоединение к нему новых регионов прекращено, постановление Правительства России от 11.12.2017 № 1514). Для этого ему необходимо:

  • заключить соглашение с фондом социального страхования об информационном взаимодействии;
  • зарегистрировать фирму на сайте gosuslugi.ru;
  • открыть личный кабинет на cabinets.fss.ru;
  • получить усиленную электронную подпись.

Для каких целей может использоваться электронная подпись, см. в статье «Какими федеральными законами регулируется порядок использования электронной подписи?».

Через личный кабинет осуществляется обмен информацией о больничных листах с ФСС. Если такой электронный обмен информацией с ФСС работодателя и медучреждения не будет налажен, работники смогут получать только бумажные листы нетрудоспособности.

Порядок информационного взаимодействия медучреждений, отделений ФСС и работодателей утвержден постановлением Правительства РФ от 16.12.2017 № 1567. Он предусматривает:

  • способы и последовательность дистанционного взаимодействия всех участников информационного взаимодействия;
  • требования к техническому оснащению пользователей сведений (системам, каналам связи, безопасности и др.);
  • алгоритмы ведения единой базы данных о страховых случаях.

Взаимодействие работодателя, фонда и медучреждений в информационном процессе не будет иметь смысла, если не учесть еще одно важное звено в цепочке оформления электронного больничного — самого работника (пациента), от которого требуется добровольное письменное согласие на такую передачу данных о нем.

Как организовать сдачу в ФСС электронной отчетности, см. в материале «Как сдать электронную отчетность в ФСС (нюансы)?».

Итоги

Электронный больничный выдается медучреждением пациенту, если между ФСС, работодателем и больницей налажено электронное информационное взаимодействие. При этом пациент должен дать письменное согласие на его получение и обработку его персональных данных. Данные из электронного больничного в ФСС поступают благодаря региональным медицинским информационным системам, объединенным ЕГИСЗ.