Что такое дисперсность налоговой базы (последствия)?

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Дисперсность налоговой базы — выражение, встречающееся как в научной литературе, так и в положениях нормативно-правовых актов. Что оно означает?

 

Что такое дисперсность налоговой базы?

Факторы дисперсности

Низкодисперсные налоги

Среднедисперсные налоги

Высокодисперсные налоги

Последствия дисперсности: разность налоговых баз как фактор бюджетного регулирования

Последствия дисперсности: экономика и социум

 

Что такое дисперсность налоговой базы?

Дисперсность — термин из области физики, а также органической химии. По-английски он звучит как Dispersity и определяется в научной литературе как мера гетерогенности (неоднородности или неравномерности) в аспекте величины молекул либо иных частиц, присутствующих в некотором пространстве. Если молекулы либо частицы имеют относительно малую величину и находятся на большом расстоянии друг от друга, то фиксируется относительно высокая дисперсность.

Применительно к налоговой базе термин «дисперсность», если говорить о положениях федеральных НПА, употребляется в п. 4 ст. 5 постановления Правительства от 15.08.2001 № 584 «О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года».

В указанном источнике права говорится о том, что при увеличении неравномерности или дисперсности размещения налоговой базы уровень налогообложения должен продвигаться вверх по вертикали и становиться всё более централизованным.

Таким образом, под дисперсностью налоговой базы законодатель понимает:

  • неравномерность географического распределения ресурсов, которые становятся факторами формирования той или иной налоговой базы, а также значительную их удаленность друг от друга;
  • разность в денежных показателях налоговых баз (величине выручки, подлежащей налогообложению, размере имущественных активов и т. д.), формирующихся в разных частях страны.

Но какие же ресурсы могут формировать налоговую базу?

Факторы дисперсности

Такими факторами могут быть, например, нефть и газ: в России есть нефтегазоносные районы, сконцентрированные на севере европейской части страны, в Сибири, на Кавказе, Каспии, а есть такие места, где этих ресурсов немного. Получается, что доходы от реализации нефти и газа формируют высокодисперсную налоговую базу. При этом очевидно, что локальные налоговые базы, формирующиеся в отдельных нефтегазоносных районах РФ, будут высокодисперсными также и в денежном выражении: там, где добывается больше природных ресурсов, соответствующая выручка пропорционально больше.

В то же время налоговую базу, формируемую как результат осуществления предпринимательства в ретейле, общепите, гостиничном бизнесе, вполне можно охарактеризовать как низкодисперсную в географическом аспекте, так как соответствующие виды коммерческих действий в принципе одинаково хорошо развиты во всех регионах России. При этом денежное выражение соответствующих налоговых баз может значительно различаться в силу того, что в одних регионах РФ покупательная способность может быть существенно выше, чем в других. Результат — выручка и рентабельность компаний может различаться.

Классификацию дисперсности налоговых баз можно произвести, исходя из их отнесения к какому-либо налогу. Изучим этот подход на примере некоторых распространенных видов соответствующих платежных обязательств.

Низкодисперсные налоги

Налог на доходы физлиц вполне правомерно отнести к числу наименее дисперсных — как в аспекте географического распределения, так и с точки зрения денежных показателей налоговых баз.

Большинство граждан РФ платит НДФЛ — в размере 13% от зарплаты либо, например, со сделок по продаже имущества, подлежащих налогообложению по соответствующей ставке. От уплаты НДФЛ не освобождены и те россияне, которые работают за рубежом – даже уехать от соответствующего налога по закону нельзя (п. 3 ст. 208 НК РФ). При условии, конечно, что они налоговые резиденты, то есть живут в РФ 183 дня в году и более. Нерезиденты, в свою очередь, не платят НДФЛ, если не получают доходов в России (п. 1 ст. 207 НК РФ).

Что касается денежного выражения налоговых баз, как известно, Росстат выводит такой параметр, как средняя зарплата по стране. К формуле его определения у многих экспертов возникают вопросы, но раз уж государство считает применение средней зарплаты оправданным, то условимся, что основания для этого есть. Собственно, тот факт, что Росстат считает правомерным определять «среднюю» зарплату, говорит о том, что дисперсность соответствующей налоговой базы не так высока и в целом отражает среднюю картину по уровню доходов россиян.

Что касается налога на имущество, его также правомерно отнести к низкодисперсным. Количество россиян, имеющих в собственности недвижимость, сопоставимо с количеством граждан РФ, которые работают и платят НДФЛ. По разным данным в РФ сейчас порядка 60 млн частных квартир.

Один из возможных аргументов в пользу тезиса о более высокой дисперсности этого налога в сравнении с НДФЛ — очень большая разница в стоимости жилья между регионами. Как известно, с 2015 года соответствующий налог постепенно начинает выплачиваться (пока что с различными понижающими коэффициентами) по кадастровой стоимости, близкой к рыночной. Поэтому по мере закрепления данного механизма налогообложения и уменьшения коэффициентов дисперсность налога на имущество в аспекте денежных поступлений в бюджет может существенно увеличиваться.

Среднедисперсные налоги

Налоговые режимы, используемые преимущественно малыми предприятиями — УСН, ЕНВД, ПСН, — характеризуются более высокой дисперсностью, чем НДФЛ. Назовем их условно среднедисперсными.

Во-первых, это обусловлено тем, что бизнесом занимается лишь какой-то процент граждан — в среднем в РФ соответствующий показатель составляет, по различным оценкам, порядка 4–5% от населения.

Во-вторых, в России исторически сложились очень разные условия ведения бизнеса в зависимости от конкретного субъекта. Факторов здесь много:

  • ресурсообеспеченность;
  • уровень развитости инфраструктуры;
  • близость рынков сбыта и т. д.

В отдельных регионах РФ покупательная способность исключительно высока и находится на уровне, сопоставимом с развитыми странами, в других — весьма посредственна.

Россия фактически имеет целые пояса «предпринимательского затишья». К таковым, к примеру, можно отнести, если следовать рейтингу предпринимательской активности регионов РФ 2014 года, основанному на данных Росстата, некоторые поволжские территории — Марий Эл, Мордовию, Самарскую область. Здесь ИП среди экономически активного населения составляют примерно 3,6–3,7%. В свою очередь, в Краснодарском крае и Адыгее аналогичный показатель более чем в 2 раза выше.

Стоит обратить внимание также и на то, что даже в Москве этот показатель очень скромный — 3,06%. Ненамного выше он и в Санкт-Петербурге — 3,68%. Но это может быть обусловлено тенденцией к пресыщению и постепенной монополизации отдельных сегментов рынка в двух крупнейших российских городах.

Высокодисперсные налоги

Выше мы отметили, что одним из ресурсов для формирования налоговой базы могут быть полезные ископаемые. В силу их неравномерного распределения по территории РФ вполне ожидаемо охарактеризовать налог НДПИ, связанный с этими ресурсами, как высокодисперсный.

Весьма близким НДПИ по структуре дисперсности может быть водный налог. Несмотря на то что водные ресурсы в России распространены повсеместно, распределение потребителей водных ресурсов, являющихся субъектами уплаты водного налога, можно охарактеризовать как неравномерное. В соответствии с положениями ст. 333.9 НК РФ такой налог должны платить только те, кто осуществляет забор воды, пользование акваториями, использует водные объекты в рамках гидроэнергетических проектов, а также с целью сплава древесины.

На деле же относительно немного российских фирм и физлиц занимаются отмеченной деятельностью: забор воды осуществляют главным образом крупные промышленные предприятия, ГЭС строится на больших реках, судоходство развито в РФ не повсеместно, а сплав древесины и вовсе довольно редкое явление. Всё это предопределяет формирование высокодисперсной налоговой базы.

Подробнее о водном налоге читайте в статье «Водный налог: налоговая база, плательщики, ставки».

В связи с чем правомерно отнести налог на прибыль к высокодисперсным? Ведь выше мы классифицировали близкие к нему по смыслу налоги — УСН, ЕНВД, ПСН — иначе. Однако налог на прибыль платят в основном не малые компании, а средние и крупные предприятия. И их в количественном выражении гораздо меньше, чем, например, ИП.

По данным Росстата, сейчас в Российской Федерации порядка 55 тысяч средних и крупных компаний, а вот количество ИП — около 4 миллионов. Естественно, что дисперсность, как в аспекте географического распределения плательщиков налога на прибыль, так и в аспекте денежного выражения налоговой базы, формируемой соответствующими предприятиями, будет выше, чем при рассмотрении компаний, являющихся плательщиками УСН, ЕНВД и ПСН.

Подробнее о налоге на прибыль читайте в статье «Что является объектом налогообложения по налогу на прибыль?».

Последствия дисперсности: неравномерность налогов как фактор бюджетного регулирования

Дисперсность налоговой базы, наблюдающаяся в России в отношении ресурсов, которые формируют соответствующую базу, предопределяет возникновение ряда последствий. Прежде всего, этот фактор влияет на определение приоритетов государства в законодательном регулировании сбора налогов и перечисления их на уровень тех или иных бюджетов.

Если проанализировать положения Бюджетного кодекса РФ, то можно проследить, что те налоги, которые мы классифицировали как низкодисперсные и среднедисперсные, как правило, концентрируются на уровне региональных и местных бюджетов.

Так, например, НДФЛ, несмотря на то что является федеральным налогом, должен отчисляться по нормативу 85% в бюджеты субъектов РФ (п. 2 ст. 56 БК РФ). Остальные 15% могут распределяться тем или иным образом по местным бюджетам. Например, все 15% могут быть зачислены в казну городского округа (п. 2 ст. 61.2 БК РФ).

Аналогично федеральный УСН на 100% зачисляется в казну субъекта РФ (п. 2 ст. 56 БК РФ), ЕНВД и ПСН могут зачисляться, в частности, в бюджет муниципального района (п. 2 ст. 61.1 БК РФ).

Низкодисперсный налог на имущество зачисляется полностью в местные бюджеты — об этом свидетельствуют положения п. 1 ст. 61, п. 1 ст. 61.1 и иных статей БК РФ, регламентирующих распределение соответствующего налога.

В свою очередь, НДПИ, а также водный налог, как высокодисперсные, полностью зачисляются в федеральный бюджет (ст. 50 БК РФ).

Особый случай — налог на прибыль. Он делится на 2 части:

  • 2% от него должны зачисляться в федеральный бюджет;
  • 18% — в региональный.

Таким образом, высокая дисперсность этого налога, с одной стороны, предопределяет необходимость концентрации некоторой части соответствующих платежей на федеральном уровне, с другой — основной объем поступлений остается в регионах.

В данном случае мы можем наблюдать пример отражения в законодательстве лишь относительно высокой дисперсности налога на прибыль — при сопоставлении такового с УСН, ЕНВД и ПСН. Законодатель рассматривает абсолютную дисперсность этого налога как в достаточной мере приемлемую, чтобы порядка 89% от него оставлять в регионах и только около 11% переводить на федеральный уровень.

Таким образом, в правовой системе РФ реализуется механизм, в целом соответствующий положениям постановления Правительства № 584, которые предполагалось реализовать еще к 2005 году. Чем выше дисперсность налоговой базы, тем более высоким становится уровень распоряжения доходами от соответствующих налогов.

Последствия дисперсности: экономика и социум

Дисперсность налоговой базы — фактор, который может также иметь последствия социально-экономического характера. Сущность их вполне очевидна: при высокой дисперсности ресурсов, предопределяющих формирование налоговой базы, в России формируются регионы, передовые в аспекте валовых экономических показателей, а также те, что существенно уступают им.

Задача государства — различными способами содействовать выравниванию ключевых социально-экономических показателей в субъектах РФ. Основными методами здесь выступает предоставление тем регионам, где наблюдается дефицит ресурсов, формирующих налоговую базу, субвенций, дотаций, трансфертов. При этом основной финансовый источник таковых — налоговые поступления федерального бюджета.

Если изучить структуру доходности федерального бюджета России, то можно увидеть, что рассмотренный нами выше НДПИ приносит более 20% выручки, попадающей в распоряжение Правительства РФ. Этот налог имеет крупнейшую долю среди остальных сборов, формирующих доходы федерального бюджета.

Таким образом, государство, концентрируя высокодисперсный НДПИ, использует его как один из ресурсов для последующего выравнивания социально-экономических показателей регионов посредством, в частности, направления субвенций и дотаций в субъекты РФ.

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения