Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Как и где получить электронную подпись для онлайн-касс

Электронная подпись для онлайн-касс — необходимое условие работы на этих устройствах. Разберемся, что она собой представляет и как ее получить.

С 01.01.2022 введены (c 01.01.2023 года фактически применяются) новые правила выдачи усиленной ЭП юрлицу и порядок подписания документов квалифицированной ЭП физлица, являющегося представителем юрлица.

Подробнее о действующих правилах вы можете узнать в Готовом решении от «КонсультантПлюс», получив бесплатный пробный доступ к системе. 

Зачем онлайн-кассам нужна ЭЦП

В настоящее время повсеместно в РФ действуют кассовые аппараты принципиально нового типа — онлайн-кассы, характеризующиеся не только более высокой степенью защиты данных, формируемых в них, но и наличием постоянного электронного взаимодействия с ИФНС.

Такое взаимодействие позволяет дистанционно осуществлять следующие операции в отношении кассовых аппаратов нового типа:

  • их регистрацию;
  • перерегистрацию, связанную с изменением регистрационных данных или с заменой фискального накопителя;
  • передачу всех сформированных в нем фискальных данных в ИФНС;
  • снятие с учета;
  • обмен информацией с ИФНС.

Подробнее о назначении онлайн-касс читайте здесь.

Процедура электронного взаимодействия с ИФНС налогоплательщикам знакома по системам электронной сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности (ТКС). Она предполагает передачу сведений в налоговый орган через уполномоченного оператора. Для онлайн-касс такой оператор называется оператором фискальных данных. Наличие договора с ним является обязательным условием эксплуатации онлайн-кассы.

Реестр операторов фискальных данных ищите здесь.

Важно, чтобы фискальные данные передавались в ОФД своевременно.

Для осуществления электронного взаимодействия отправителю информации нужно располагать электронной цифровой подписью (ЭЦП). Соответственно, возникает необходимость и в электронной подписи для онлайн-касс. Причем потребуется она уже в момент первого контакта с ИФНС по кассе — при первичном внесении данных о ККТ в личном кабинете на сайте налоговой службы для постановки аппарата на учет.

Следующими шагами в использовании ЭЦП станут завершение процедуры регистрации в ИФНС и регистрация у выбранного оператора фискальных данных. Таким оператором может стать и тот, через которого осуществляется электронная сдача бухгалтерской и налоговой отчетности, но в качестве подобного клиента у оператора придется зарегистрироваться дополнительно и оплатить ему услуги, оказываемые оператором фискальных данных.

Эксперты КонсультантПлюс подробно рассказали о порядке регистрации ККТ в ФНС. Получите пробный доступ к публикации на данную тему бесплатно.

Электронная подпись — что это такое и ее виды

ЭЦП — это зашифрованная электронным способом информация (сертификат или ключ), идентифицирующая определенное должностное или физическое лицо. Привязка ее к какому-либо электронному документу равнозначна заверению этого документа подписью соответствующего лица. Существует электронная подпись в виде ее записи на электронном носителе. Срок ее действия обычно устанавливается равным 1 году.

ВАЖНО! «КонсультантПлюс» предупреждает
Электронная подпись организации по умолчанию выдается ее руководителю, но иногда требуется, чтобы документы от имени организации подписывало другое лицо, например бухгалтер.

В этих целях:

  • до 31.08.2024 года — возможно применение ЭЦП юрлица, в которой отражено, что ее может использовать в том числе управомоченное физлицо, не являющееся руководителем (ч. 2.4 ст. 3 Закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ);
  • начиная с 31.08.2024 года — в установленном порядке оформляется доверенность.

Подробнее о применении доверенности в рассматриваемой ситуации читайте в экспертной публикации, размещенной в системе КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к ней бесплатно.

Различают несколько видов электронной подписи:

  • простая;
  • усиленная неквалифицированная;
  • усиленная квалифицированная.

Узнайте о том, какая ЭЦП подойдет для юридического лица. 

Наиболее надежной (наиболее защищенной) является усиленная квалифицированная ЭЦП, и именно она используется для осуществления электронного обмена данными с ИФНС. Формированием таких подписей занимаются специальные учреждения — удостоверяющие центры.

Ключевые отличия электронных подписей подробно рассмотрены в «КонсультантПлюс». Получите пробный бесплатный доступ к системе и переходите в Путеводитель.

По уровню защиты информации усиленная квалифицированная ЭЦП, применяемая для подачи в ИФНС электронной бухгалтерской и налоговой отчетности, удовлетворяет тем требованиям, которые необходимы для электронной подписи документов, имеющих отношение к онлайн-кассам. Поэтому налогоплательщикам, сдающим отчетность электронно, нет необходимости получать еще одну аналогичную ЭЦП для работы с онлайн-кассами. Для этой цели подойдет уже имеющаяся подпись.

Подробнее о подписи, применяемой при сдаче электронной отчетности, читайте в материале «Усиленная квалифицированная электронная подпись — что это такое».

Как получить электронную подпись для онлайн-касс

Если оформление электронной подписи оказывается нужным, то налогоплательщику следует обратиться:

  • в ФНС — за оформлением бесплатной ЭЦП (на ИП, на руководителя юрлица);
  • в любой из аккредитованных удостоверяющих центров (полный список их есть на сайте Минцифры) для оформления ЭЦП на коммерческой основе (ориентировочно — 3000 рублей) — на физлицо (сотрудника организации).

Возможность оформить бесплатную ЭЦП в ФНС действует с 01.07.2021. Узнайте больше о данной процедуре.

При обращении в коммерческий УЦ заявку на изготовление подписи, как правило, можно подать по телефону или лично, а также через сайт соответствующего учреждения.

При обращении нужно будет заполнить заявку на создание ЭЦП:

  • на бумаге, если обращение делается не через сайт;
  • электронно, если она оформляется на сайте.

Одновременно с заявкой в удостоверяющий центр потребуется предоставить копии (сканы) документов, подтверждающих указанные в заявке сведения о налогоплательщике.

После принятия заявки удостоверяющий центр выставит счет на оплату услуг по изготовлению ключа (сертификата проверки) ЭЦП. Получить готовый ключ можно будет после оплаты счета. Сделать это сможет:

  • лично то лицо, в отношении которого оформлен ключ подписи;
  • его представитель по доверенности.

Узнайте больше об оформлении доверенности на получение ЭЦП для юрлица.

Для получения нужно будет предъявить в удостоверяющем центре платежный документ и оригиналы (заверенные копии) документов, содержащих отраженные в заявке сведения о налогоплательщике.

Существует установленный порядок продления ЭЦП для ФНС онлайн. Подробнее читайте в статье «ФНС напоминает про онлайн продление электронных подписей».

Итоги

Онлайн-кассы предусматривают необходимость осуществления постоянного электронного обмена данными с налоговым органом. Такой обмен требует наличия у налогоплательщика электронной цифровой подписи надлежащего уровня.

Этому уровню соответствует ЭЦП, применяемая для отправки в ИФНС бухгалтерской и налоговой отчетности, поэтому при ее наличии дополнительно обзаводиться подобной подписью не потребуется. Оформить электронную подпись, если ее у налогоплательщика нет, можно через ФНС, у доверенного лица ведомства (если подпись нужна ИП, руководителю юрлица) или любой аккредитованный удостоверяющий центр (для физлица).

 

Добавить в закладки
Ваши вопросы
5 октября 2022 15:54
Постоянная ссылка
Это отличная услуга ,все делается очень быстро без долгого стояния в очереди и, самое крутое, что сейчас это бесплатно
Ответить
16 июня 2019 07:01
Постоянная ссылка
Здравствуйте! Хочу приобрести онлайн-кассу в сервисном центре. В этом центре мне предлагают сделать электронную подпись. Может ли центр по продаже онлайн-касс осуществлять такое? Могу ли я сама, после приобретения у них кассы сделать в ФНС электронную подпись? Покупка кассы будет осуществлять в другом городе, не по месту работы, могут ли они зарегистрировать меня в ФНС другого города? Спасибо!
Ответить
Ваш вопрос
Отправить