Разработка проектов нормативов образования отходов

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Разработка проектов нормативов образования отходов — обязанность всех крупных производств, образующих отходы. Изучим то, каким образом она должна выполняться.

 

Что представляют собой нормативы негативного воздействия на окружающую среду?

Отчетность по размещению отходов малых и средних предприятий

Отсутствие нормативов: правовые последствия

Разработка проекта нормативов: федеральные НПА

Порядок разработки нормативов от Минприроды РФ: основные нормы

Разработка проекта нормативов: Методические указания Минприроды РФ

Проект нормативов: структура документа

Итоги

 

Что представляют собой нормативы негативного воздействия на окружающую среду?

Под нормативами негативного воздействия на экологию понимаются подлежащие соблюдению предельные показатели объема или массы размещаемых отходов, которые образуются в рамках производственных процессов на предприятиях РФ в течение года. Под отходами в данном случае признаются остатки химических веществ, используемых в качестве сырья, различные типы некондиционной продукции, мусор, то есть всё то, что формируется при выпуске тех или иных промышленных товаров.

Фирма обязуется составлять проекты нормативов, о которых идет речь, если выступает как субъект, осуществляющий негативное воздействие на окружающую среду по причине образования отходов, например в виде промышленного мусора. Компания может заключить договор со сторонней организацией на утилизацию или вывоз отходов и в этом случае не должна будет уплачивать сбор «за грязь», следовательно, составлять проект нормативов образования отходов. Главное, чтобы право собственности на отходы по договору переходило к компании, предоставляющей соответствующие услуги (письмо Ростехнадзора от 28.10.2008 № 14-67/6011).

Нормативы размещения отходов утверждаются:

  • Росприроднадзором — если фирма ведет деятельность на территории федерального подчинения (п. 5 ст. 18 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ);
  • органами власти субъекта РФ — если фирма ведет деятельность на территории регионального подчинения (п. 6 ст. 18 закона № 89-ФЗ).

Данные нормативы утверждаются для каждой фирмы индивидуально — исходя из специфики деятельности. Для того чтобы их получить, предприятию необходимо предоставить в Росприроднадзор собственный (или заказанный в специализированной фирме) проект нормативов образования отходов и лимитов их размещения (или ПНООЛР) — комплект документов, обосновывающих перед Росприроднадзором показатели объема образующихся на предприятиях вредных для экологии веществ. Ведомство, используя данные ПНООЛР, утверждает на их основе нормативы.

Обязанность по утверждению нормативов и, соответственно, составлению ПНООЛР установлена для предприятий крупного бизнеса, то есть не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Отчетность по размещению отходов малых и средних предприятий

ИП и юрлица, относящиеся к субъектам малого и среднего бизнеса, вместо утверждения нормативов и разработки проектов нормативов образования отходов имеют другие обязательства:

  • направляют отчет об осуществлении деятельности, сопровождающейся образованием отходов производства, а также проведении работы, направленной на обезвреживание выбросов в Росприроднадзор, если промышленный объект расположен на территории федерального подчинения;
  • направляют отчет аналогичного назначения в региональный орган надзора, если бизнес ведется на территории, подчиненной властям субъекта РФ.

В случае если бизнес ведется на федеральной территории, отчетность предоставляется в соответствии с положениями приказа Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30. Для региональных территорий определяются нормы отчетности на уровне нормативных актов субъектов РФ.

Отсутствие нормативов: правовые последствия

В случае отсутствия у предприятия нормативов образования отходов (а если это малый или средний бизнес, то в случае непредставления отчетности по отходам) Росприроднадзор может наложить штраф на основании ст. 8.2 КоАП РФ в размере до 50 000 руб. для ИП и 250 000 руб. — для юрлиц, а также приостановить деятельность компании на 90 дней. Если фирма нарушит нормативы выбросов отходов и лимитов на их размещение, то ее хозяйственная деятельность может быть ограничена, приостановлена либо прекращена (п. 9 ст. 18 закона № 89-ФЗ).

При отсутствии у фирмы нормативов плата за отходы будет составлять величину, в 5 раз превышающую государственные лимиты (пп. 5, 6 Порядка, установленного постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632).

Раз в 5 лет предприятию необходимо обновлять (подтверждать) нормативы негативного воздействия на экологию и лимитов размещения отходов и предоставлять таким образом в Росприроднадзор новые ПНООЛР. Кроме того, ежегодно компания должна отчитываться перед ведомством об обращении с производственными отходами. Если этого не делать, нормативы, утвержденные для фирмы, могут быть аннулированы и вместо них придется составлять новые во избежание начислений за размещение отходов в размере, в 5 раз превышающем лимиты.

Разработка проекта нормативов: федеральные НПА

Если фирма работает на территории федерального подчинения, то при разработке ПНООРЛ она должна применять положения, которые содержатся:

  • в Порядке разработки и утверждения нормативов отходов и лимитов, который введен приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 № 50;
  • в Методических указаниях, утвержденных приказом Минприроды РФ от 05.08.2014 № 349.

Изучим ключевые положения указанных НПА подробнее.

Порядок разработки нормативов от Минприроды РФ: основные нормы

Положения данного НПА обязательны к рассмотрению ИП и юрлицами, не являющимися субъектами малого бизнеса и осуществляющими выбросы вредных отходов в окружающую среду.

Как мы отметили в начале статьи, нормативы по выбросам отходов разрабатываются государством. Но поскольку в их получении заинтересованы бизнесы, они обязаны содействовать получению соответствующих нормативов.

Это предполагает предоставление фирмами в Росприроднадзор следующих документов:

  • заявления об утверждении нормативов (подп. «а» п. 7 Порядка, утвержденного приказом № 50);
  • разработанного ПНООРЛ (подп. «б» п. 7 Порядка).

Если в указанных документах обнаруживаются неточности, ведомство в течение 5 дней по почте уведомляет фирму о необходимости устранения недоработок в течение 10 дней. В случае игнорирования данного уведомления Росприроднадзор возвращает компании поданные документы без утверждения нормативов.

Но если с комплектом документов всё в порядке, в течение 30 дней после их сдачи ведомство принимает решение об утверждении нормативов для фирмы (с последующим составлением документа об их утверждении) или об обоснованном отказе в их утверждении. Основания для принятия второго решения перечислены в п. 11 Порядка.

Как мы отметили выше, утвержденные для фирмы нормативы действуют в течение 5 лет, если она ежегодно направляет в Росприроднадзор отчет об обращении с отходами. Документ об утверждении нормативов должен быть переоформлен в случаях, указанных в п. 14 Порядка (при изменении сведений о размещающем отходы лице или изменении сведений об объекте размещения отходов). Для осуществления данной процедуры необходимо предоставить в Росприроднадзор заявление по установленной форме, а также оригинал ранее выданного документа о пользовании нормативами.

При необходимости в Росприроднадзоре можно оформить дубликат документа — в соответствии с нормами, установленными в п. 17 Порядка.

Разработка проекта нормативов: Методические указания Минприроды РФ

Разработка проекта нормативов образования отходов характеризуется исключительно высокой трудоемкостью и необходимостью учета большого количества нюансов. Если говорить об универсальных нормах Методических указаний, утвержденных приказом № 349, следует обратить внимание на следующее.

ПНООРЛ — документ, в котором должны быть, как мы отметили выше, приведены основания для утверждения Росприроднадзором объемов выбросов для конкретного предприятия. Соответствующие объемы, предлагаемые ведомству в целях принятия в качестве основы для нормативов, должны быть указаны в тоннах за год (п. 9 Методических указаний).

Норматив отходов, фиксируемый в ПНООРЛ, должен соответствовать количеству того или иного типа отходов, образующихся при выпуске единицы продукции. Она может быть расчетной и представлять собой:

  • собственно единицу товара, сырья (если речь идет об отходах производства);
  • единицу расстояния (для отходов, образующихся в процессе обслуживания транспорта);
  • единицу площади (для мусора при уборке территории);
  • человека (для отходов, которые появляются в жилых помещениях);
  • единицу места (если речь идет об образовании отходов в гостиницах, столовых, иных сервисных точках, учреждениях).

В соответствии с п. 10 Методических рекомендаций рассматриваемые нормативы могут определяться посредством применения таких методов, как:

  • исчисление по материальному и сырьевому балансам;
  • исчисление с учетом отраслевых нормативов отходов;
  • расчетно-аналитический подход;
  • экспериментальный подход;
  • статистический подход.

ПНООРЛ предоставляется в Росприроднадзор в электронном и бумажном вариантах (п. 16 Методических указаний). Структура документа определена в положениях п. 17 Методических указаний. В пп. 18–28 соответствующего НПА содержатся требования к конкретным разделам проекта разработки нормативов. Изучим их специфику подробнее.

Проект нормативов: структура документа

Структура соответствующего проекта в соответствии с Методическими рекомендациями должна быть представлена следующими основными элементами:

1. Титульный лист (по приложению № 6 к Методическим рекомендациям).

2. Общие сведения о фирме (содержание этого раздела регламентируется п. 18 Методических рекомендаций).

3. Раздел о деятельности фирмы (п. 19).

4. Раздел о расчетах и обосновании предлагаемых Росприроднадзору нормативов размещения фирмой отходов в течение года (п. 20).

5. Группа разделов со сведениями о:

  • предлагаемом формировании отходов (п. 21);
  • местах накопления отходов (п. 22);
  • схемах передачи отходов другим фирмам в тех или иных целях (п. 23);
  • схемах использования либо обезвреживания отходов (п. 24);
  • схемах самостоятельного размещения отходов фирмой (п. 25).

6. Раздел о предложениях в отношении лимитов размещения отходов в течение года (п. 26).

7. Перечень использованных при составлении проекта источников (п. 27).

8. Приложения к проекту нормативов по отходам (п. 28).

Итоги

Российские ИП и юрлица, занимающиеся вредной для экологии деятельностью и не относящиеся к субъектам малого бизнеса, обязаны обеспечивать соответствие размещения отходов нормативам, которые утверждаются Росприроднадзором. Для того чтобы получить данные нормативы, фирме необходимо осуществить разработку проекта нормативов образования отходов и направить его в установленном порядке в ведомство. Каждые 5 лет нормативы должны утверждаться заново, при условии что компания будет каждый год отчитываться в Росприроднадзор об обращении с отходами.

Ознакомиться с иными нормами права, регулирующими обязательства российских фирм в области защиты экологии, вы можете в статьях:

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения