Затраты на ремонт основных средств представляют собой расходы на обеспечение их рабочего состояния и устранение неисправностей. В целях проверки правильности и законности учета данных операций проводится аудит затрат на ремонт ОС. Главной задачей такого аудита является контроль за отражением расходов на ремонт основных средств в БУ и НУ. Поговорим об этом в нашей статье.
Аудит затрат на ремонт основных средств
Существует два варианта восстановления объектов ОС — ремонт либо модернизация (реконструкция). Так как отражение этих процессов на счетах БУ и НУ существенно отличается друг от друга, важно не путать данные понятия.
В связи с этим одной из первостепенных задач аудита затрат на ремонт основных средств выступает выявление сумм расходов, которые под видом ремонта зданий и сооружений скрывают затраты на новое строительство или реконструкцию.
Аудитор должен помнить, что к затратам на ремонт основных средств относятся только расходы на те мероприятия, которые не меняют назначение и свойства объекта ОС. В противном случае такое изменение отражается в учете как модернизация (реконструкция).
В целях выявления нарушений проверяющий может использовать различные методы аудита, в частности, проводить исследование документов, подтверждающих достоверность ремонта:
1. Приказ на проведение ремонта — документ, отражающий информацию о сроках и способах выполнения работ.
2. Сметная документация, которая должна соответствовать действующим ценам. Необходимо тщательно проверить, не завышена ли величина затрат на ремонт. Сметы на капитальный ремонт зданий и сооружений должны составляться на основании актов технического осмотра, их утверждает руководитель организации.
3. Дефектная ведомость — это документ, который содержит данные о перечне дефектов, расходных материалах, объеме проводимых работ и прочие подобные сведения. Ошибки в данном документе могут привести к искажению сведений сметы, что, в свою очередь, влияет на сроки и расходы по ремонтным работам.
4. Инвентарная карточка — проверяется наличие и правильность записей о ремонте в разделе 6.
5. Акт о приемке объекта из ремонта — заполняется документ по форме ОС-3 либо по самостоятельно разработанной форме. Проверяется правильность и полнота заполнения реквизитов, а также соответствие данных из акта другим документам по ремонту ОС.
Посмотреть, как правильно заполнять акт, можно здесь: «Унифицированная форма № ОС-3 — бланк и образец».
6. Договор на проведение ремонтных работ — необходимо выявить, не была ли превышена стоимость ремонта, указанная в договоре.
7. Накладная на внутреннее перемещение ОС — данный документ актуален для работ, осуществляемых в ремонтной мастерской.
Если объект ОС ремонтировался хозяйственным способом, аудитора могут заинтересовать также документы по учету операций расхода материальных ценностей и по расчетам с персоналом по оплате труда. Если ремонт осуществляется силами подрядной организации, то для подтверждения стоимости ремонтных работ используют платежные поручения.
Кроме использования документального метода, целесообразно произвести и другие процедуры, относящиеся к аудиту затрат на ремонт основных средств: опросить работников, сверить документацию с поставщиками, провести выборочную проверку качества выполненных работ, проанализировать окупаемость затрат на ремонт.
Учет расходов на ремонт основных средств в БУ
До 2011 года предприятия могли создавать в БУ резерв на ремонт основных средств. В настоящее время такая возможность исключена, поэтому организации все расходы по ремонту ОС относят на счета учета издержек. В зависимости от того, кто проводит ремонтные работы — ремонтный цех предприятия или сторонняя фирма, учет затрат будет вестись с использованием разных счетов.
Ремонт ОС хозяйственным способом |
Ремонт ОС с помощью подрядчика |
||
Проводка |
Содержание проводки |
Проводка |
Содержание проводки |
Дт 23 Кт 10,70,69 |
Учтены затраты на ремонт |
Дт 20 (23,25,26,29,44) Кт 60 |
Начислено подрядчику за ремонт |
Дт 20 (25,26,29,44) Кт 23 |
Затраты отнесены на накладные расходы |
Дт 19 Кт 60 |
НДС за ремонтные работы |
Возможна ситуация, когда ремонтного цеха на предприятии нет, но организация все равно осуществляет устранение неисправностей в объектах ОС своими силами. Тогда расходы списываются сразу на счета 20, 25 и т. д., без использования счета 23:
Дт 20 (25,26,29,44) Кт 10,70,69.
Налоговый учет расходов на ремонт ОС: как признаются и учитываются затраты
Документом, регламентирующим налоговый учет затрат на ремонт основных средств, является Налоговый кодекс. В частности, пп. 1 и 3 ст. 260 дозволяют два способа учета таких расходов в целях налогообложения:
- предприятия включают их в расходы после окончания ремонта;
- организации формируют ремонтный резерв, опираясь при этом на ст. 324.
Создание резерва предполагает, что ежемесячно в него будут поступать одинаковые суммы отчислений. Чтобы установить их размер, используют понятия совокупной стоимости ОС и нормативов отчислений.
Путем суммирования стоимости всех основных средств на начало налогового периода определяется их совокупная стоимость. При определении нормативов отчислений необходимо выявить лимит отчислений с учетом частоты, периодичности и стоимости производимых ремонтных работ. Кроме того, максимальная величина резерва не должна превышать средний размер затрат на ремонт ОС за последние 3 года. Исключение составляет дорогостоящий капитальный ремонт ОС — в этом случае возможно увеличение лимита отчислений.
В процессе списания затрат за счет резерва может образоваться две ситуации:
1. Сумма ремонтного резерва оказалась недостаточной — затраты на ремонт ее превысили. В таком случае разницу относят к прочим расходам.
2. Наоборот, величина резерва оказалась больше затрат — его остаток учитывают в прочих доходах.
Таким образом, предприятия могут самостоятельно решать: создавать резерв на ремонт ОС в налоговом учете или нет. Свой выбор нужно закрепить в учетной политике. Однако практика показывает, что фирмы чаще выбирают в НУ тот же способ отнесения затрат на ремонт, что и в БУ, чтобы не возникало расхождений между этими двумя видами учета.
Подробнее о создании резерва читайте в статье «Создание резерва на ремонт основных средств (нюансы)».
Итоги
При учете затрат на ремонт ОС необходимо помнить, что не все процедуры по их улучшению являются ремонтом. Те процессы, которые приводят к полному изменению назначения и свойств объекта, относят к модернизации (реконструкции) и в составе расходов на ремонт не учитывают. Законодательством не предусмотрено формирование ремонтного резерва в бухучете. Налоговый учет позволяет его создать, но это приведет к определенным неудобствам в виде разниц между БУ и НУ.