Регистры учета основных средств (ОС), формируемые в бухучете, подчиняются общим правилам их оформления. Однако особенности применения этих правил могут зависеть от ряда факторов. Рассмотрим это.
Требования к бухгалтерским регистрам ОС
Оформление регистров учета ОС происходит с соблюдением единых требований к созданию этих документов. Бухгалтерские регистры — это сводные формы отображения данных бухгалтерского учета, сформированные на основании сведений, содержащихся в первичных документах (п. 19 приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н). Как правило, они формируются так, чтобы каждый из них отражал группу однородных сведений, попадающих на определенный счет бухучета (например, об ОС, о капитальных вложениях, о запасах или о расчетах). Применение этого документа обязательно для всех лиц, ведущих бухучет в России (ст. 2 закона РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Основополагающие требования к регистрам содержит ст. 10 этого же закона:
- Данные, включаемые в них, должны быть показаны в учете своевременно (п. 1) без каких-либо искажений (п. 2).
- Сведения в регистрах отражают способом двойной записи, если законодательно не установлена возможность применения иного способа (п. 3).
- При наличии обязательных для этого документа реквизитов (п. 4) формы применяемых регистров разрабатывает и утверждает само лицо, в котором ведется бухучет (п. 5), прилагая их к своей учетной политике. Исключением являются организации госсектора, обязанные применять формы, утвержденные для них приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н.
- Регистры могут существовать как на бумаге, так и в электронном виде (п. 6). Для передачи их по запросам других лиц электронный документ переносится на бумажный носитель (п. 7). При этом исправления в них, не согласованные с лицом, отвечающим за ведение регистров, не допускаются (п. 8).
- По своему смыслу регистр равнозначен документу бухучета (п. 9).
К обязательным для регистра реквизитам отнесены:
- наименования регистра и лица, в котором используется этот регистр;
- период, за который составляется регистр, или даты его начала/окончания;
- принцип формирования: хронологический или системный;
- количественные показатели учета с указанием единиц, в которых они выражены;
- подписи ответственных лиц, содержащие их расшифровку и указание на должность.
Все эти правила имеют непосредственное отношение и к регистрам учета ОС.
Подробнее о существующих видах регистров бухучета и их применении для определенных учетных данных читайте в материале «Учетные регистры бухгалтерского учета (формы, образцы)».
Влияние формы учета на регистры ОС
Изложенные выше принципы формирования бухгалтерских регистров действительны для всех лиц, осуществляющих бухучет, но для части из них, а именно для СМП, НКО и участников проекта «Сколково», допустимой является возможность ведения учета упрощенными способами (п. 4 ст. 6 закона РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Упрощение учета может идти по пути (п. 4.1 информации Минфина России № ПЗ-3/2015):
- Упрощения регистров и сокращения их количества. Рекомендуемые формы таких регистров приведены в приложениях 2–11 к приказу Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н.
- Отказа от применения регистров. В этом случае их заменит один документ — книга учета фактов хозяйственной деятельности, форма которой приведена в приложении 1 к приказу Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н. Микропредприятиям предоставлена возможность вести эту книгу без применения способа двойной записи (п. 2.1 информации Минфина России № ПЗ-3/2015).
В части ОС упрощенный регистр предусматривает объединение в одном документе информации о каждом основном средстве и об относящейся к нему амортизации.
Данные об ОС, попадающие в регистры
Основные средства — это учетная единица, в отношении которой в бухгалтерский учет заносится несравнимо большее количество сведений, чем по всем иным единицам учета:
- способ поступления;
- данные производителя, дата выпуска и данные паспорта;
- инвентарный номер;
- группа учета, к которой средство относится;
- дата принятия к учету (ввода в эксплуатацию);
- место эксплуатации;
- материально ответственное лицо;
- начальная стоимость;
- амортизационная группа;
- параметры начисления амортизации;
- изменение стоимости при модернизации (реконструкции);
- результаты переоценки (коэффициент и получившаяся стоимость);
- данные о консервации;
- сведения о перемещениях между подразделениями;
- данные о сдаче или получении в аренду;
- информация о выбытии с указанием остаточной стоимости на его дату.
В отношении большинства из этих данных может возникнуть потребность создания соответствующего учетного регистра. Это требует широких возможностей в формировании регистров учета, относящихся к ОС, позволяющих создавать регистры с акцентом на определенные параметры. В наибольшей степени этим задачам отвечает автоматизированный учет, который при внесении полной информации по основному средству и правильном ее указании дает возможность формировать самые разнообразные отчеты, включающие нужный набор сведений за определенный период времени, благодаря имеющейся в наличии функции отбора по заданным параметрам.
Основные регистры ОС
Основными бухгалтерскими учетными регистрами ОС являются:
- инвентарная карточка, в которую попадают все сведения об объекте или группе объектов;
- оборотно-сальдовая ведомость.
Именно эти 2 документа приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н обязывает применять в организациях госсектора для учета ОС. Так же, по принципу оборотно-сальдовой ведомости, создан упрощенный регистр учета ОС и их амортизации (форма В-1), приведенный в приложении 2 к приказу Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н.
Прочие лица, использующие обычную форму учета, оборотно-сальдовые ведомости, касающиеся ОС, формируют по 2 счетам: 01, что дает информацию о наличии и движении самих ОС с указанием их учетной стоимости, и 02, на котором отражаются данные о начисленной амортизации. В качестве инвентарной карточки они, имея право на самостоятельную разработку такого документа, чаще всего используют те формы, что утверждены постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7:
- ОС-6 — для одного объекта;
- ОС-6а — для группы объектов;
- ОС-6б (инвентарная книга) — для всех объектов подразделения или всего юрлица (ИП).
Подробнее об этих формах читайте в статьях:
- «Унифицированная форма № ОС-6 — бланк и образец»;
- «Унифицированная форма № ОС-6а — бланк и образец»;
- «Унифицированная форма № ОС-6б — бланк и образец».
Прочие регистры ОС
Кроме того, удобным в использовании оказывается ряд дополнительных регистров, дающих возможность более наглядного получения какой-либо определенной учетной информации об ОС. Например, программа 1С предусматривает формирование:
- сводной оборотно-сальдовой ведомости, из которой легко определяются данные для расчета налога на имущество;
- анализа счета, показывающего обороты по нему в соотношении с корреспондирующими счетами за период;
- карточки счета, в которой в хронологической последовательности с указанием корреспонденций счетов отражаются все операции по счету;
- отчета по проводкам, дающего возможность сделать отбор проводок, имеющих заданные критерии;
- анализа субконто, позволяющего в одном отчете увидеть данные, относящиеся к одной учетной единице, но учитываемые на разных счетах бухучета;
- оборотов между субконто, в котором можно увидеть обороты между выбранными для его построения субконто;
- карточки субконто, сформированной аналогично карточке счета, но по субконто;
- справки-расчета, показывающей суммы начисленной амортизации по каждому из объектов за период;
- ведомости амортизации ОС, в которой отражаются все составные части, влияющие на балансовую стоимость каждого ОС.
Итоги
Регистры учета ОС формируются по тем же правилам, что и все прочие бухгалтерские регистры, и имеют 2 основные формы (инвентарная карточка и оборотно-сальдовая ведомость), существующие в разных вариантах. Для более удобной работы с учетной информацией применяют также и иные отчеты, каждый из которых позволяет эффективно решить какую-то определенную задачу.
унитаз входит ли в осноные средства?