Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Страховые взносы в ИФНС с 2017 года

Страховые взносы в ИФНС с 2017 года уплачиваются ИП и юрлицами по новым КБК, а также при предоставлении новых форм отчетности. Рассмотрим специфику реализации налоговиками полномочий по администрированию страховых платежей подробнее.

 

 

Федеральная налоговая служба как администратор страховых платежей: основные задачи

С 01.01.2017 ФНС РФ занимается администрированием большей части страховых платежей — всех, кроме взносов на травматизм, которые остались в ведении ФСС. Главным фактором, предопределившим реформу в системе администрирования страховых платежей, эксперты называют не самый высокий уровень собираемости взносов фондами, которые ранее за них отвечали, — ПФР (отвечал также за сбор платежей для ФФОМС) и ФСС (в части взносов по больничным и декретным).

Отметим, что ФНС уже имеет опыт сборов подобных платежей. С 2001 по 2009 год ведомство администрировало единый социальный налог (ЕСН), позднее замененный взносами в ПФР, ФСС и ФФОМС. Примечательно, что до 2001 года за сбор взносов также отвечали внебюджетные фонды.

Процедура взаимодействия нового администратора соответствующих взносов с налогоплательщиками принципиально не изменилась в сравнении с работой ПФР и ФСС. Прежними остались наименования взносов, принципы их исчисления, применение льгот, сроки уплаты.

Однако основным регулирующим нормативным актом в рамках данных правоотношений стал НК РФ. В нем появилась новая глава 34, которая заменила ранее действовавшие федеральные законы, по которым осуществлялось администрирование страховых взносов государственными фондами.

Узнать больше об особенностях нового законодательства о страховых взносах вы можете в статье «Налоговый кодекс и страховые взносы в 2017 году».

Полезно будет узнать больше о том, как именно разграничиваются полномочия между ФНС — текущим основным администратором страховых платежей, ПФР и ФСС — прежними администраторами данных платежей.

Особенности разграничения полномочий между государственными структурами (информация ФНС РФ с сайта ведомства)

После реформы ФНС имеет следующие полномочия (письмо ФНС РФ от 19.01.2017 № БС-4-11/793):

  • контроль за корректностью подсчета, полнотой и своевременностью перечисления взносов (тех, что находятся в юрисдикции НК РФ);
  • прием страховых платежей — начиная с периодов 2017 года;
  • зачет и возврат страховых платежей в соответствии с решениями ПФР и ФСС;
  • применение отсрочки или рассрочки по выплатам;
  • взыскание недоимок по страховым платежам.

В свою очередь, фонды имеют полномочия:

  • по приему от ИП и юрлиц расчетов по выплатам за периоды до 2017 года;
  • по контролю за корректностью расчета, полнотой и своевременностью перевода взносов в фонды за периоды до 2017 года;
  • принятие решений о возврате взносов на основании заявлений плательщиков и передача данных решений в ФНС.

Конкретно за ФСС, не считая полномочий по сбору взносов на травматизм, осталась компетенция по проверке расходов работодателей, предоставляющих пособия по временной нетрудоспособности и материнству, а также возмещение данных расходов.

Конкретно за ПФР сохранены функции, которые связаны с ведением:

  • персонифицированного учета;
  • контроля за уплатой взносов по программам добровольного страхования.

Дальше рассмотрим один из аспектов реформы по передаче полномочий в администрировании страховых платежей ФНС — отчетность.

Отчетность по страховым платежам в ФНС: нюансы

В новые полномочия ФНС наряду с администрированием страховых платежей также входит получение отчетности по соответствующим платежам. Изначально данная компетенция принадлежала нескольким государственным фондам, и потому фирмы-работодатели были обязаны предоставлять несколько видов отчетности по страховым платежам.

В частности:

  • в ПФР — формы РСВ-1 и СВЗ-М;
  • в ФСС — форму 4-ФСС.

За периоды начиная с 2017 года налогоплательщики предоставляют новый вид отчетности — Единый расчет по форме КНД 1151111 и направляют его в ФНС.

В свою очередь, в компетенции ПФР остается получение отчетности по форме СЗВ-М. В ПФР также нужно будет направлять новую форму — СЗВ-СТАЖ (в первый раз, по итогам деятельности в 2017 году, предоставляется до 01.03.2018).

В компетенции ФСС — отчетность в новой редакции — по приказу ФСС от 26.09.2016 № 381, в части сведений о взносах на травматизм (поскольку, как мы отметили выше, ФСС продолжит собирать данные взносы).

Узнать больше о применении Единого расчета по страховым взносам вы можете в статье «Единый расчет по страховым взносам с 2017 года — бланк».

Сроки уплаты страховых взносов в налоговую инспекцию и КБК

Как мы отметили выше, сроки уплаты страховых взносов в ИФНС с 2017 года— те же, что были установлены для перечисления страховых платежей в государственные фонды. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы до 15-го числа месяца, следующего за отчетным. ИП — в любых пропорциях уплачивают фиксированный платеж до конца года.

В свою очередь, законодатель осуществил заметную корректировку КБК по взносам, которые взимает в соответствии с полученными полномочиями ФНС.

Если работодатель не перечислил страховые платежи в государственные фонды вовремя за периоды до 2017 года, то ФНС будет ожидать их перевода с применением КБК:

  • по взносам в ПФР — 182 (код ФНС) 10202010061000160;
  • по взносам в ФФОМС — (код ФНС) 10202101081011160;
  • по взносам в ФСС — (код ФНС) 10202090071000160.

В свою очередь, уплачивая страховые взносы в ФНС с 2017 года, работодатель применит, соответственно, коды:

  • для пенсионных взносов — (код ФНС) 10202010061010160;
  • для медицинских взносов — (код ФНС) 10202101081013160;
  • для взносов по больничным и декрету — (код ФНС) 10202090071010160.

ИП при задолженностях за периоды до 2017 года нужно применять КБК:

  • по взносам в ПФР — (код ФНС) 10202140061100160;
  • по взносам в ПФР с доходов более 300 000 руб. — (код ФНС) 10202140061200160;
  • по взносам в ФФОМС — (код ФНС) 10202103081011160.

Заполняя платежки за периоды с 2017 года, ИП будет применять КБК:

  • по взносам в ПФР — (код ФНС) 10202140061110160;
  • по взносам в ФФОМС — (код ФНС) 10202103081013160.

КБК для взносов ИП по доходам более 300 000 руб. за 2016 год: 18210202140061200160. Для платежа 2017 года отдельного КБК для 1% в ПФР нет – см. «На какой КБК предпринимателю платить взносы с дохода свыше 300 000 рублей?».

Классификация статусов плательщиков взносов

Плательщики страховых взносов в ИФНС с 2017 года могут иметь разные статусы:

1. Плательщика, перечисляющего взносы в обычном порядке (без применения льгот).

2. Плательщика, имеющего право перечислять взносы со льготами.

3. Плательщика, обязанного перечислять в ФНС дополнительные взносы.

Код, соответствующий тому или иному статусу плательщика взносов, фиксируется в форме КНД 1151111.

Так, если фирма уплачивает взносы в обычном порядке, то фиксирует в форме Единого расчета код 01, 02 или 03 в зависимости от применяемой системы налогообложения — ОСН, УСН или ЕНВД. Если работодатель вправе уплачивать взносы по льготным тарифам, то в зависимости от конкретного из них должен будет указать в форме КНД 1151111 код, находящийся между кодами 04 и 16. Если работодатель обязан уплачивать дополнительные взносы, то он должен указать код в зависимости от конкретного типа взноса — число между 21 и 29.

Узнать больше об отражении кода плательщика в форме Единого расчета по взносам вы можете в статье «Код тарифа плательщика страховых взносов в 2017 году».

Рассмотрим более подробно, какие ставки применяются при уплате страховых взносов в ФНС исходя из статуса плательщика.

Уплата взносов в ФНС по обычному тарифу: ставки

Фирма, не имеющая льгот по страховым взносам, уплачивает их по ставке 22% в ПФР (выше максимальной базы — 10%), 2,9% — в ФСС (в пределах максимальной базы), 1,8% — в ФСС за иностранцев, 5,1% — в ФФОМС.

ИП уплачивает фиксированный взнос за себя по формуле

ВЗС = ВЗС (ПФР) + ВЗС (ФФОМС),

где:

ВЗС (ПФР) — взнос ИП за себя в ПФР;

ВЗС (ФФОМС) — взнос ИП за себя в ФФОМС;

ВЗС (ПФР) = МРОТ × 12 × 0,26 + Д300 × 0,01,

где:

Д300 — доход, превышающий 300 000 руб.;

ВЗС (ФФОМС) = МРОТ × 12 × 0,051.

При этом максимальная величина показателя ВЗС (ПФР) определяется по формуле

ВЗС-ОБЩ (ПФР) = 8 × МРОТ × 12 × 0,26,

где:

ВЗС-ОБЩ (ПФР) — максимально возможный взнос ИП за себя в ПФР.

Узнать больше о ставках по страховым взносам вы можете в статье «Какие ставки страховых взносов в 2015–2016 годах?».

Рассмотрим теперь специфику пониженных ставок по взносам.

Пониженные взносы в ФНС: основания для применения и ставки

Уплачивать страховые взносы в ФНС с применением различных льгот могут только фирмы-работодатели. Для ИП без работников возможность снизить платеж по соответствующей льготе отсутствует, если иное прямо не предусмотрено законом (далее в статье мы рассмотрим примеры подобных привилегий).

Работодатели же могут перечислять в ФНС страховые платежи (в зависимости от своего статуса, организационно-правовой формы и прочих оснований):

  • с применением уменьшенных ставок по взносам в ПФР, ФСС и ФФОМС в 2017–2019 годах и иных периодах;
  • в ПФР — по уменьшенной ставке, а в ФСС и ФФОМС — по нулевой ставке;
  • не платить взносы вовсе.

Рассмотрим, какие критерии определяют возможность применения указанных льгот фирмами-работодателями.

Уплата сниженных ставок по взносам ФНС: основные критерии

Льготные ставки по страховым платежам можно подразделить на 2 типа:

1. Ставки, установленные с 2017 по 2019 год:

  • по взносам в ПФР — 8% в 2017 году, 13% в 2018-м и 20% в 2019-м;
  • по взносам в ФСС — соответственно, 2%, 2,9% и 2,9%;
  • по взносам в ФФОМС — 4%, 5,1% и 5,1%.

Уплачивать взносы по приведенным ставкам вправе (при условии соблюдения прочих критериев, установленных ст. 427 НК РФ):

  • предприятия на УСН, которые занимаются интеллектуальными разработками;
  • предприятия, осуществляющие деятельность в особых экономических зонах.

2. Ставки, установленные для предприятий в сфере IT, которые работают за пределами особых экономических зон, с 2017 по 2023 год:

  • по взносам в ПФР — 8%;
  • по взносам в ФСС — 2%, для иностранцев и лиц без гражданства в статусе временно пребывающих в РФ — 1,8%;
  • по взносам в ФФОМС — 4%.

При этом тарифы для временно пребывающих граждан стран ЕАЭС установлены те же, что для россиян, а за временно пребывающих высококвалифицированных специалистов (не являющихся гражданами стран ЕАЭС), получающих свой статус по закону «О правовом положении иностранных граждан» от 25.07.2002 № 115-ФЗ, взносы в ФСС уплачивать не нужно.

3. Ставки, установленные для фирм Севастополя, Крыма, резидентов свободного порта во Владивостоке:

  • по взносам в ПФР — 6%;
  • по взносам в ФСС — 1,5%;
  • по взносам в ФФОМС — 0,1%.

Данными ставками предприниматели Крыма и Владивостока могут пользоваться в течение 10 лет после приобретения своего льготного статуса.

Нулевой платеж в ФСС и ФФОМС: критерии

Право на уплату взносов в ПФР по сниженной ставке — 20% и неуплату взносов в ФСС и ФФОМС имеют (при соблюдении, опять же, иных критериев, определенных ст. 427 НК РФ):

  • предприятия на УСН, которые осуществляют виды деятельности, указанные в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ;
  • фармацевтические организации и ИП (с лицензией) на ЕНВД;
  • благотворительные организации, НКО;
  • ИП на ПСН (с некоторыми ограничениями на виды деятельности).

Соответствующими льготами указанные хозяйствующие субъекты вправе пользоваться в 2017 и 2018 годах.

Узнать больше об использовании работодателями на УСН льготных страховых тарифов вы можете в статье «Льгота по страховым взносам при УСН в 2017 году».

Право на уплату взносов в ПФР по ставке 14% и неуплату — в ФСС и ФФОМС имеют резиденты инновационного центра «Сколково». Как и в случае с предприятиями Севастополя, Крыма и порта во Владивостоке, данное право установлено для хозяйствующих субъектов на 10 лет с момента приобретения ими льготного статуса (при условии, опять же, соблюдения прочих критериев, определенных ст. 427 НК РФ).

Кто вправе не платить взносы в ФНС?

Не уплачивать страховые взносы в принципе имеют право:

1. С 2017 по 2027 год — фирмы, являющиеся работодателями для экипажей судов, прописанных в Российском международном реестре. Данные суда при этом не должны использоваться в целях транспортировки и хранения нефти либо нефтепродуктов в российских морских портах.

2. Индивидуальные предприниматели (в части взносов за себя) — в периоды (п. 7 ст. 430 НК РФ):

  • службы в армии;
  • ухода за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (но не более 6 лет в целом);
  • ухода за человеком с инвалидностью 1-й группы, ребенком с инвалидностью, лицом в возрасте 80 лет и старше;
  • проживания с супругом или супругой, которые проходят службу в армии по контракту, в местностях, где нельзя было трудоустроиться (но не более 5 лет в целом);
  • проживания с супругом или супругой, работающих в дипломатических и торговых представительствах РФ за рубежом (но не более 5 лет в целом).

Дополнительные взносы в ФНС: нюансы

Уплачивать дополнительные взносы в ПФР, администрируемые ФНС в порядке, рассмотренном нами выше, обязаны в соответствии со ст. 428 НК РФ:

1. Работодатели, нанимающие сотрудников на места с вредными условиями труда (по видам работ, определенным законодательно), — по ставке 9%.

2. Работодатели, нанимающие сотрудников на места с тяжелыми условиями труда (также по видам определенных работ), — по ставке 6%.

3. Работодатели по п. 1 или 2, нанимающие сотрудников на места с вредными или опасными условиями труда, — по ставкам, зависящим от класса (подкласса) опасности или вредности, присвоенного по итогам спецоценки.

Так, самая высокая ставка установлена для 4-го класса (опасные условия труда) — 8%, самая низкая — для подкласса 3.1 (вредные условия) — 2%.

Если фирма обязана уплачивать дополнительные взносы по п. 3, то она не уплачивает те, что предусмотрены п. 1 или 2.

Еще одна разновидность взносов в ПФР — платежи на дополнительное социальное обеспечение. В соответствии со ст. 429 НК РФ данные взносы уплачиваются:

  • фирмами, которые являются работодателями для экипажей самолетов и вертолетов, — по ставке 14%.
  • фирмами, которые являются работодателями в сфере угольной промышленности, — по ставке 6,7%.

При этом перечни хозяйствующих субъектов, которые обязаны применять обозначенные тарифы на социальное обеспечение, устанавливаются законодательно.

Итоги

С 2017 года ФНС является основным администратором страховых платежей — всех, кроме взносов на травматизм, которые собирает по-прежнему ФСС. Аналогично основная отчетность по страховым платежам направляется также в ФНС (однако некоторые компетенции по приему отчетности сохранены за ПФР и ФСС). В платежках по взносам, составляемых в 2017 году, даже при оплате долгов за прошлые периоды, проставляются КБК, отражающие факт перечисления денежных средств на счета ФНС.

Узнать больше об особенностях уплаты различными хозяйствующими субъектами взносов в государственные фонды вы можете в статьях:

Добавить в закладки
Ваш вопрос
Отправить