Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Понятие коммерческой тайны в гражданском праве, примеры

Понятие коммерческой тайны расшифровано в законе о коммерческой тайне и упоминается в иных нормативных актах. О содержании этого термина и нюансах отнесения информации к данной категории — узнайте из нашего материала.

 

 

Какое определение содержит статья о коммерческой тайне ГК РФ (2016–2017 годы)

Действующая редакция Гражданского кодекса отдельной статьи, посвященной коммерческой тайне, не содержит — в предыдущей редакции ГК РФ этот вопрос находил отражение в ст. 139 ГК РФ. Исходя из содержания утратившей силу статьи, к сведениям, составляющим коммерческую тайну (ССКТ), относилась информация:

  • обладающая коммерческой ценностью в силу неизвестности третьим лицам;
  • защищенная от всеобщего обозрения на законном основании (способами, предусмотренными ГК РФ и другими законами);
  • охрана конфиденциальности которой производится ее обладателем.

Расшифровку определения ССКТ можно найти в законе о коммерческой тайне от 29.07.2004 № 98-ФЗ. По ст. 3 указанного закона ССКТ — это информация любого характера:

  • коммерчески ценная — то есть полезная (достоверная, актуальная и полная) для выработки решений в коммерческой деятельности;
  • не доступная для третьих лиц — в гражданском праве такими лицами признаются не являющиеся стороной в обязательстве субъекты, способные в силу закона или договора приобретать по нему гражданские права и обязанности;
  • в отношении которой ее обладателем введен режим коммерческой тайны — спецрежим конфиденциальности информации, позволяющий получить коммерческую выгоду (увеличить доходы, избежать излишних расходов и т. д.).

Подробнее узнать содержание закона № 98-ФЗ поможет материал «Федеральный закон о коммерческой тайне».

Таким образом, коммерческая тайна ГК РФ не расшифровывается, но детализируется в иных нормативных актах. К примеру, в п. 5 Перечня сведений конфиденциального характера (утв. указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188) ССКТ определена как информация, связанная с коммерческой деятельностью, доступ к которой ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами.

Коммерческая тайна и иные предусмотренные в законодательстве режимы сохранения информации (государственная, служебная и другие)

Коммерческой тайне посвящен отдельный закон (№ 98-ФЗ). Кроме коммерческой тайны, нормативно регулируются:

  • государственная тайна (законом от 21.07. 1993 № 5485-1 о государственной тайне);
  • служебная тайна (набором законов: о государственной гражданской службе [ст. 24], о страховании вкладов [ст. 31], о кредитных историях [ст. 17] и др.);

 Для сравнения понятий коммерческой и служебной тайны воспользуйтесь статьей «Определение и виды служебной тайны в законе».

  • иные тайны (тайна усыновления, тайна переписки, врачебная тайна и т. д.)

Об основных отличиях конфиденциальной информации и коммерческой тайны узнайте из материала «Отличие коммерческой тайны от конфиденциальной информации».

Коммерческая тайна как особый объект гражданских прав

Коммерческая тайна в гражданском праве занимает особое положение:

  • с одной стороны, под коммерческую тайну попадает информация, которая сама по себе уже является самостоятельным объектом гражданских прав (ст. 128 ГК РФ);
  • с другой стороны, включение в разряд коммерческой тайны разнохарактерных сведений (ноу-хау, информационных баз, планов, разработок и др.) требует различных подходов и способов защиты, регламентированных разными законодательными нормами (к примеру, исходя из ст. 1465 ГК РФ, такая разновидность ССКТ, как ноу-хау, является самостоятельным объектом гражданских прав).

Субъектами права на коммерческую тайну выступают:

  • ее владельцы (физические и юридические лица);
  • ее законные обладатели — лица и компании, получившие конфиденциальные сведения от ее владельца на законном основании;
  • конфиденты — работники, контрагенты, должностные лица, получившие доступ к коммерческой тайне.

Право на коммерческую тайну включает в себя следующие правомочия (юридические возможности для субъекта права осуществлять определенные действия или требовать определенных действий или бездействия от другого субъекта):

  • возможность создавать, передавать и распространять коммерческую информацию любым законным способом (возможность гражданского оборота);
  • возможность использования коммерческой тайны для получения выгоды при осуществлении предпринимательской деятельности;
  • возможность требования от других лиц соответствующего поведения, обеспечивающего названные правомочия;
  • возможность требования обеспечения госзащиты при нарушении своих прав на коммерческую тайну.

С примерами сведений, составляющих коммерческую тайну, вы можете ознакомиться в следующем разделе.

Коммерческая тайна предприятия или предпринимателя — это… (примеры)

Каждый хозяйствующий субъект в процессе своей деятельности производит и (или) получает коммерческую информацию, разнообразие и объемы которой зависят:

  • от специфики деятельности компании;
  • ее масштабов и структуры;
  • разнообразия операционных сегментов;
  • особенностей применяемых технологий, способов и методов производства;
  • иных нюансов.

Часть этой информации обладает коммерческой ценностью и подлежит засекречиванию — применению к ней специальных мер защиты. Список таких сведений у каждого хозяйствующего субъекта свой — в него может попасть следующая информация (например):

  • ход и содержание проводимых компанией разработок и научно-исследовательских работ;
  • формулы и алгоритмы, применяемые в технологических процессах производства изделий;
  • описание промышленных образцов и моделей;
  • точные конструктивные характеристики создаваемой продукции;
  • результаты экспериментов и тестов созданного оборудования;
  • методы защиты программного обеспечения и иных объектов интеллектуальной собственности;
  • условия заключения долгосрочных финансовых контрактов;
  • данные об объемах и видах сырьевых запасов;
  • кодовые комбинации охранной системы;
  • другая информация коммерческого характера.

Приведенные примеры коммерческой тайны — это лишь часть ССКТ, включающая обширный информационный список и состоящей из нескольких групп (об этом расскажем далее).

Засекретить информацию необходимо, если ее утечка или разглашение:

  • наносит ущерб интересам хозяйствующего субъекта;
  • лишает его конкурентных преимуществ;
  • способствует появлению неоправданных затрат;
  • служит иным негативным последствиям.

Как отделить подлежащие защите сведения от общей массы коммерческой информации, расскажем в следующих разделах.

Коммерческая информация и коммерческая тайна: виды, сходства и различия

Коммерческая информация обладает широким разнообразием. Ее можно объединить в несколько групп:

  • организационная (данные о компании, ее уставном капитале, учредителях и др.);
  • технологическая (сведения о разрабатываемых или применяемых технологиях, способах, методах);
  • статистическая (численность сотрудников, количество филиалов и т. п.);
  • информационная (сведения о видах деятельности, лицензиях, месте регистрации и нахождения компании и ее подразделений, контактные телефоны, адрес сайта и эл. почты);
  • финансовая (показатели бухгалтерской отчетности, сведения о кредитах, справки, пояснения, отчеты);
  • планово-экономическая (бизнес-планы, инвестиционные планы, планы технической реконструкции и др.);
  • аналитическая (результаты маркетинговых исследований, анализы конкурентоспособности и т. п.);
  • прочая (клиентские базы, деловая переписка).

Вся совокупность коммерческой информации по степени ее коммерческой ценности делится:

  • на сведения закрытого доступа;
  • данные ограниченного распространения;
  • общедоступную информацию.

Таким образом, коммерческая информация — это понятие более широкое, чем содержание термина ССКТ. Оно объединяет все связанные с коммерческой деятельностью сведения, включая нуждающийся в защите сегмент информации, именуемый ССКТ.

Для корректного отнесения коммерческой информации в разряд ССКТ следует учесть особые критерии — узнайте о них из следующего раздела.

Признаки коммерческой информации конфиденциального характера: как отличить подлежащие защите сведения от общедоступных и где взять образец положения о коммерческой тайне

При составлении перечня ССКТ можно использовать следующий алгоритм:

1. Исключить из общей массы коммерческой информации сведения общедоступного свойства — по списку, отраженному в ст. 5 закона № 98-ФЗ.

2. Проверить оставшиеся данные по специальным критериям:

  • наличие определенной степени выгодности использования ССКТ ее обладателем или конкурентами;
  • незащищенность информации нормами авторского или патентного права;
  • засекречивание сведений не противоречит требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и др. (п. 6 ст. 10 закона № 98-ФЗ);
  • иные специфические критерии, разработанные обладателем коммерческих сведений (определенная форма носителя информации и т. д.).

Критерии отнесения информации в разряд ССКТ можно прописать в отдельном внутрифирменном локальном акте (инструкции, положении, приказе).

Изучайте готовый образец подобного документа с помощью материала «Положение о коммерческой тайне — образец 2017 года».

Работники компании должны быть обязательно ознакомлены с перечнем ССКТ, иначе увольнение сотрудника за их разглашение может быть признано судом незаконным (пример судебных решений см. далее).

Судебная практика по коммерческой тайне

Разграничить сведения на ССКТ и сведения общедоступного характера — это важный этап в процедуре организации режима коммерческой тайны. Не менее значительным мероприятием является ознакомление с ним работников фирмы.

Знакомство с «секретным» коммерческим перечнем происходит:

  • при приеме нового сотрудника на работу в компанию;
  • при корректировке существующего перечня ССКТ.

Возможность увольнения сотрудников за разглашение ССКТ предусмотрена в трудовом законодательстве (об этом в следующем разделе). При этом увольнение не ознакомленного с перечнем ССКТ работника за их разглашение может быть признано судом незаконным — см., например, апелляционное определение Московского горсуда от 18.09.2013 по делу № 11-28840.

Помимо перечня ССКТ, в компании должен быть разработан порядок работы с такого рода информацией, в том числе: схемы нанесения и снятия спецзнаков на носители с ССКТ, порядок доступа к ССКТ и т. д. Иначе работник, уволенный за разглашение ССКТ, будет восстановлен по решению суда — например, в кассационном определении ВС УР от 25.05.2011 по делу № 33-1796 иск работника о восстановлении на работе был удовлетворен в связи с тем, что материальные носители ССКТ не имели спецотметки (грифа «Коммерческая тайна»).

Детальную информацию о спецотметках на ССКТ см. в материале «Что означает гриф коммерческой тайны?».

Следует отметить, что по аналогичному вопросу существуют и противоположные судебные решения — в постановлении Мосгорсуда от 05.12.2013 № 4у-9352/13 отмечено, что отсутствие грифа «Коммерческая тайна» при наличии прочих охранных мер не свидетельствует о том, что режим коммерческой тайны не был установлен.

Могут ли уволить по ТК РФ за разглашение конфиденциальных коммерческих сведений (статья кодекса)?

Разглашение ССКТ — это нарушение установленного в компании режима коммерческой тайны, за которое предусмотрена дисциплинарная ответственность в виде увольнения (подп. «в» п. 6 ст. 81 ТК РФ).

Работодателю можно применить указанную статью, если:

  • разглашенные работником сведения стали ему известны в ходе исполнения трудовых функций;
  • работник добровольно обязался не разглашать ССКТ.

Среди положительных для работодателей исходов судебных разбирательств в подобных делах можно назвать апелляционное определение Мосгорсуда от 08.10.2013 по делу № 11–33789.

Благоприятный для работодателя исход дела во многом зависит от его способности доказать в суде:

  • вину работника путем проведения в компании внутренней проверки факта нарушения режима коммерческой тайны (предъявление суду протокола с результатами расследований, проведенных специальной внутренней комиссией и принятыми решениями);
  • соблюдение работодателем процедуры привлечения работника к дисциплинарной ответственности (что при наложении взыскания учитывалась личность работника, его предшествующее поведение, обстоятельства совершения и тяжесть проступка).

Для того чтобы избежать негативных последствий от разглашения ССКТ, работодателю необходимо знать потенциальные угрозы нарушения сохранности секретных коммерческих сведений и анализировать возможные пути их утечки — узнайте об этом из следующего раздела.

Пути завладения подлежащей защите конфиденциальной коммерческой информации и потенциальные угрозы от нарушения ее сохранности

Среди наиболее распространенных способов незаконного завладения ССКТ можно назвать:

  • промышленный шпионаж — одну из форм недобросовестной конкуренции, представляющей собой незаконные манипуляции с ССКТ (их получение, использование, разглашение) с целью получения материальной выгоды или предпринимательских преимуществ;
  • хищение содержащих ССКТ чертежей, документов и образцов;
  • перехват ССКТ посредством технических средств (путем подслушивания телефонных разговоров, просмотра телеграфных отправлений, внедрения компьютерных программ-шпионов и др.);
  • подкуп сотрудников компании-конкурента;
  • проведение иных спецмероприятий (ложных переговоров с конкурентами о покупке лицензии, беседы о найме сотрудника компании-конкурента без намерения приема его на работу и т. д.).

Попавшая незаконным путем в распоряжение злоумышленников ССКТ несет потенциальные угрозы ее законному обладателю, так как может:

  • использоваться для шантажа или вымогательства;
  • выступать предметом незаконной купли-продажи;
  • побуждать к заключению кабальных сделок;
  • использоваться при ведении торговых войн;
  • являться средством недобросовестной конкуренции.

Может ли штраф заменяться предупреждением за такое нарушение, как недобросовестная конкуренция, узнайте из сообщения «Малому и среднему бизнесу облегчили административную ответственность».

Итоги

С понятием коммерческой тайны можно ознакомиться в законе № 98-ФЗ. Попадающие под данный режим сведения определяются каждым хозяйствующим субъектом исходя из масштабов компании с учетом специфики ее работы.

В перечень конфиденциальных сведений коммерческого характера включаются секретные разработки, ноу-хау, результаты НИОКР, условия долговременных инвестиционных договоров и иная коммерческая информация, обладающая коммерческой ценностью.

С установленным перечнем необходимо ознакомить работников под расписку, иначе у виновного в разглашении сведений сотрудника появится основание для обращения в суд по вопросу незаконного увольнения.

Добавить в закладки
Ваш вопрос
Отправить
Есть вопросы по налогам? Обсудите их с экспертами на форуме НН