Проверочные листы ГИТ по кадровым вопросам помогут любому работодателю при подготовке к плановому контролю. Что они собой представляют и как ими воспользоваться, читайте в нашем материале.
Чек-листы: что это такое и какими они бывают?
Де-юре с 1 января 2018 года Государственная инспекция труда (далее — ГИТ) при проведении планового контроля работодателей должна была начать применять проверочные листы (чек-листы). Но фактически чек-листы применяются с 04.02.2018, поскольку именно с этой даты вступил в силу приказ Роструда, их утвердивший (от 10.11.2017 № 655). При этом до 01.07.2018 чек-листы будут использоваться только при проверках работодателей с категорией риска «умеренный», а после этой даты — в отношении всех работодателей.
Чек-лист состоит из двух частей:
- «Шапка», куда вписываются сведения о проверке, проверяемых и проверяющих. Она одинакова для всех листов.
- Основная часть, представленная в виде таблицы из трех столбцов: контрольный вопрос, ссылка на правовую норму, ответ на вопрос. Вопросы зависят от тематики листа. Сформулированы они так, чтобы можно сделать однозначный вывод о наличии или отсутствии нарушений.
В настоящее время утверждено 107 чек-листов. Еще некоторое их количество будет утверждено позднее.
Все листы можно разделить на три группы:
- Проверочные листы по отделу кадров - ГИТ может применять их при проверках всех работодателей (касаются соблюдения общих норм ТК: выплаты зарплаты, оформления трудового договора и т. д.).
- Листы, применение которых зависит от различных условий: территории деятельности предприятия, наличия в штате отдельных категорий лиц (к примеру, несовершеннолетних, инвалидов) и т. д.
- Чек-листы по спецоценке условий труда, несчастным случаям на производстве, охране труда. Листы по охране труда составляют большую часть всех листов и разделены по видам работ, ведущихся на предприятии (работы на высоте, с электроустановками и т. п.).
Как проводится проверка документов трудовой инспекцией по отделу кадров?
Любая плановая проверка ГИТ может коснуться следующих вопросов:
- прием на работу и содержание трудовых договоров;
- изменение трудовых договоров, увольнение, сокращение;
- выплата зарплаты, удержания из нее;
- учет и режим времени труда;
- медицинские осмотры;
- продолжительность работы, привлечение к труду за ее пределами;
- предоставление отпусков;
- несчастные случаи на производстве.
Проверка кадровых документов трудовой инспекцией означает установление факта их наличия и правильности оформления. При этом инспекторы будут ограничены вопросами, содержащимися в соответствующих листах.
Готовясь к плановому контролю, любой работодатель может проверить себя с помощью сервиса «Электронный инспектор» на онлайн-портале Роструда. Для этого необходимо:
- выбрать интересующий лист;
- подготовить указанный сервисом комплект документов;
- ответить на вопросы.
По итогам ответов на вопросы листа сервис выдаст заключение об отсутствии или наличии нарушений трудового законодательства по выбранной теме. В случае наличия таковых работодателю будут предоставлены рекомендации по их устранению и шаблоны документов.
Итоги
Внедрение проверочных листов при плановых трудовых проверках призвано облегчить жизнь как инспекторам, так и подконтрольным субъектам. Используя их, работодатель сможет заранее привести в порядок кадровые и иные документы и тем самым избежать штрафов.