Анализ налоговой нагрузки – непременное условие проверки отчетности, проводимой ИФНС. Данные этого анализа становятся не только источником выводов о нарушениях, допускаемых налогоплательщиком, но и материалом для статистических обобщений. Рассмотрим, каким порядком руководствуется ИФНС при данном анализе.
Что показывает налоговая нагрузка?
Налоговая нагрузка – расчетная величина, позволяющая количественно оценить объем средств, затрачиваемых налогоплательщиком на уплату налогов. Чаще всего ее определяют в процентах, что позволяет оперировать этим показателем в различных целях: анализ, планирование, прогноз.
Расчет ее довольно прост: это отношение суммы налогов к любой из выбранных для сравнения баз (например, к выручке, доходам, прибыли). Но вместе с тем допускается большое количество вариантов формулы, что связано с отсутствием требования об использовании строго определенных исходных данных. Возможен, например, выбор между:
- набором налогов или одним из них;
- бухгалтерскими или налоговыми данными, включенными в базу;
- одним или несколькими периодами, попадающими в расчет;
- фактическими или прогнозными цифрами.
Кому и для чего нужен расчет нагрузки?
Этот показатель задействован в работе ФНС РФ (приказ ведомства от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, письмо от 17.07.2013 № АС-4-2/12722) как один из инструментов, позволяющих на основе анализа представляемой налогоплательщиками отчетности осуществлять:
- Статистическую обработку данных, получая в результате усредненные экономические показатели по годам, регионам, типам хоздеятельности, режимам налогообложения, видам налогов, с которыми возможно проведение сравнения цифр конкретного налогоплательщика.
- Выявление тех отклонений от средних значений показателей, которые, наряду с другой информацией, могут быть свидетельством нарушений налогоплательщиком налогового законодательства.
- Планирование проверок.
Обратите внимание! Письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 отменено письмом ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@. Регламентировать порядок работы комиссий скоро будет новый документ.
Содержащиеся в указанных документах ФНС формулы расчета и методика анализа с успехом могут быть использованы и налогоплательщиками для целей:
- анализа итогов собственной деятельности;
- сопоставления возможных вариантов налогообложения;
- перспективного прогноза дальнейшей работы;
- оценки рисков отнесения к неблагонадежным с точки зрения ИФНС;
- аргументированных объяснений принимаемых управленческих решений.
Как ИФНС проводит анализ налоговой нагрузки?
Основные принципы анализа налоговой нагрузки, приводимого ИФНС, изложены в ее письме от 17.07.2013 № АС-4-2/12722. Он состоит из нескольких этапов, заключающихся в:
- отборе налогоплательщиков для более пристального рассмотрения;
- анализе динамики показателей их отчетности во времени;
- сборе иных сведений о налогоплательщиках и сопоставлении их с данными отчетности.
На первом этапе анализа налоговой нагрузки внимание налоговиков привлекают лица:
- работающие с убытком;
- показывающие высокую долю вычетов по НДС или НДФЛ;
- имеющие низкий уровень налоговой нагрузки по основным налогам, начисляемым при выбранной системе налогообложения;
- накапливающие долги по налогам;
- снижающие объемы налоговых платежей в сопоставлении с предшествующими годами;
- с противоречивыми данными в отчетности;
- не отразившие доходы, информация о наличии которых получена ИФНС из других источников;
- безосновательно применяющие льготы по налогам;
- выплачивающие неоправданно низкую зарплату.
При этом налоговики рассматривают отчетность каждого налогоплательщика за конкретный период, рассчитывая по нему величину как общей налоговой нагрузки, так и нагрузки по отдельным налогам, сопоставляя их с аналогичными данными предшествующих лет.
О вариантах расчета налоговой нагрузки читайте в статье «Расчет налоговой нагрузки в 2015 году (формула)».
Второй этап, содержащий собственно сам анализ налоговой нагрузки, включает сравнение данных по выделенному налогоплательщику с:
- его же данными по разным налоговым периодам;
- аналогичными данными похожих налогоплательщиков;
- максимальными и средними значениями по отрасли.
Рассматриваемые сведения выстраивают в динамике за несколько лет, и в случае выявления неблагоприятной тенденции изменения показателей переходят к третьему этапу: детально изучают всю информацию о налогоплательщике, которую могут предоставить иные источники:
- ИФНС;
- банки;
- другие налогоплательщики;
- госреестры;
- СМИ, в т.ч. Интернет;
- госорганы, ПФР, ФСС.
На основании этой информации в отношении налогоплательщика выясняют:
- структуру деятельности;
- принципы денежных потоков;
- характер осуществления сделок;
- взаимосвязи;
- наличие необходимого имущества.
Вся полученная информация сводится в таблицы, позволяющие судить о наличии признаков недобросовестности в деятельности налогоплательщика. К таким признакам относят:
- наличие массовых адресов руководителя, учредителя;
- отсутствие имущества, работников;
- частую смену контрагентов, мест постановки на учет;
- взаимодействие с недобросовестными контрагентами;
- несоответствие денежных сумм в сопоставимых операциях;
- неувязки в отчетности и в сведениях о доходах.
О признаках недобросовестности читайте также в материале «Признание судами получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды».
Эти признаки, наряду с низкими значениями показателей, выявленными при анализе налоговой нагрузки, при отсутствии убедительных объяснений со стороны налогоплательщика, в отношении которых ему направляют соответствующий запрос, с большой вероятностью повлекут за собой решение о проведении выездной налоговой проверки.
Всю полученную в результате анализа налоговой нагрузки налогоплательщика информацию ИФНС сохранит и использует ее в дальнейшем для оценки состояния не только конкретного налогоплательщика, но и других лиц.