Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Таргетирование инфляции простыми словами

Таргетирование инфляции — управление этим экономическим показателем для достижения его целевого значения. В данном случае речь идет о применении комплекса мер, направленных на приближение темпов инфляции к определенному уровню.

Внимание! На главной странице сайта Центрального банка России опубликована информация о том, что целевое значение инфляции в стране установлено на уровне 4 %.

ЦБ РФ является одним из многих регуляторов в мире, использующих в работе методы таргетирования. Например, ФРС США установил целевое значение инфляции на уровне 2 %. Ориентир роста цен ЕЦБ имеет аналогичное значение.

Впервые режим таргетирования был применен на практике в 1989 году в Новой Зеландии. Но сама идея данной политики была предложена почти 100 лет назад, а именно, в 1896 году. Ее создателем является шведский экономист Курт Викселль. 

В каждом случае применение данной политики подразумевает годовой таргет. В РФ накопленная за последние 12 месяцев инфляция должна в любой момент года быть равной 4 %. Ни в одной стране мира не практикуется таргетирование в рамках одной недели или месяца. 

По мнению экономистов, этот метод контроля за показателем роста цен более эффективен, чем управление валютным курсом. Но данная политика не всегда подходит развивающимся экономикам, находящимся в зависимости от импорта. На стоимость ввозимых из-за рубежа товаров процентная ставка, установленная в государстве, практически не оказывает никакого влияния. Поэтому использование данного инструмента в таких случаях не имеет значительного эффекта при борьбе с высокой инфляцией. Таргетирование — это способ сдерживания темпов роста цен, который в наибольшей степени подходит зрелым экономикам. 

Виды инфляции

Существует два вида инфляции: 

  1. Инфляция спроса. Данное явление возникает, когда востребованность товаров или услуг превышает объемы их предложения. Его причинами являются высокий уровень доходов населения, снижение налогов, увеличение размера инвестиционных вложений в бизнес, уменьшение ключевой ставки, рост денежной массы в экономике государства. Все перечисленные факторы соответствуют этапу экономического подъема. Инфляция, которая является следствием развития экономики, считается нормальным процессом, если она сохраняет умеренные темпы. В противном случае требуется применение сдерживающих мер. 
  2. Инфляция предложения. Данное явление возникает при снижении объемов производства товаров и услуг в условиях высокого спроса. Причиной могут быть ужесточение налоговой политики, увеличение размеров пошлин, акцизных сборов, рост стоимости сырья и логистики, дефицит рабочей силы, санкции и т. д. 

Для чего нужна таргетированная инфляция

Небольшая инфляция не является для экономики критическим фактором. Уровень приемлемого роста цен может различаться в зависимости от ситуации в каждом отдельном государстве. Опасность возникает в условиях чрезмерного ускорения темпов инфляции. В таких случаях существенно снижается покупательская способность населения. На одну и ту же сумму граждане могут приобрести все меньше товаров и услуг. 

В условиях высокой инфляции утрачивается способность планирования и прогнозирования собственных расходов. Это касается и бизнеса, и населения. Снижаются показатели потребления. Бизнес утрачивает возможность дальнейшего развития. В таких условиях происходит замедление экономики. В самых сложных случаях возможна стагфляция. Это ситуация, при которой высокая инфляция наблюдается одновременно с экономической рецессией. Выход из данного состояния сопряжен со многими трудностями и требует от правительства приложения больших усилий. 

Еще одним следствием высокой инфляции является девальвация национальной валюты. Данный процесс может запустить механизм еще большего роста цен, если экономика государства ориентирована на импорт и находится в большой зависимости от ввозимых зарубежных товаров и услуг. 

Инфляция в разумных пределах считается нормальным явлением, а ее чрезмерное ускорение связано с высокими рисками для экономики, поэтому важной задачей регулятора является постоянное отслеживание ситуации. При значительном росте цен применяются методы их сдерживания и приведения к целевому показателю, т. е. таргетирования. 

Порядок таргетирования инфляции

Таргетирование инфляции проводится в несколько этапов: 

  1. Определение целевого уровня на конкретный период. Как правило, сроки планирования составляют 1 год. Но теоретически длительность периода может меняться в зависимости от целей экономического развития. 
  2. Разработка программы денежно-кредитной политики, путем реализации которой государство может приблизить уровень инфляции к целевому значению. 
  3. Реализация мероприятий. Возможно внесение корректировок в план действий. Это зависит от текущего показателя состояния экономики и реального уровня инфляции.
  4. Анализ полученных результатов. Регулятор оценивает эффективность проведенных мероприятий с точки зрения достижения поставленной цели.

Способы управления инфляцией

Не все причины высокой инфляции поддаются контролю. Например, регулятор не может снизить цены на сырье или отменить санкционные ограничения. Тем не менее, используя определенные рычаги управления, можно сгладить последствия воздействия данных факторов. 

Чаще всего в целях таргетирования инфляции применяются такие инструменты: 

  1. Изменение размера ключевой ставки. Чем выше проценты, тем дороже кредиты. В таких условиях, как правило, падает показатель спроса на банковские услуги по предоставлению заемных средств. Как следствие, снижаются объемы потребления. Это способствует замедлению инфляции. 
  2. Государственная помощь. Инвестиции в бизнес за счет бюджетных средств способствуют экономическому росту. Примером эффективности данной меры является ситуация, которая наблюдалась в России в период пандемии. 
  3. Изменения налоговых ставок. Чем меньше размер обязательств перед бюджетом, тем выше уровень потребления. Снижение налоговых ставок увеличивает долю свободных средств в распоряжении населения и бизнеса. 
  4. Смягчение требований по отношению к размеру резервирования для банков и др. 

Обязанности по формированию и реализации плана денежно-кредитной политики в России возложены на ЦБ РФ. Основным инструментом данного регулятора является размер ключевой ставки. Если показатель инфляции превышает целевое значение, Центральный банк увеличивает проценты или оставляет их на прежнем уровне. Если цены растут в допустимых нормах, ключевая ставка может не меняться в течение длительного периода. 

Внимание! По состоянию на сегодняшний день показатель инфляции больше чем в два раза превышает целевое значение. 

В рамках политики таргетирования регулятор отслеживает динамику ВВП в государстве, анализирует ситуацию в сфере занятости, изучает изменения цен и их причины. На основании результатов анализа ЦБ РФ принимает решения в рамках процедуры формирования денежно-кредитной политики. Все меры регулятора направлены на достижение цели по приведению показателя инфляции к уровню 4 %. 

Следует отметить, что высокие темпы роста цен являются не единственной причиной изменения размера ключевой ставки. Помимо данного фактора учитываются показатели спроса и предложения, а также ситуация в сфере кредитования бизнеса и населения. 

Добавить в закладки
Вам помогла эта статья?
Да
Нет
Ваш вопрос
Отправить
Есть вопросы по налогам? Обсудите их с экспертами на форуме НН