Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Маркетмейкер на бирже

Маркетмейкер – это один из главных участников биржевых торгов. Данное лицо за вознаграждение выполняет определенные функции на рынке и применяет методы обеспечения оптимальных условий для остальных участников.

Маркетмейкер: кто это

Маркетмейкер — это специалист, участвующий в торгах финансовыми инструментами. Его цель заключается в повышении активности торгового процесса. Для этого маркетмейкер должен быть в любой момент готов провести сделку с другим участником. 

Внимание! Деятельность маркетмейкера в России регулируется на законодательном уровне. 

Существуют такие типы маркетмейкеров: институциональные и спекулятивные. Первые выполняют свои обязанности в соответствие с регламентом. Для этого заключается контракт, устанавливающий условия сотрудничества с организаторами торгов. Российским законодательством предусмотрена деятельность именно данного типа маркетмейкеров. Биржи на своих сайтах размещают их списки. Применяются методы распределения ответственных лиц по работе с отдельными инструментами или рыночными сегментами. 

Спекулятивные маркетмейкеры работают на рынках, не имеющих централизованной структуры, например на межбанковских. 

Функции маркетмейкеров

Функции маркетмейкеров, согласно действующему законодательству, включают в себя обеспечение: 

  • ликвидности путем поддержания спроса и предложения на оптимальных уровнях; 
  • ценовой стабильности; 
  • необходимого объема торгов. 

Благодаря деятельности специалистов, инвесторы избавляются от рисков невозможности осуществления продажи или покупки актива в необходимом объеме по причине отсутствия контрагентов. Если настроения на рынке не определены, возможно возникновение дефицита спроса и предложения. Это часто приводит к увеличению спреда. 

Если настроения участников торгов  определяются однозначно, возможно отсутствие на рынке продавцов или покупателей. Деятельность маркетмейкера исключает вероятность невозможности заключения сделок по этой причине. Любой продавец или покупатель на рынке всегда сможет найти контрагента для проведения операции. Таким образом обеспечивается ликвидность. 

Если настроения участников торгов не определены, большинство покупателей будут создавать заявки с заниженными ценами. При этом продавцы стремятся установить котировки выше среднерыночных. Это может привести к полному отсутствию заявок на покупку или на реализацию активов. Участие маркетмейкера исключает данные риски. Любой продавец или покупатель сможет найти заявку на заключение сделки по цене, приближенной к стоимости предыдущей операции. Таким образом на рынке поддерживается ценовая стабильность. 

Исключая вероятность прекращения торгов, маркетмейкер поддерживает оборот активов. Создаются условия для покупки и продажи ценных бумаг в необходимом объеме по рыночной стоимости. Это повышает привлекательность биржи для эмитентов, заинтересованных в размещении своих активов. 

Внимание! Для обеспечения условий работы маркетмейкеров биржа предоставляет данным лицам особые возможности. Кроме информации, доступной всем участникам торгов, специалист может видеть на экране данные об отложенных сделках, тейк-профитах и стоп-лоссах. 

Иногда биржи наделяют данных лиц особыми полномочиями, расширяя список их функций:

  1. Посредническая деятельность между покупателем и продавцом. В таком случае все сделки на бирже могут заключаться исключительно через маркетмейкера. 
  2. Предоставление необходимой информации участникам торгов. Это предусматривает выполнение обязанностей по фиксации данных о заключенных сделках в специальной книге. Дополнительной функцией маркетмейкеров в таком случае является предоставление необходимых сведений участникам торгов.
  3. Признание котировок, а также установление стоимости активов на момент открытия и закрытия торговой сессии. Для некоторых участников, например для фондов, официальное установление цен является важным условием. Данные обязанности по некоторым инструментам возлагаются на маркетмейкеров. 

Для выполнения своих функций маркетмейкеры применяют следующие методы:

  • поддержание двусторонних котировок; 
  • обеспечение стабильности спреда. 

Задачей маркетмейкера является одновременное установление стоимости продажи и покупки на определенный объем актива. Благодаря этому, каждый участник торгов в любой момент может увидеть на бирже цену заключения сделки. Данные меры направлены на поддержание ликвидности и обеспечение необходимого рыночного оборота.

Размер спреда устанавливается в процентах, в денежных единицах или в пунктах. Поддерживая его в неизменном состоянии, маркетмейкер обеспечивает стабильность котировок, исключая вероятность возникновения значительных колебаний и ценовых разрывов. 

Заработок маркетмейкера

Доход маркетмейкера формируется из двух составляющих: 

  • сумм вознаграждений, выплачиваемых биржей;
  • заработка, получаемого от спреда и оборота. 

Первый вид дохода предусмотрен исключительно для институциональных маркетмейкеров. Суммы вознаграждений выплачиваются на основании условий договора. Их размер определяется соглашением. Например, это может быть процент от заключаемых сделок. 

Так как маркетмейкер устанавливает одновременно цены на продажу и покупку активов, соблюдая спред, рыночные обороты возрастают. Сделки заключаются даже в периоды спокойствия и стабильности на бирже. Периодически одни участники торгов продают маркетмейкеру активы, а другие их покупают по установленным ценам.

Внимание! Разница между стоимостью покупки и продажи биржевых инструментов формирует прибыль маркетмейкера. 

Профессиональный участник рынка не заинтересован в резких колебаниях котировок. Например, в периоды распродаж специалист вынужден приобретать акции по низкой цене. В течение некоторого времени у него не будет возможности их продать по установленной им стоимости. Такие периоды негативно отражаются на уровне заработка маркетмейкера, зависящего от оборота и спреда. 

Для повышения эффективности своей деятельности профессиональные участники рынка разрабатывают собственные стратегии. Данные алгоритмы составляются с учетом известных маркетмейкерам данных, включая информацию о расстановке торговых заявок, действиях других крупных игроков биржи и т. д. В соответствие с выбранной стратегией специалист определяет оптимальный размер лота, ценового шага, а также порядок автоматической подачи заявок в торговую систему. 

При этом другие участники торгов могут использовать собственные алгоритмы для получения информации о действиях маркетмейкера. Это дает трейдерам возможность учитывать данные нюансы в составлении собственных стратегий и при совершении торговых операций.

Заключение

Деятельность маркетмейкеров приносит пользу рынку. Она направлена на поддержание ликвидности, оборотов и ценовой стабильности. Действия профессиональных участников торгов обеспечивают удобные условия инвесторам и эмитентам, размещающим собственные ценные бумаги на бирже в целях получения дополнительного капитала. Маркетмейкер, в свою очередь, тоже получает выгоду от своей работы. Заработок специалиста формируется из сумм вознаграждения, выплачиваемых биржей, и дохода, полученного от спреда и оборота заключаемых сделок. 

Добавить в закладки
Ваш вопрос
Отправить
Есть вопросы по налогам? Обсудите их с экспертами на форуме НН