Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Противодействие коррупции в сфере закупок по 44-ФЗ

Коррупция - 44-ФЗ как основной нормативно-правовой акт направлен на ее предупреждение, то есть на предотвращение использования участниками госзакупок коррупционных схем. Этот закон утверждает перечень методов противодействия коррупции, в том числе требования к участникам комиссии, экспертам, порядку проведения закупок.

Методы противодействия коррупции

В рамках борьбы с коррупцией используются разные методы. Например, постоянно совершенствуется законодательство РФ, уменьшается объем наличного оборота, введена ответственность для должностных лиц, проводятся открытые конкурсы на государственные заказы, закупки и др. В частности, предупреждается коррупция 44-м ФЗ (Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок … для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Этим нормативно-правовым актом утверждены положения, направленные на предупреждение коррупционных явлений.

Антикоррупционные меры

Суть мероприятий

Жесткие требования к членам закупочной комиссии

Не каждый человек может стать участником закупочной комиссии. У него должны отсутствовать прямая или косвенная личная заинтересованность в результатах конкурса и возможность повлиять на них.

Кроме того, членами комиссии не могут быть некоторые лица, приведенные ниже в статье

Право оспорить действительность контракта

Если вы считаете, что у кого-то из участников госзакупки (например, у директора заказчика, члена комиссии) имеется личная заинтересованность, вы можете оспорить правомерность уже заключенного договора в судебном порядке

Ограничения к участникам госзакупки

К участию в торгах не допускаются лица, имеющие непогашенную судимость за преступления в сфере экономики, а также организации, в которых такие лица являются руководителями, главными бухгалтерами и др.

Требования к экспертам, а также экспертным организациям

Некоторые лица и организации, прежде всего имеющие личную заинтересованность или возможность повлиять на результаты экспертизы, не допускаются к ее проведению

Также в 44-ФЗ прописан механизм раскрытия информации о субподрядчиках по крупным контрактам. Такие сведения размещаются в интернете в свободном доступе (в ЕИС), а участники госзакупок всегда могут ознакомиться с этими данными.

В некоторых случаях, установленных Правительством РФ, экспертизу могут проводить только сторонние эксперты, а в отношении отдельных закупок проводятся общественные обсуждения.

В целом, вся контрактная система построена на принципах открытости и прозрачности, что также помогает бороться с коррупционными явлениями.

Кто не может быть членом комиссии по закупкам

Коррупция в сфере закупок по 44-ФЗ предупреждается и ограничениями, предъявляемыми к членам закупочной комиссии. В ее состав не могут входить лица, являющиеся:

  • участниками закупки;
  • акционерами организаций, которые подали заявку на участие в госзакупке;
  • кредиторами или руководителями компаний, участвующих в процедуре;
  • эксперты, которые анализируют и оценивают заявки, документацию, извещения;
  • работниками контролирующих органов, осуществляющих контроль в сфере закупок.

То есть членом закупочной комиссии не может быть лицо, которое может повлиять на результаты госзакупки, а также имеет свою личную заинтересованность в том, чтобы в рамках определенной закупки победил конкретный участник.

Что такое конфликт интересов, кто не может участвовать в торгах

Коррупция в закупках по 44-ФЗ предупреждается требованиями, предъявляемыми к участнику закупки. Между ним и заказчиком не должно быть конфликта интересов. Нельзя, чтобы их связывали общие интересы. Участником закупки, руководителем организации участника не может быть лицо, приходящееся заказчику:

  • близким родственником (одним из родителей, братом, сестрой, сыном, дочерью, внуком);
  • сотрудником компании, который имеет возможность повлиять на результаты (к примеру, директором).

До проведения закупочной процедуры не допускают и тех, кто имеют неснятую судимость, либо организации, где такие лица занимают руководящие должности (в том числе являются и главным бухгалтером). Направлять заявку не могут и те компании, которые ранее привлекались к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ, и это происходило на протяжении последних двух лет.

При осуществлении госзакупок контрактные управляющие, а также члены комиссии по проведению закупок обязаны следить за тем, чтобы не возникало конфликта интересов.

Требования, предъявляемые к экспертам

Для противодействия коррупции законом 44-ФЗ введены ограничения, предъявляемые и к экспертам. Так, к проведению оценки не допускаются:

  • сотрудники организаций, которые являются должностными лицами в компании заказчика или исполнителя, либо работали там не менее, чем два года назад;
  • граждане, которые заинтересованы в заключении договора (есть имущественные интересы);
  • близкими родственниками руководителей юрлиц-участников закупки, а также работников поставщика, подрядчика, исполнителя (родителями, бабушками, дедушками, детьми, братьями, сестрами и др.);
  • компании с долей влияния в организации, являющейся участником (исполнителем или заказчиком), от 20% — имеется в виду не менее 20% от общего количества голосов по голосующим акциям, или от вкладов, долей в уставном (складочном) капитале;
  • граждане и организации, на которых могут повлиять поставщик или заказчик.

Как правило, экспертиза проводится силами заказчика или он привлекает экспертов. Если заказчик выявил, что кто-то из членов экспертной комиссии не соответствует требованиям, установленным законодательством РФ, то он обязан найти другого эксперта.

Рекомендации заказчикам при разработке положений о закупках

И заказчики, и исполнители обязаны соблюдать все требования законодательства РФ в сфере противодействия коррупции. Важно следовать не только ФЗ-44 от 05.04.2013, но и положениям других нормативно-правовых актов, направленных на предупреждение коррупционных явлений.

При разработке порядка проведения закупок для государственных и муниципальных нужд учитывайте условия, предусмотренные такими НПА, как:

  • Методические рекомендации Министерства труда РФ № 18-2/10/П-9716;
  • постановление Правительства РФ от 29.06.2023 № 1066;
  • другие Указы Президента РФ, ФЗ, Постановления Правительства, направленные на противодействие коррупции.

Важно научиться своевременно определять коррупционные риски, в чём помогут Методические рекомендации Минтруда. Этот нормативно-правовой акт рассказывает, какие мероприятия помогут выявить наличие конфликта интересов и что делать, если он возник. Документ будет доступен после оформления пробного бесплатного доступа к системе.

Что такое антикоррупционная оговорка

Одной из мер, направленных на предупреждении коррупции, является включение в договор антикоррупционной оговорки. Так называют положения контракта, предусматривающие права и обязанности сторон в сфере коррупционных проявлений. Например, им может устанавливаться:

  • запрет на передачу денежных средств лицам, у которых есть возможность повлиять на результаты госзакупок;
  • запрет на совершение любых действий, которые могут расцениваться, как получение (дача) взятки;
  • перечень мероприятий, предпринимаемых сторонами при выявлении конфликта интересов;
  • гарантии надлежащего выполнения условий контракта и проведения разбирательств в случае нарушений положений договора.

Отметим, что антикоррупционную оговорку необязательно включать в контракт. Вы можете сделать это по своему желанию. Но если речь идет об оказании услуг, связанных с охранной, космической деятельностью либо услуг в сфере обучения работников правилам охраны труда, а также услуг по проведению СОУТ, то без такого положения договора не обойтись.

Еще больше информации, связанной с госзакупками, смотрите в нашей рубрике.

Итоги

Федеральным законом № 44 от 05.04.2013 регламентированы основные положения, связанные с проведением закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Вся контрактная система строится на принципах прозрачности и открытости, а с целью предупреждения возникновения коррупционных проявлений. Этим же нормативно-правовым актом предусмотрены отдельные механизмы. Разрабатывая положения о проведении закупок, вам важно опираться и на требования ФЗ-44, и на условия иных законодательных актов, направленных на противодействие коррупции.

Добавить в закладки
Ваш вопрос
Отправить
Есть вопросы по налогам? Обсудите их с экспертами на форуме НН